Статья. О скрипке и эффективности
Раз уж скрипка пришлась к слову, давайте, я покажу, что такое эффективная работа. Вы можете сравнить и понять, какие ошибки вы допускаете, если у вас результатов нет или они недостаточны по вашему мнению.
Я не люблю рассказывать о временах, когда сама была клиентом психолога, а скрипкой я занимаюсь четвертый год – сравнимо с тем, сколько работают большинство актуальных клиентов, и присматриваю за процессом та же я, что с клиентами работает. Хороший пример.
На скрипке я - абсолютно нормальный, живой, чувствующий человек, как и любой маленький котик, который приходит в терапию. Я прокрастинирую, ною, ругаюсь, иногда матерюсь, спорю с педагогом, проецирую на него, устраиваю бардак на занятиях, а потом еще выговариваю педагогу за то, что он позволяет мне устраивать бардак. В общем, я сама себя давно бы с занятий выгнала. Но я эффективна.
Во-первых, я работаю МНОГО. Только очных занятий 4 часа в неделю. И это занятия на истощение. Когда мы заканчиваем, у меня ровно три мысли: «что бы из сладкого сожрать», «как не уснуть днем», и «опять остаток дня ничего делать не смогу». На дни консультаций я в принципе не ставлю занятия с педагогом, иначе вечером клиентам достанется бледная тень от Марины Михайловны.
Во-вторых, есть еще и домашние занятия. И я или непосредственно играю, или рефлексирую о том, что мне не дает играть, почему возникает внутреннее сопротивление. Потом прорабатываю это все. Там, где среднестатический клиент говорит «я ничего дома не делал, не ругайте», я говорю: «я не занималась, потому что чувствовала себя так-то и так-то по такой-то причине, проблема вот в чем, вам ничего делать с этим не надо, я уже разобралась, думаю, все наладится». Если не налаживается, повторяю цикл проработки. И так больше 3,5 лет. Я все время убираю препятствия на пути к хорошей игре.
В-третьих, я стою на позиции, что все, что у меня работает в других сферах, должно работать и здесь. Все наработки из личного опыта, из личной терапии, из работы с клиентами, из супервизионной работы должны работать. Не далее, чем вчера вечером говорю педагогу: «я поняла сейчас, что при работе с клиентами я более сконцентрирована, чем на скрипке. Потому что на скрипке сложно, но это уже известный набор из того, что надо контролировать в каждом такте (на минуточку, 44 пункта, не считая непосредственно чтения нот и игры по этим нотам). А на занятиях с клиентами я собираю результат из неизвестного, это намного сложнее». К следующему занятию (в среду) мне надо найти способ обеспечить на скрипке такую же вовлеченность и сконцентрированность и успеть это натренировать. А клиентов уже я учу делать такие вещи и на намного более простом материале: «Вы же чистите каждый день зубы? Вот и умничка. А теперь кладем с вечера таблетки и стакан с водой на зеркало в ванной и пьем до того, как почистить зубы. И у вас точно все получится, потому что вы это уже умеете». И нет, тут дело не в том, что я – умный и опытный психолог. Когда я была клиентом, я тоже была проактивна и больше прозванивала о специалистов свои решения, чем ждала, что они мне в клювик положат готовое. Такой способ я тоже пробовала, ждать, но результаты мне очень не понравились.
В-четвертых, как частный случай из третьего, но очень значимый, я периодически сама задаюсь этим вопросом и задаю этот вопрос педагогу: где у нас самое узкое место в работе? А потом прицельно работаю над этим. Допустим, недавно мы выяснили, что я склонна читать с листа, а не запоминать, я подумала и заявила, что я вообще по жизни ничего не запоминаю, я до всего каждый раз додумываюсь заново. Но потом, вместо того, чтобы сказать «ну, я такая» или «и что теперь с этим делать, Анна Эдуардовна?», я поставила себе Анки, настрогала из партитуры огрызки музыкальных фраз и стала тренировать не только игру, но и память. Уровень качества занятий и игры взлетел на порядок.
Достаточно? Я вынослива, беспощадно честна с собой, проактивна, целеустремлена, и я не сдаюсь. Хотя в отличие от терапии, в скрипичной практике у меня никогда не будет результатов, меняющих качество жизни. А клиентам есть за что биться и во что вкладываться.