Специализируюсь по путеводным клубкам


Никифорова А.А. Архетипические сценарии личности с позиции аналитической психологии и современной психологической науки

Цитаты Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2018-05-23 08:35:00

Никифорова А.А.
Архетипические сценарии личности с позиции аналитической психологии и современной психологической науки

Согласно учению К. Г. Юнга и его последователей существует глубинный слой бессознательного, в котором содержатся мифологические и сказочные сценарии, который безраздельно принадлежит всем членам общества и включает в себя весь опыт человечества, выраженный в архетипах и символах, называемый коллективным бессознательным.

Анализируя мифологические сценарии, мы получаем доступ к строению бессознательного, постижению мироустройства и к опыту всего человечества.

Наряду с К. Г. Юнгом многие ведущие психологи Запада (О. Ранк, З. Фрейд, В. Штекель, Г. Рохейм, Д. Кэмпбелл и др.) и России (А.Ф. Лосев) пытались постичь и интерпретировать причины повсеместного распространения, вневременного характера и универсальности, всеобщности мифов, как психических феноменов. Именно через миф К. Г. Юнг объяснял существующую связь между личностью и обществом, между индивидуальным и коллективным бессознательным. Он заявлял, что миф — это психическое явление, отражающее самую суть, глубинную сущность человеческой природы: «Миф — это то, что происходит с нами», и пришёл к заключению о том, что миф может являться инструментом в познании абсолютной истины. По мнению К. Г. Юнга миф необходимо рассматривать как определённую систему, моделирующую окружающий мир в сознании индивидов и определяющую способы взаимодействия с ним.

Русский философ А. Ф. Лосев, глубоко изучая античные мифы и сказания, пришёл к выводу о том, что «Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в наибольшей степени напряженная реальность. Это не выдумка, но — яркая и на самом деле оригинальная действительность».

Мифы являются основой всех повествований человечества, их семантика многослойна, и любое событие имеет параллельные значения на космологическом, природном, биологическом, социальном и других уровнях.

По мнению многих исследователей, структура первобытного мифа, в которой присутствует равноправность всех действий героя, выступает как определённая метаструктура по отношению к классической волшебной сказке, которая чётко очерчивается как «микрокосм» в виде сказочной семьи на развалинах мифологического «космоса». В сказке варианты взаимодействий героев, заложенные в структуре мифа, становятся более дифференцированными, обрастают наибольшими подробностями, а наиболее акцентированным становится социальный аспект действий героя.

По мнению М. — Л. Фон Франц сказки превосходят по своей ценности для научного исследования любой другой материал, так как служат непосредственным отображением психических процессов, происходящих в коллективном бессознательном, а сказочные архетипические образы обладают простотой и лаконичностью, тем самым давая нам ключ к познанию коллективного бессознательного. Мифы и сказки служат для изучения базисных структур человеческой психики, но в сказках эти структурные образования просматриваются наиболее чётко, так как сказка содержит в себе меньшее количество культурных наслоений, чем миф.

По мнению К. Г. Юнга и его последователей во всех сказочных сценариях отражён один и тот же психический феномен, который в работах Юнга называется Самостью (Self), в котором заключено всё психическое содержание личности, и который также является регулирующим центром коллективного бессознательного.

Сказки в метафорической форме рассказывают нам о процессе индивидуации — обретению личностью смысла жизни путём интеграции различных компонентов психики, достижение целостности. Целью, а также центром, регулирующим процесс индивидуации, является Самость.

Сказки показывают в усреднённой форме все этапы и стадии процесса индивидуации, описанные юнгианцами: Одни — наиболее подробно останавливаются на стадии интеграции архетипа Тени, другие-акцентируются на гармонизации архетипов Анимы и Анимуса, а третьи-особое значение придают ассимиляции архетипа Мудрого Страрца. Герой сказки представляет собой архетипическую фигуру, воплощающую в себе модель Эго, действующего в соответствии с требованиями Самости, и инструментом, посредством которого Самость восстанавливает здоровую ситуацию, то есть он демонстрирует исцеляющую направленность Самости и служит её отражением.



Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Книги:

Философия науки. Учебное пособие

Анализируются проблемы методологии и логики научного познания, со-поставляются классический и неклассический образы науки, классический и неклассический подходы к решению основных проблем научного познания, раскрываются методологические основы современной синергетической теории и... Подробнее