Разработка темы позволяет сделать вывод, что цель и задачи, поставленные во введении, были достигнуты. В процессе исследования были решены следующие задачи:
Исследованы теоретические основы использования сказочных историй для коррекции негативных личностных качеств. В рамках данной задачи были сделаны выводы по следующим направлениям:
- Негативные личностные качества в концепции раннедетских травм по Л. Бурбо
и теории акцентуаций личности К. Леонгарда
В процессе исследования взаимосвязей между акцентуациями характера по К. Леонгарду и раннедетскими травмами по Л. Бурбо, был сделан вывод о том, что в работе над раннедетскими травмами должны использоваться сказки отношений, то есть сказки, в которых речь идет об отношениях пары, обычно мужчины и женщины.
Также было сделано заключение, что при психокоррекционной работе с раннедетскими травмами недостаточно обращаться к сказочным историям. Необходим нарративный инструмент, с помощью которого сказка будет прожита наиболее эффективным способом. Одним из таких инструментов может служить метод личного мифа.
- Сказкотерапия, как метод коррекции
В результате исследования теоретических разработок по сказкотерапии можно сделать следующие выводы.
- Такие исследователи, как О. А. Свирепо, О. С. Туманова, К. Колакогоу и многие другие отмечают высокую ценность сказок как инструмента психокоррекционного и психотерапевтического процесса.
- В результате исследований явления сказки были открыты ее символическая природа (Фрейд З., 2009), сходство со сновидениями (Roheim G., 1953), алогичность и склонность к использованию механизмов психических защит (Schwartz, 1956), функции сказки: связи, трансформации и посредника (Kaers et al., 1989), свойство возврата к стадии всемогущества Я (Ferenczi, 1913/1919), отражение в сказках конфликтов и тревог на всех стадиях развития ребенка (Bettelheim, 1976), репрезентация значимых других, опыта личности и внутренних процессов (Shapiro and Katz, 1978), связь с бессознательными психическими процессами (Франц М.-Л., 2004), описание первичных комплексов и типичных способов реагирования (Dieckman, 1984), архетипы (Юнг К.Г., 1996) и архетипические сюжеты (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., 2011), триада тенденций или потребностей, которые актуализируются, закрепляются и в определенной степени удовлетворяются при восприятии и усвоении сказки (Яничев П.И., 1999).
- Был сделан вывод, что в качестве сказок в психокоррекционной работе над раннедетскими травмами должны быть выбраны инициационные волшебные сказки. Важное значение при исследовании сказок имеют труды В. Я. Проппа касательно морфологии волшебной сказки. «Карты Проппа» позволяют проверить авторскую волшебную сказку на непротиворечивость.
- Сказочные сюжеты могут быть классифицированы по различным основаниям:
- классический классификатор структурно-функциональной типологии сказок А. Аарне в интерпретации Н. П. Андреева (Андреев Н.П., 1929);
- классификатор структурно-функциональной типологии сказок А. Е. Наговицына и В. И. Пономаревой (Наговицын А.Е., Пономарева В.И., 2011);
- классификация Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой по происхождению и областям применения;
- интерпретация классификации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой И. В. Вачковым;
- классификация Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой на женские сказки, мужские сказки и сказки отношений.
Мы пришли к выводу, что ни один из классификаторов не дает достаточных оснований для прямого применения сказок, выделенных в качестве волшебных, в психокоррекционном процессе над последствиями раннедетских травм по Л. Бурбо, что объясняет необходимость авторской разработки подобной классификации.
-
Личный миф (personal myth) в юнгианском подходе как самостоятельное явление и инструмент для психокоррекционной работы
Был сделан вывод, что личный миф — это метамодель мира, то есть представления о своей «Я-концепции», о том, как устроен мир вокруг, и где место этого «Я» в представлениях о мире.
С нашей точки зрения, наиболее эффективной формой работой со сказкой является проживание клиентом инициационных волшебных народных сказок (а также авторских сказок, созданных в строгом соответствии с канонами построения волшебной сказки, а именно сказок А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, братьев Гримм и других) в пространстве личного мифа, как личной естественной сказкой человека о самом себе и о мире.
Перед началом практической работы с клиентами (респондентами) был оговорен формат и границы работы.
Объектом исследования является коррекция негативных личностных качеств.
Предмет исследования — коррекция негативных личностных качеств посредством проживания сказочных историй в личном мифе.
