mythology |
мифология |
Мифоло́гия — особая форма человеческого сознания, способ сохранения традиций в беспрестанно изменяющейся действительности, включает в себя народные сказания. |
sacred |
священное |
Священное обычно означает предметы или действия, посвященные Богу, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Свойство быть священным часто возникает в результате обряда освящения, то есть освящённый предмет может стать священным — но может и не стать, если он предназначен для использования в мирских целях (например, пасхальные яйца). Священное и святое близки по значению и могут быть атрибутом одного и того же предмета: например, Библию можно назвать и Священное Писание и Святое Писание. Атрибут священное подчёркивает религиозное назначение, функцию данного предмета, его отделённость от мирского, необходимость особого к нему отношения, тогда как святое выражает его принадлежность к сфере Божественного и благодатные свойства. Всякий святой предмет можно обычно назвать и священным, но обратное не всегда верно. Священное и святое иногда соотносятся как средство и цель. |
depth psychology |
глубинная психология |
Глубинная психология — общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на наблюдение бессознательных психических процессов. |
post-modern dilemma |
постмодернистская дилемма |
Постмодернизм в эпистемологическом плане характеризуется целым рядом моментов. Это и отказ от целостного и связного описания, масштабного теоретизирования, систематизации, поиска объективных законов функционирования и развития общества. Это и утверждение методологического плюрализма, принципиальной равноценности всех возможных точек зрения на изучаемое явление, в том числе и тех, которые обычно квалифицируются как донаучные и ненаучные. Это и отказ проводить четкую границу между субъектом и объектом научного исследования: оба эти понятия, в их традиционной противопоставленности друг другу, подвергаются пересмотру. Это и особенно чуткое отношение к политическому, властному измерению научного знания. Однако ключевым аспектом этой методологии, из которого так или иначе можно вывести все остальные, является особый взгляд на структуру реальности. Реальность (прежде всего социальная) в рамках этой философии рассматривается как совокупность слабо связанных между собой фрагментов; связность и целостность – это либо видимость, искусственный продукт описания, под которым на самом деле таятся эти противоречивые фрагменты, либо результат действия каких-то конкретных сил, насильственно связывающих эти фрагменты в единое целое, т. е. опять же является искусственным продуктом. Если в классической эпистемологии разрыв, противоречие рассматриваются как проблема, как факт, нуждающийся в объяснении, то с точки зрения постмодернизма, напротив, проблемой являются как раз островки целостности и связности. |
religious |
религиозная |
Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, сверхчеловеческой реальности, о которой человек что-то знает, и на которую он ориентирует свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. |
reductionistic |
редукционистский |
Редукциони́зм (от лат. reductio «возвращение, приведение обратно») — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами). |
materialistically |
материалистически |
Материали́зм (лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека. |
secularism |
секуляризм |
Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства. |
dogmatic |
догматический |
Догмати́зм — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них. Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты. |
fundamentalism |
фундаментализм |
Фундаментали́зм — собирательное наименование крайне консервативных религиозных, философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является политической реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и секуляризации. |
demythologizing |
демифологизация |
Устранение элементов мифа из описания и объяснения чего-либо, из учения или концепции, их рационализация. Неоднократно предпринимались попытки демифологизации Св. Писания и христианской веры, которые не соответствовали их существу. |
archetypal |
исконный |
Архети́п (от др.-греч. ἀρχέτυπον «первообраз, оригинал, подлинник, образец») — в аналитической психологии структурный элемент коллективного бессознательного. |
mythic |
мифический |
Свойственный мифу, характерный для него. перен. разг. Вымышленный, выдуманный. |
hermeneutical in approach |
герменевтический подход |
Герменевтический подход - 1) в философии подход к изучению действительности, в основании которого лежит онтологическая взаимообусловленность истолкования бытия человеком и человеческого самоистолкования (М. Хайдеггер); 2) в историческом познании - практика, часто методологически не отрефлексированная, истолкования смысла исторического источника с позиции читателя-историка. Герменевтический подход в историческом познании предполагает диалогичность в отношениях субъекта-историка - субъекта истории / объекта исторического познания. Реализация герменевтического подхода к историческому источнику ведет к присвоению историком смысла исторического источника и расширению своего самопонимания через понимание Другого (П. Рикёр). |
