Статья. Работа с раннедетской травмой покинутости (при наличии запроса)
Сценарий покинутости – это когда партнера можно сменить на другого, в основе отношений – принятие по условию партнера. Если он недостаточно хорош – или ты себя считаешь недостаточно хорошим для партнера, то ищется замена. Это созависимые отношения. И в них расставание ради другого – это насовсем. Потом отношения не восстановить, даже если будешь жалеть о них. Всегда будет ощущение, что где-то в другом месте лучше.
К этому сценарию относятся две сказки отношений: Сага о Вольсунгах и Финист-Ясный сокол. И еще к ним относится Русалочка. С той разницей, что Брунгильда и Та, которая топтала башмаки за Финистом, – женщины в прямом смысле этого слова, и образ партнера они формируют, отталкиваясь от образа живого отца, представленного в ощущениях явно.
А Русалочка – дева и образ партнера формирует исходя из своих представлений о своем Анимусе, мраморном безмолвном мальчике. Отец же занимал слишком незначительную роль в ее жизни, чтобы повлиять на этот образ.
Если чувства еще есть, как у Сигурда к Брунгильде, то появление третьей стороны, Гудрун, не приносит никому счастья и возможно только с помощью «колдовства». То есть, в общем-то нет темы естественного ухода от одного партнера к другому или конфликта выбора между партнерами. Сигурда опоили, потом он очнулся (похоронив мать, т.е. избавившись от зависимости от родительских схем) и все герои об эту коллизию пришли к печальному финалу.
Если чувства изжили себя, то пара становится в роли Кащея и Василисы – отец ли он ей, или партнер, к которому чувства умерли, или старый партнер – неважно. Чтобы женщина продолжила жить и рожать детей (проекты, картины, песни, цветы на клумбе и суп в горшке), ей рядом нужен партнер, которого она будет любить, и который будет принимать ее такой, какая она есть. И темы конкуренции в общем-то нет. Есть естественная смена царей на троне, старого Кащея на молодого Ивана-Царевича, по Фрезеру с его «Золотой ветвью».
Интересно, что ни в одной сказке не говорится, что отношения с первым партнером (Брунгильдой или Кащеем) можно восстановить. Теоретически, это возможно, один и тот же сценарий можно прокрутить об одного и того же партнера, но ровно до той поры, когда новый человек появится на горизонте. В Саге о Волсунгах (мужской истории про это) есть и хорошая и плохая мать главного героя. В Русалочке есть хорошая мать (в лице бабушки) и плохая мать (в лице ведьмы).
Брунгильда отличается тем, что вышла из-под воли Одина, за что и была им положена в сон до встречи с героем и т.д. Все валькирии Одина слушались и были покорны судьбе, а она – нет. За что и поплатилась. И вообще, женщина воинственная и Сигурду как-то говорила, что у них совершенно разная судьба: «Я буду водить дружины латников, а ты возьмешь в жены Гудрун Гьюкадоттир». У этой пары нет единой цели, как у Ивана с Василисой. И Брунгильда сама выбирает направление.
Сигурд же отличается тем, что во всех версиях этой истории так или иначе оказывается околдован руками женщины и изменяет своим клятвам с Гудрун. И вроде бы не виноват, но и ничего хорошего из этого не выходит. Потому что неполезно мужчине ждать, пока женщина решит твою судьбу, и терять бдительность, когда тебя собираются опоить. Мужчина отвечает за направление.
Видно только один-единственный путь для выхода из путаницы. Определяться для себя, что для себя хорошо и правильно и желать только этого, надеяться только на это и ждать только этого. Если хочется только истинной близости со своим недоступным партнером, то не соглашаться на суррогатную близость с ним, или близость любого вида с другим. Если хочется тактильного контакта, а он его не хочет, из-за чего женщине рядом с ним приходится сжимать себя в тугую пружину, чтобы не нарушить его личные границы, то воздерживаться от встреч до тех пор, пока женщина со своей стороны не очистит желание тактильной близости от разных отголосков травм и подмены этим решения иных проблем (вот тут как раз можно работать с терапевтом, разобрать с ним, что на самом деле хочется, когда тянет прикоснуться); и пока он со своей стороны не поймет, хочется ли ему к ней прикасаться и каким образом и не предложит ей тактильный контакт. Тогда на стыке желаемого и предлагаемого можно будет выбрать комфортную тактильную близость.
И так по всем граням отношений. Но, пока не пройдешь свой путь, то даже надеяться на то, что все исправится по волшебству, бессмысленно. А вот если со своей стороны убрать все заборы и преграды, то тогда ровно половина дела будет сделана и партнер не будет спотыкаться об эти подводные камни. Если захочет идти навстречу.
Сага о Волсунгах: это отношения созависимых людей, в отношениях есть принятие по условию. Сигурд, у которого есть путаница с гендерными терминами – он осознает себя мужчиной, он выбирает направление, но предоставляет женщине менять его судьбу; Брунгильда – это женщина с мужскими чертами, она выбирает направление, но ожидает, что мужчина решит ее судьбу; Гудрун – женщина, дочь своего отца, живущая в его замке и не выходящая из-под его воли, она ожидает. В мифе есть тема конкуренции женщин за мужчину, это одна из ключевых точек. Выход из сценария только посмертный.
Подробнее вы можете прочитать по тегу: "научная работа":









