Специализируюсь по путеводным клубкам


Статья. Распутывать с конца нити. Метод поиска психологических конструктов

Консультации психолога Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2013-03-26 11:56:00

Консультации психолога
О проекте "Консультации психолога"
Наблюдения о своей работе и работе коллег, в том числе полезная информация для клиентов.

Содержание статьи

Например, принести к психологу «как-то мне с самой собой нехорошо». Понятно, что из-за проблем, но в центр ставим себя, а не проблему, не норму, не несоответствие вашего состояния ожиданиям мамы и подруг.

И работать примерно вот так:
— Как это «нехорошо», в чем это выражается?
— Меня тошнит по утрам, я пасую перед сложными задачами, все валится из рук, мелкие проблемы кажутся неразрешимыми, у меня болит спина, у меня обострилась аллергия. Я чувствую себя плохой и неправильной.
— Что для вас будет «хорошо»?
— Хорошее, ровное настроение, отличное самочувствие, высокая работоспособность, умение оставлять рабочие проблемы на работе, способность не зависеть от мнения окружающих.
— Когда Ваша мама говорит вам, что у вас нет повода для переживаний, то что вы при этом ощущаете?

И так далее и тому подобное, пока не будет вытащен конструкт, который и есть причина дурного самоощущения. Именно для отлавливания таких конструктов поначалу и нужен психолог, потому что они обычно так въелись в ткань бытия, что воспринимаются правильными и естественными, а психолог, как специалист, знакомый с нормами психического здоровья, и человек, не включенный в ситуацию, способен их заметить и обозначить как неконструктивные. Неконструктивность дополнительно исследуется с ним же.
Например: «Я не имею права жить лучше, чем мама», «Я не имею права получать удовольствие от жизни, пока негры в Африке голодают», «Если я не могу сделать все, что от меня ожидают, значит, я негодная и неправильная и лучше бы меня не было». Ну, и так далее. В каждой избушке свои икебаны.

Потом выстраиваем весь ряд ситуаций, которые строятся на этом конструкте.
Дегенерализуем его — т. е. отвязываем от всех ситуаций и привязываем к той ситуации, в которой он возник: например, учительница в классе устроила выговор, что дети смеялись во время политинформации о голодающих жителях жарких стран.
Меняем на годный для себя конструкт: «Я не могу нести ответственность за политическую и экономическую обстановку в Зимбабве и имею право на эмоции, какие меня устраивают».
Потом подкрепляем это как-то. Например, вытаскиваем из памяти случай счастья, типа цирка с бабушкой, неомраченного судьбами Зимбабве, и идем со своими детьми в цирк и позволяем себе точно так же радоваться.
И переключаемся на другое «мне с собой нехорошо», а это пусть само внутри варится, через неделю-две эффект начнет ощущаться.

Проблемы с воровством начинают решать с выдачи неподконтрольных карманных денег. Раз в неделю и проводить до магазина, чтобы купил все, что захочется

Fill out my online form.


Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Или оставить свой комментарий на странице.
comments powered by HyperComments


Книги:

Психология личностных конструктов и когнитивная психология. Дж. Келли и А. Бек

В предлагаемом пособии изложены вопросы теории и практики психологии личностных конструктов Джорджа Александра Келли, а также раскрываются практические аспекты когнитивной психологии (Аарон Бек) для психотерапии и самопомощи. Вы ознакомитесь с... Подробнее