conceptualizing |
концептуализация |
Концептуализация — это процесс определения набора когнитивных признаков какого-либо явления реального или воображаемого мира, которые позволяют человеку хранить в сознании и пополнять новой информацией сколько-нибудь очерченное понятие и/или представление об этом явлении и отличать его от других феноменов. |
etymology |
этимология |
раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. А также — методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова и сам результат такого выявления. |
narrative |
нарратив |
Нарратив — слово, вошедшее в моду в эпоху постмодерна. Чаще всего им заменяют понятия «повествование» или «сюжет». Оно произошло от латинского narrare — «язык повествования». |
immanence |
имманентность |
(лат. immanens - пребывающий внутри) - понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. |
transcendence |
трансцедентность |
(превосходство) философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве «потустороннего» в отличие от имманентного как «посюстороннего». |
profane |
обыденное |
категория, выражающая онтологически и аксиологически низкое положение объекта, не обладающего качеством святости. |
hierophany |
иерофания |
Термин был введён румынским историком религий Мирчей Элиаде, который определил его как «нечто священное, предстающее перед нами». По сути термин иерофания является расширением христианского понятия теофания (богоявление) на всю сферу священного независимо от конкретной конфессии. |
collective unconscious |
коллективное бессознательное |
Коллективное бессознательное — согласно психологу К. Юнгу, одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. |
synchronicity |
синхроничность |
Синхроничность (синхронистичность, нем. Synchronizität) — термин, введённый швейцарским психологом и мыслителем К. Г. Юнгом в одноименной статье. Юнг противопоставляет синхронистичность фундаментальному физическому принципу причинности и описывает синхронистичность как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события «нефизическим» (непричинным) путём, только на основании их смысла. Несмотря на то, что термин «синхронистичность», на первый взгляд, предполагает одновременность, Юнг использует его в гораздо более широком смысле, относя к любой «нефизической» (неочевидной) взаимосвязи событий, независимо от их разделённости во времени и пространстве. Введение синхронистичности Юнг использует при рассмотрении различных спорных, с точки зрения современной академической науки, явлений и теорий, объясняющих эти явления: телепатии, астрологии, странных совпадений, ясновидения, действия магических практик, поведения пчёл и даже переживаний пациентов в состоянии клинической смерти. |
initiation |
инициация |
Инициа́ция (лат. initiatio «посвящение; совершение таинства») или посвящение — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы или мистического общества. Среди обрядов перехода особое место занимают обряды инициации, или посвящения. |
pilgrimage |
паломничество |
Пало́мничество (от лат. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) — путешествие верующих с целью поклонения к географическим местностям и реликвиям, имеющим сакральное значение в данной религии. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от лат. peregrinus «чужеземец, странник»). |
amor fati |
любовь к судьбе |
Amor fati (дословный перевод ― «любовь к судьбе») ― латинская фраза, которую можно перевести как «любовь к судьбе» или «любовь к собственной судьбе». Употребляется в речи, чтобы описать определённый подход человека ко всему, что происходит в жизни, в том числе и к страданиям и потерям. «Любящий судьбу» человек воспринимает все события в жизни как нечто хорошее или, по крайней мере, необходимое в силу того, что они являются одними из фактов его жизни и существования. Как следует из этого, события должны иметь место вне зависимости от того, насколько приятными они являются. Говоря короче, amor fati подразумевает принятие и одобрение всех событий и ситуаций, которые происходят в жизни. Такое принятие не обязательно исключает попытки изменить или улучшить положение. Скорее, amor fati следует рассматривать в свете того, что Ницше подразумевает под понятием «вечное возвращение»: чувство довольства жизнью и принятие её в таком виде, когда её можно с радостью проживать во всех мельчайших подробностях снова и снова, на протяжении целой вечности. |
consciousness |
сознание |
Сознание — представление субъекта о мире и о своём месте в нём, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем психическом опыте и необходимом для разумной организации совместной деятельности. |
Подробнее вы можете прочитать по тегу: "научная работа":









