Статья. Сказочные сценарии: что с ними можно сделать. Психологические схемы


Что с ними, собственно, можно сделать.

1. Прожить от начала до конца, следуя духу и букве.

2. Застрять в ловушке-по-сказке, то есть ловушке для Героя.

3. Застрять в сказочной ловушке, то есть в ловушке для Дурака. И уйти в другой сценарий.

4. Заклинить собой сценарий.

5. Не попадать в сценарий вообще.

Когда я говорю про сказочные сценарии, я всегда имею ввиду сценарии по раннедетским травмам по Бурбо. Отверженность. Покинутость. Униженность. Предательство. Несправедливость.

Есть ряд сказок, которые помогают пройти эти сценарии и выйти к конструктивному решению. Сказки бывают мужские и женские (в зависимости от ГГ), на каждую травму по такой сказке точно есть. И, закономерно, что есть ряд схожих сказок, если свериться с классификаторами. Ловушки-по сказке обычно помогают разрешить основной вопрос травматического опыта. В общем, по любой волшебной сказке можно решить вопросы с любой травмой по Бурбо, но удобнее брать прямо предназначенную сказку, так меньше дешифровать смыслы. И нет, я не помню, почему я именно так их классифицировала. Я каждый раз вспоминаю обоснование, перепроверяю ряд, потом забываю.

Если говорить про сценарии соответствующие архетипическим ролям архетипической спирали, то я не рассматриваю их как отдельные сценарии. Я вижу только одну и ту же архетипическую спираль из 12 шагов, которую можно пройти по любой волшебной сказке. Не каждая сказка показывает выпукло каждый этап пути, но в любой сказке все этапы есть. Волшебная сказка не дает опыта за пределами спирали, но спираль она точно дает.

Поэтому, если некто играет роль Своего Парня или Романтика, или любого другого из этой кунсткамеры, — этот некто застрял в сказке. Не обязательно в ловушке-по-сказке, иногда просто застрял на пути, где для него есть преграда, которой для других нет.

Сказочная ловушка, в отличие от ловушки по сказке, создает путаницу в сценариях по Бурбо: когда некто вместо того, чтобы решать для себя, например, тему предательства, проваливается в покинутость и другую сказку, и кружится там, пока весь нужный ему опыт не получит. Требуется отследить момент перехода и понять, что ищутся уже ответы на другие вопросы, только и всего.

Если кому-то удобнее интерпретация этапов архетипической спирали как отдельных сценариев, для каждого из которых есть своя сказка, то с этим надо идти не ко мне, а к тому, кому такая интерпретация понятнее и ближе. Иначе путаница неизбежна. Для меня архетипическая спираль — это один цельный процесс из 12 шагов, а не набор принципиально разных самодостаточных сценариев.


Чтобы летать с быстротой мысли или, говоря иначе, летать куда хочешь, — начал он, — нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел… © Ричард Бах


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.