Цель исследования — исследование возможности коррекции негативных личностных качеств на основе сказочных историй. В работе были выделены задачи исследования, которые были решены в ходе практической работы с респондентами.
Практическое исследование проводилось по трем блокам:
- Психодиагностический блок
В процессе диагностической работы были использованы девять методик: входное анкетирование, опрос «Чувства и эмоции в дошкольном периоде», выявление негативных личностных качеств, связанных с раннедетскими травмами, путем сравнительного анализа, определение акцентуации характера по методике К. Леонгарда (модификация С. Шмишека), определение соционического типа по тесту Мегедь-Овчарова, авторский проективный тест «Окно Джогари», опрос «Гендерное в социальных ролях» (по Е. Весельницкой и И. Калинаускасу в интерпретации О.А. Книзе), опрос «Шкала депрессии Бека», а также построение и анализ геносоциограммы для части респондентов.
- Инструментальный блок
В качестве инструмента для проведения экспериментальной части исследования был выбран личный миф (personal myth) по методу работы О. А. Книзе. Работа над изменениями в личном мифе проводилась по авторским инструкциям и рекомендациям с использованием подходов В. М. Бехтерева, Ф. Ч. Барлетта, Т. Бастика, Т. Будзински, Э. Грина.
- Экспериментальный блок
Была создана авторская классификация сказок для работы с раннедетскими травмами, разработаны рекомендации и инструкции по проживанию сказок:
- Отверженность и маска беглеца: Миф о Хлев Хлау Гафесе/Царевна-Лягушка.
- Покинутость и маска зависимого: Сага о Волсунгах/Перышко Финиста Ясна сокола.
- Униженность и маска мазохиста: Велес и Ясуня (Буря-Яга)/ Василиса Прекрасная.
- Предательство и маска контролирующего: Три царства — медное, серебряное и золотое/ Сказка о спящей царевне.
- Несправедливость и маска ригидного: Сказка о царе Салтане/ Аленький цветочек.
Анализ, обобщение и интерпретация результатов эмпирического исследования позволили сделать следующие выводы.
Проживание сказок с помощью личного мифа позволило снизить акцентуации характера. При подведении итогов было зафиксировано, что у многих респондентов стала более активная и уверенная в себе Персона, проявился Анимус мужского пола, из Тени исчез ребенок, если он там был, а Ребенок — стал ребенком по возрасту и более позитивным. Таким образом, произошли внутренние изменения в положительную сторону.
Можно сделать вывод, что в целом увеличилось число людей с незначительными депрессивными симптомами и отсутствием таковых. Что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
На основании анализа коэффициентов Манна-Уитни можно сделать вывод, что полученные результаты работы не зависят от возраста респондента и количества детей на входе в исследование. Также расчеты U-критерия Манна-Уитни показали, что нет значимой связи между изменением уровня депрессии в успешной группе в результате работы, как нет значимой зависимости изменения депрессии в соответствии с изменением акцентуированных баллов.
Расчет U-критерия Манна-Уитни показал, что суммарные показатели акцентуаций в группах не влияют на успешность психокоррекционной работы. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена также подтвердил этот вывод.
Исследование корреляционных связей между показателями успешной группы с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона позволило сделать выводы о взаимосвязи возраста, уровня депрессии и акцентуаций характера.
В заключительной части исследования был проведен сравнительный анализ эффективности сказкотерапии в психокоррекционной работе.
Был сделан вывод, что эффективность освоения личного мифа и проживания сказочных историй в 3 раза выше, чем традиционная психокоррекционная работа.
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что гипотеза была подтверждена:
Ряд негативных личностных качеств формируется в доречевом периоде развития, в связи с чем причины их появления с трудом поддаются коррекции методами рационально-эмотивной терапии. Разрешить выявленное противоречие возможно, если использовать сказочные истории, влияющие на личностные конструкты, преимущественно находящиеся в пространстве бессознательного. Проживание в личном мифе определенных сказочных историй позволяет осуществить коррекцию негативных личностных качеств, связанных с раннедетскими травмами.
Можно сделать вывод, что предложенная методика коррекции негативных личностных качеств посредством проживания сказочных историй в личном мифе является эффективной и может быть рекомендована для применения в деятельности практических психологов.
Из научной работы на тему «Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй» также можно прочитать:
Подробнее вы можете прочитать по тегу: "научная работа":









