Коррекция психологического развития - Введение в проблему


Проблема коррекции негативных личностных качеств в психокоррекционной работе практического психолога, практикующего сказкотерапевтический подход, носит комплексный характер. Это обусловлено рядом причин:

  • разными исследователями выделяется значительное число черт личности, как негативных, так и позитивных;
  • отсутствуют принятые закрытые классификации черт личности;
  • фольклористами и сказкотерапевтами выделяется огромное число типов сказок и вариаций сказок.

Все это затрудняет эффективный выбор подходящих сказок для коррекции конкретных негативных личностных качеств без привлечения дополнительных инструментов выбора сказок.

Кроме того, пристальное исследование вопроса о том, как пережитые в детстве ситуации влияют на формирование черт личности, а также склонность разных людей к применению определенных защитных механизмов, приводит нас к выводу, что коррекция негативных личностных качеств не может происходить вне исследования причин формирования личностных качеств, Я-концепции человека и личности в целом.

Ряд негативных личностных качеств формируется в доречевом периоде развития, , а исследования Л. Бурбо, А. Лоуэна и В. Райха наглядно показывают, что формирование личности начинается задолго до речевого периода, а, вероятнее всего, еще в пренатальном периоде. В связи с этим причины появления негативных личностных качеств с трудом осознаются и поддаются коррекции методами рационально-эмотивной терапии. Это является основным противоречием в сфере коррекции негативных личностных качеств, вне зависимости от того, насколько клиент хорошо осознает сами качества и мотивирован их изменить. Кроме того, сценарии поведения, основанные на раннедетских травмах, могут передаваться из поколения в поколение: например, существуют семьи, где несколько поколений мужчин являются зависимыми, создающими пары с созависимыми женщинами. В таком случае человек, пытающийся изменить свой характер, сталкивается с сопротивлением членов семьи, придерживающихся неконструктивной, но привычной стратегии поведения.

Таким образом, для выработки оптимальной стратегии работы над коррекцией негативных личностных качеств требуется обращение к детским воспоминаниям клиента. Опорой в диагностической работе может служить модель психической травматизации Л. Бурбо (2010), А. Лоуэна (2010) и В. Райха (2010), выделяющая пять типов психологических травм, получаемых в детстве (раннедетских травм): отверженности, покинутости, униженности, предательства и несправедливости.

Анализ научных источников свидетельствует, что концепция Л. Бурбо, А. Лоуэна и В. Райха редко попадает в поле зрения научных исследователей. Так эта модель была исследована М. В. Галимзяновой в диссертации «Субъективные переживания детства и Я-концепция взрослого» (Галимзянова М.В., 2013), затронута в практическом пособии для врачей и психологов «Применение телесно-ориентированных методов для лечения больных нервно-психическими расстройствами» (2008), , а также в некоторых студенческих научных работах. Это свидетельствует о недооцененности модели психической травматизации Л. Бурбо как на теоретическом, так и на практическом уровне.

Рассмотренные аспекты обуславливают как актуальность проблемы, так и выбор темы дипломной работы: исследование возможности коррекции негативных личностных качеств на основе сказочных историй с помощью метода личного мифа с опорой на модель психической травматизации Л. Бурбо.

Объектом исследования является коррекция негативных личностных качеств.

Предмет исследования — коррекция негативных личностных качеств посредством проживания сказочных историй в личном мифе.

Цель исследования — исследование возможности коррекции негативных личностных качеств на основе сказочных историй.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  • исследовать теоретические основы использования сказочных историй для коррекции негативных личностных качеств;
  • провести исследование личных историй с целью обнаружения раннедетских травм по Л. Бурбо с помощью входного анкетирования и опроса о чувствах и эмоциях, связанных с родителями;
  • установить наличие негативных личностных качеств, связанных с раннедетскими травмами;
  • провести исследование личного мифа (personal myth);
  • провести исследование влияния проживания в личном мифе сказочных историй на коррекцию негативных личностных качеств, связанных с раннедетскими травмами;
  • проанализировать эффективность сказкотерапии с использованием метода личного мифа по сравнению с другими методами работы с раннедетскими травмами;
  • на основании эмпирического исследования сделать соответствующие выводы.

Гипотеза. Ряд негативных личностных качеств формируется в доречевом периоде развития, в связи с чем причины их появления с трудом поддаются коррекции методами рационально-эмотивной терапии. Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно, если использовать сказочные истории, влияющие на личностные конструкты, преимущественно находящиеся в пространстве бессознательного. Проживание в личном мифе определенных сказочных историй позволяет осуществить коррекцию негативных личностных качеств, связанных с раннедетскими травмами.

Эмпирическая база исследования представляет собой выборку общей численностью 22 человека (20 женщин, 2 мужчин), возрастной диапазон выборки — от 20 до 55 лет.

