Статья. Интересное наблюдение про поиск работы
Играю я в очередной раз на скрипке. Занятие обычно делится на две половины: сначала отрабатывается техника, потом разучивается произведение. Я в очередной раз ворчу на педагога, что изучаемое произведение слишком простое, я его уже поняла и мне не на чем ломать пальцы. Педагог в который раз утомленно повторяет: чтобы играть простое, надо уметь играть сложное. Мы всегда играем произведение на уровень проще, чем разучиваемая техника. Технику на произведениях не учат, она всегда должна опережать произведения! Я смиряюсь, иду пилить свои вариации на тему Пачини, но эта концепция наконец долетает и распаковывается в моей голове.
Я сюда же вспоминаю формулу, что на одну прочитанную книгу в домашней библиотеке должно быть девять еще не прочитанных. Это формирует горизонт интересов. Потом еще вспоминаю недавнюю формулу для знаний специалиста: подводная часть айсберга всегда должна быть больше, чем надводная, чтобы он не перевернулся.
Потом прикладываю все это к работе и думаю: а ведь да. Это очень верно. Я умею и знаю намного больше, чем нужно клиенту, но именно это дает легкость работы на консультациях. Я не говорю про то, что я на себе попробовала абсолютно все, что предлагаю клиентам как метод, это само собой разумеется. Но я и кроме этого сделала и поняла то, о чем меня никогда не спросят клиенты. Абсолютно избыточное.
Однако подавляющее большинство клиентов, с которыми мы обсуждали поиск работы, ищут работу на вырост, для которой их знаний и умений недостаточно. Чтобы было куда расти, развиваться, не выгорать от слишком простых задач, или слишком скучных задач в огромном количестве.
И мои идеи, как можно наметить себе пути развития на подобной работе, если ее невозможно сменить, еще проходят, хоть и со скрипом. А вот идею, что можно развиваться профессионально за пределами поля профессиональной реализации не приносил никто.
А ведь тут есть потенциал.
В продолжение темы о поиске работы. Смотрите, как это все выглядит.
Поиск работы при недостаточных компетенциях – это этап Героя в спирали. Смотрим в табличку, характеристика этого этапа.
Я вот прям на 100% не уверена, но похоже, это игры для людей с минусовой ресурсностью. Ну и точно из позиции «я – не ОК». Человек проходит массу собеседований, получает массу отказов, чувствует себя при этом не ОК.
Наконец работа получена и мы начинаем с ней героически справляться. В какой-то момент результат достигнут, задачи начинают решаться и… человек приходит ко мне на консультацию с претензиями по поводу своей работы, ее организации и руководства. Ему там некомфортно, руководство дурное, обещанные задачи не соответствуют реальным и так далее, и тому подобное. И ладно бы, это разово принес один человек. Приносят разные люди и не по одному кейсу.
А все почему? Потому что если в Героя мы попадаем не из Простодушного, не из внутренней мотивации и естественного развития, а из внешних установок, то дальше нас ждет выход по вектору вверх. А там Аутло, разрушитель. Поэтому надо или пойти к старшему руководству с жалобой на непосредственное руководство, или высказывать (как минимум копить) претензии непосредственному руководству, что оно руководить не умеет, или менять работу, обесценивая имеющуюся: задачи не задачистые, перспективы не перспективистые и т.д. А потом цикл повторить с новой работой.
То есть, с одной стороны все очень рационально: чтобы на работе не выгореть, надо, чтобы задачи были немного сложнее, чем мы умеем решать. Поэтому выглядит логично, что мы ищем работу, на которой можно было бы расти. Я бы тоже так рассуждала, если бы шла на hh со своими компетенциями.
Но с другой стороны, получается, что мы искусственно ставим себя в ситуацию вызова, выбирая работу, для которой недостаточно компетенций. И когда вызов оказывается исчерпан, а компетенции выросли, снова ищем способ этот вызов для себя найти.
А Герой, который этот квест проходит как четвертый шаг по спирали, отсюда вышел бы в Романтика: начал бы грезить о том, как он мог изменить мир с помощью выросших компетенций, потом нашел творческие пути для этого, потом обратился к поиску недостающей информации, и только потом сказал, что действующая система недостаточна и неэффективна, чтобы реализовать его грезы о лучшем мире.
