Статья. Про инстадевочек и психологию
Есть такая категория клиенток, про которую обычно безоценочная и бесконечно терпеливая на клиентские выходки я на супервизии говорила: «они нихера не работают». Как над ними ни прыгай и какие методы не предлагай.
Я их обычно называю «инстадевочки» по их самой предпочитаемой социальной сети: слишком много картинок, слишком мало приверженности к буквам и умения ими описывать осмысленные цепочки причинно-следственных связей. Что самое интересное, такие девочки постоянно ходят на какие-то курсы, марафоны, вебинары и прочие модные шабаши от психологии. И уж казалось бы, должны работать лучше, чем сырой клиент с улицы. Не тут-то было. Я поэтому очень вяло реагирую на попытки прислать мне таких клиентов по сарафанке.
А в последнее время наметилась среди них новая тенденция: у них отношение к психологу примерно как к маникюрше. Ты нужен ей массировать ручки, полировать ноготочки, и слушать ее жалобы на партнера и детей. Все. И отношение соответствующее: требовательное и пренебрежительное, как к обслуживающему персоналу с рядовыми компетенциями.
И я ведь поняла, почему. Потому что умею вместо «вы тут берега не попутали?» задаваться вопросом «и кто вас научил, что вот так себя вести - хорошо и правильно?»
Рассказывать? В чатике, наверное, только для подписчиков, и так, чтобы мимопроходящим людям видно не было, чтобы девочки и дальше жили спокойно и считали, что с ними все в порядке.
Давайте: снеговички за чатик, огонечки за общий канал 😊 Чего будет больше, там и разверну мысль до конца. Она гадкая и неприятная на самом деле.
...
Эх… Я надеялась, что в битве огонечков со снеговичками победят снеговички. Пришлось текст подчищать, чтобы он был не таким острым.
Разворачиваю мысль.
Надо понимать, что основной сбор денег с платежеспособного населения «про психологию» шел и все еще идет в инстаграме. Вот эти самые курсы, вебинары и прочее.
Так вот. Берем продюсера или головастого маркетолога с командой.
Подбираем их руками психолога на роль эксперта. Хорошо, если он будет молодым, красивым, ухоженным и жить в Дубаях.
Ну или психолог находит себе продюсера. (И они взаимно начинают бурно обижаться и жаловаться на то, что каждый хочет задвинуть другого в угол и забрать себе 80% выручки, а лучше 90).
Дальше берется 1 (одна) неплохая мысль. Размазывается на двухмесячный курс, упаковывается и продается на первых 50 девочек.
Деньги мы еще не отбили, но цель совершенно другая. Этим самым девочкам говорится, что они – самые лучшие и замечательные и у них есть уникальная возможность войти в команду этого психолога и даже зарабатывать деньги! И не просто так, а сначала пройдя уникальное-преуникальное обучение и став куратором групп поддержки.
Поскольку психолог у нас не унылая и сложная Марина Михайловна, а яркий дубайский специалист с успешным успехом, которого специально упаковывают так, чтобы в нее было легко влюбиться (вспоминайте мой пост про выход из Своего Парня в Романтика в таких «отношениях»), то девочки закономерно влюбляются и идут в команду.
Спросите таких кураторов, как их готовили, они расскажут о потрясающем обучении, о том, что они уже почти психологи. Спросите меня, что я про это думаю, я там кроме активного слушания ничего отметить не могу. Активному слушанию и как давать поддержку, их учат. И хорошо, что учат только этому на самом деле.
А потом курс продается на 500+ человек. Больше можно, меньше нельзя, экономика не сойдется.
И все те, кто повелся на нашего яркого дубайского специалиста думают, что:
- получают самую настоящую психологию (в виде вот этой одной мысли, размазанной на двухмесячный курс, которую я проговариваю за три минуты на консультации и не было еще никого, кто бы с первого раза не понял);
- это очень экспертный психолог и он дает максимум возможного (вообще нет, даже если у него что-то было в голове, маркетологи давно все кастрировали до огрызков, которые сможет усвоить массовый пользователь, много денег можно сделать только на очень простых продуктах);
- их ведут и поддерживают в процессе опытные, пусть и не такие известные психологи (те самые кураторы групп после двухмесячного обучения, у которых компетенций просто нет).
И вот это все девочки из инстаграма усваивают как норму: психолог – это существо, которое делает тебе хорошо и приятно и выслушивает твое нытье серой уточки. А больше ни дать тебе ничего не может, ни жизнь твою никак изменить не может.
А потом они приходят к настоящему психологу и им становится и больно, и некомфортно, и трудно.
Знаете, я потрясающе умею делать невозмутимое лицо, когда мне рассказывают о модных психологических «практиках», по которым бегают девочки, в попытках найти то, не знаю что. И очень долго уговаривала себя относиться к происходящему философски.
А сейчас я вспоминаю кейс 4-х летней давности из другой области. Я тогда интересовалась деятельностью продюсеров и читала их профессиональные каналы и чатики. И невозможно было не заметить одну из девочек, которая крайне агрессивно набирала себе на обучение потенциальных продюсеров и прогоняла их через свои курсы. Совершенно секстанскими методами. Так вот, ее коллеги как-то заметили в обсуждении: она выжигает поле подчистую, после нее не останется людей, кто действительно мог освоить профессию и стать хорошим продюсером. Следующие лет пять людей искать бесполезно.
И вот те эффекты, которые сейчас видны на ниве психологии, очень схожи: подобными курсами, вебинарами и прочими групповыми практиками инстапсихологи выжгли поле. Нормальные, хорошие люди, которые готовы были работать над тем, чтобы улучшить качество своей жизни, обучены тому, что психология – это вот так.
P.S. Будет хуже.
Потому что конкуренция за внимание читателя все время растет, и маркетологи работают над тем, чтобы методы удержания клиента были все более настойчивыми.
И потому что наша замечательная налоговая занимается не менее настойчивой рекламой курсов успешного успеха. Ибо теперь все знают, что если госпожа Б. только по налогам задолжала государству полтора миллиарда, то легко понять, сколько на этом она заработала и сколько еще не нашли. Что и в тюрьме посидеть при несовершеннолетних детях – не убыток.
Поэтому продюсеры и эксперты продолжат устраивать верховые пожары.
У меня же сфера влияния, как у любого приличного специалиста – 150 человек, я ничего изменить не смогу, и никто из моих порядочных коллег не сможет. Какие бы правильные слова мы не говорили.