Основными методами исследования являются: анализ источников и научной литературы; систематизация различных теорий, концепций, подходов; моделирование изучаемого явления; сравнительный анализ; опросные методы (интервьюирование, анкетирование); тестирование; экспериментальный метод.

Методологическую основу исследования составили следующие принципы отечественной психологии: единства сознания и деятельности; личностного подхода; деятельностного опосредования межличностных отношений; развития; научности; системности, , а также положения, вытекающие из результатов исследований таких авторов, как О. А. Книзе, Л. Бурбо, К. Леонгард, А. Е. Личко, К. Изард, Э. Крис, Дж. Келли, Е. Весельницкая, И. Калинаускас, В. Я. Пропп, Т.Е. Зинкевич-Евстигнеева и др.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенного подхода по коррекции негативных личных качеств путем проживания в личном мифе сказочных историй в практической психокоррекционной работе.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Участие автора заключалось в следующем:

  • разработка программы эмпирического исследования возможности коррекции негативных личностных качеств на основе сказочных историй, в том числе разработка анкеты для входного анкетирования, опросника «Чувства и эмоции в дошкольном периоде», авторского проективного теста «Окно Джогари», опросника «Гендерное в социальных ролях», а также построение и анализ геносоциограммы для части респондентов;
  • разработка рекомендуемого пути освоения личного мифа, включая инструкции и рекомендации для прохождения каждого этапа;
  • разработка авторской классификации сказок для работы с последствиями раннедетских травм по Л. Бурбо;
  • проведение эмпирического исследования возможности коррекции негативных личностных качеств на основе сказочных историй.

Из научной работы на тему «Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй» также можно прочитать:

Fill out my online form.


  Подробнее вы можете прочитать по тегу: "научная работа":

Взрослая психологияРабота с раннедетской травмой несправедливости (при наличии запроса) » 2022-12-01 7:21:00
Мама в этой сказке вполне может попасть на роль "сестры", так как "старшие сестры" выполняют функцию старшей женщины в роду, от ко...
Взрослая психологияРабота с раннедетской травмой предательства (при наличии запроса) » 2022-11-30 7:21:00
В сказке типа «Три царства», про контролирующих, истинный герой, преданный братьями, возвращается и едва не попадает на свадьбу св...
Взрослая психологияРабота с раннедетской травмой униженности (при наличии запроса) » 2022-11-29 14:21:00
Несепарированная от матери взрослая дочь будет объективировать своего ребенка и найдет партнера, который также будет склонен к объ...
Взрослая психологияРабота с раннедетской травмой покинутости (при наличии запроса) » 2022-11-28 14:21:00
Сценарий покинутости – это когда партнера можно сменить на другого, в основе отношений – принятие по условию партнера. Если он нед...
Взрослая психологияРабота с раннедетской травмой отверженности (при наличии запроса) » 2022-11-27 14:21:00
Ключевые различия между сказками, на которые надо обращать внимание, именно по ним все «сказки про отношения» и делятся на эти две...
Взрослая психологияОбщие рекомендации по проживанию сказок в пространстве личного мифа » 2022-11-26 14:21:00
Сказки можно интерпретировать с помощью любой из четырех основных функций сознания. Чем более дифференцированными функциями облада...
Научная работаЗащита ВКР по психологии, личный опыт » 2015-01-09 14:22:00
Однако, защитилась. По итогам вполне прилично, в процессе весьма странно. Начали за упокой, закончили за здравие: когда председате...
Научная работаПроживание сказок в личном мифе и компенсация акцентуаций характера » 2014-10-09 17:34:00
Проживание сказок действительно позволяет скомпенсировать акцентуации характера. Интересно было бы только сравнить для чистоты эк...
Научная работаСамооценка эффективности рабочего процесса в сказкотерапии » 2014-06-02 16:07:00
Эту бы энергию да в мирных целях © 25 человек в рабочем процессе — это, оказывается, намноооого меньше, чем я способна оприключени...
Научная работаПроблемы методической базы исследования личного мифа » 2014-05-30 03:06:00
Личный миф — это абсолютно волшебный метод, как я считала, когда его применяла сама, когда меня учили его применять к другим, и ко...
Все записи →

Тема выпускной квалификационной работы: Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй. Исследование проводилось в 2014 году. Заметки накопились в ходе научной работы. Черты личности (свойства личности, личностные черты, личностные качества) – черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее – глубинные) особенности. К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностные, ситуативные проявления. Анализ масок, прикрывающих травматические модели позволяет сделать вывод, что существует взаимосвязь между раннедетскими травмами (по Л. Бурбо) и склонностью к формированию определенных негативных личностных качеств.

Вы можете обсудить эту тему в комментариях.