Вызов должен вырастать из детского любопытства Простодушного, который в согласии с собой и с миром, и играет в этом мире. Он задает себе классический вопрос «а что, если…» - то, что сценаристы называют «хай-концепт». И идет за грань изведанного.
Видите, где ключевая точка входа в нормативного Героя? Я тут уже во все переиграл, мне наскучили мои игрушки, мне тесно. Герой - это тот, кто тащит табуретку к серванту, на котором мама спрятала секретную и запретную сумочку с чем-то очень интересным. А не тот, кто подпрыгивает, пытаясь дотянуться до яблока, который взрослый держит над его головой.
Внутренний vs внешний конфликт. Внутренний конфликт делает героя своей истории. А внешний конфликт делает героя сериала. Недостаточность компетенций – это внешний конфликт.
Все, я поняла. Недаром, мне все время мерещатся игры в «мы семья» за подобными рабочими отношениями, о которых я пишу третий день.
Был такой интересный феномен среди семей тех детей, которым сейчас лет 30. Родители пытались впихнуть в детей все то, что не досталось им самим. Кружки, развлечения, турпоездки и все такое. Не по всей стране, конечно, но Москва-Питер радостно осваивала этот опыт «дать детям все». Одна из моих любимых историй из тех лет: «мы решили не рожать второго ребенка, чтобы не отказывать в садике Монтессори старшему».
Первый звоночек прозвенел, когда детям исполнилось по 11 лет. У детей и так-то всегда случается падение интереса к учебе с началом средней школы, а про этих детей школа сказала: «у них вообще нет познавательного интереса, они ждут, пока им все дадут без запроса, и ничем особо-то не интересуются».
Потом этим детям исполнилось по 18 и они массово стали бросать ВУЗы после первого курса. Я к тому времени уже стала психологом, поэтому до меня эти истории стали долетать не только в виде сплетен о старых знакомых времен FIDO, но и в виде прямых вопросов, понимаю ли я, что происходит?
Потом дети пожали плечами и сказали, что вообще не заинтересованы в образе жизни и квартирах, к нему прилагающихся, которые сначала придумали, а потом тяжким трудом обеспечили им родители. А родители пошли остро переживать чувство ненужности и зря прожитой жизни.
А теперь эти дети приходят на работу, причем чаще выбирают коллективы с патерналистическим подходом, и ждут, что руководство будет их «водить по кружкам», обеспечивая досуг, комфорт, развитие и интерес сотрудников, как мамы и папы обеспечивали досуг детей 1995 года рождения. И больно об это бьются, потому что цели бизнеса и цели сотрудников не совпадают.
Поймите правильно, я не против того, что руководство развивает сотрудников. Я против смешивания рабочих отношений с семейными – это всегда дурно заканчивается. И против того, чтобы путались причина и следствие: компания имеет прибыль, которую можно потратить и на развитие сотрудников в том числе, тогда и только тогда, когда эффективно удовлетворяет потребности конечного потребителя. А не конечный потребитель несет деньги в компанию, которая занимается развитием сотрудников. Мне глубоко плевать, оплачивает ли пекарня дополнительный выходной сотруднику для занятий в самодеятельном театре. Я прихожу в эту пекарню потому что в ней вкусный хлеб, и жду, что сотрудник выдаст мне мой батон и кирпичик бородинского в минимальные сроки и с минимальными ошибками. Самодеятельным театром я готова искренне восхищаться, и готова на словах поддерживать сотрудников, которые ищут пекарни с выходными для хобби, но плачу деньги я не за это. И даже если мне захочется постоять в красивой позе и сказать, что я поддерживаю, допустим, инклюзивную компанию, то все остальные 99,99% задач для меня будут решать не такие компании, а те, кто наилучшим образом решат мои запросы. Если не врать себе и людям.
ЗЫ: Ну и понятно, почему это всегда героический квест. Потому что Простодушный – это про детское в человеке, и из него выход или в Искателя, или в Героя. То есть, это каждый раз отыгрыш: «я хороший ребенок в начале средней школы, который ищет одобрения значимых взрослых в результате повышения компетенций». Ужас какая прелесть получилась.