Специализируюсь по путеводным клубкам


Статья. Сказочное мужское и женское. Психологический анализ

Кризисный психолог Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2013-08-11 18:54:00

Кризисное сопровождение
О проекте "Кризисное сопровождение"
Любой кризис переживается намного проще и легче с поддержкой специалиста.

Содержание статьи

Для чего вообще складываются сказки? Это способ донести до ребенка пути выхода из сложной ситуации, из жизненного кризиса, если по какой-то причине он сам не может понять, как это сделать. Сказки пишутся для травматиков. Что такое детские травмы по Бурбо? Это какой-то ранне-возрастной конфликт с родителем того или иного пола. Или сиротство или неумение родителя ребенка быть хорошим родителем. В сказках это часто прослеживается, ведь по сюжету у ребенка нет матери или отца.

Чем же плохи проблемы с родителем? Тем, что родители — это именно те, кто обучают ребенка жить в согласии с собой и природой. И функция их — вовсе не ложку каши дать или показать, как топором махать. Без обучения человек не способен развить в себе человеческий потенциал. Достаточно посмотреть на «маугли» — детей, попавших в младенчестве в логово к животным. Вроде бы настраивайся на природу — ближе некуда, а на деле первые годы, проведенные вдали от человеческого общества, делают из ребенка звереныша, и восполнить это уже невозможно.

Традиционно у индоевропейцев есть воины и есть жрецы. Те, кто отвечают за безопасность физическую и магическую. Кого они защищают? Земледельцев, т. е. того, кто сам за себя постоять не может. В семье выстраивается примерно та же модель. Есть Воин — тот, кто защищает физически семью, и это мужчина. И должен быть Маг — тот, кто отвечает за благополучие семьи в окружении злых и добрых сил природы. И это женщина. И воин и маг семьи заботятся о тех, кто не способен пока за себя постоять — о детях. И перекрестно друг о друге так, как им положено по этим ролям.

То, что женщина заботится о «магическом», видно из того, что именно женская одежда старательно и разнообразно «украшается» вышивкой и прочим. Если для мужчины орнаментами будет украшен в основном свадебный костюм, и богато украшена царская одежда (а царь объединяет в себе роли мага и воина), то женский костюм отражает все переходы женщины из состояние в состояние: девичество, невеста, молодая жена, рождение первенца, рождение других детей, вдовство, солдатка, женщина, чей первый ребенок женился, женщина в постклиматическом периоде… Вот, например, в глазах рябит: http://www.sarafany.narod.ru/ill12.htm

Если зачать ребенка — дело нехитрое и справится кто угодно на инстинктах, то благополучно выносить ребенка аж 9 месяцев — намного сложнее. Поддерживать огонь сложнее, чем зажечь. Приготовить съедобную, полезную и вкусную еду — тоже задача, требующая знаний и умений. Вылечить больного, позаботиться о том, чтобы дети не умерли (а детская смертность до эры антибиотиков была ужасающей) и так далее и тому подобное. Причем, справляться женщине со всем этим приходится вне зависимости от того, есть ли мужчина рядом. От того, что мужчина ушел на охоту или войну, дети никуда не денутся. Таким образом, именно мать отвечает за магическое благополучие семьи. Правильно выносить, родить, выкормить и так далее, в общем и целом довести до замужества — т. е. благополучного продолжения рода. Причем, девичья одежда очень скудно украшена вышивкой вплоть до возраста невесты. Потому что за магическое отвечает ее мать. Девочку не допускают ни до родов, ни до печи и готовки. Она работает в поле, собирает грибы-ягоды и рукодельничает, обучаясь у старших все той же магии. Именно через рукоделие и понимание, какой из богов и богинь помогает на каком этапе (а все это выражено в вышивке) девочка и настраивается на правильные женские состояния, помогающие потом выносить и родить ребенка и далее списком. Лет до 7 дети вообще не имеют различий в одежде и воспитываются при матери. А в 7 лет девочка начинает рукодельничать, а мальчик отдается в помощь отцу — как раз для обучения различным функциям. А все то, что ДО 7 лет — еще не факт, что выживет, излишне в обучение не вкладываются.

Если же проблемы с отцом или матерью, то передача опыта не осуществляется. И настраиваться на архетипические образцы (а «боги» и «богини», которые в орнаментах вышивки — это архетипы и есть), надо каким-то иным путем. Для этого сказки и сказываются.

Т.е., то, что в сказках — это не весь выбор. Мы обращаемся к сказкам только тогда, когда что-то пошло не так. Те счастливые люди, которые настроились о свою мать, и обучились у отца — они прекрасно справляются и без сказок. Но я честно не знаю, куда смотреть, чтобы получить на блюдечке модель счастья, если не свезло с чуткими и опытными родителями. Я знаю, как это собирать по крупинкам. А так, чтобы все и сразу, да еще и без труда — я так не умею. Но сказочными дорогами провести могу. :)

Ну так вот. Обращаясь к сказкам отношений мы видим, что в них положена основная идея: счастье пары зависит от того, как они распределяют между собой функции точки (женского) и направления (мужского). Кто будет ждать, а кто будет идти. Когда идет мужчина (Иван Царевич), а ждет женщина (Лягушка), то в итоге после испытаний счастье есть. Сюда же можно положить большую культурологическую справку про то, как происходила смена царей, про плодородие и так далее. Мужчины конкурируют МЕЖДУ собой как Иван с братьями, но их успех зависит от «магических» умений жены — вышитый ковер, приготовленная еда, танец как магический ритуал — все эти лебеди на озерах и проч., ритуальная пляска в чистом виде. Для мужчин важно быть успешными. Когда направление пары выбирает женщина, это будет специфическая женщина — она или воинственна как Брунхильда и принимает решения поперек воли отца, или вынослива как невеста Финиста, которая топтала железные сапоги за тридевять земель. А в женской душе все эти качества принадлежат Анимусу (так же как в мужской душе интуиция и чувства — это сфера влияния Анимы). И будет конкуренция женщин ЗА мужчину. При этом мужчина объективизируется, т. е. его можно опоить, обманом женить на себе и так далее. Мужчина становится сокровищем, за которое надо бороться. Здоровыми отношениями и не пахнет. И это то, что мы имеем по большей части в нынешней среднестатистической норме, ориентиры сбились у народа. Т.е., если женщина по полу начинает вести себя как мужчина, но при этом ожидает от Сигурда преданности как женщина, уважения к ее выбору — она ничего не получит. Мужчина не может дать преданности, если он не выбрал цели, связанной с женщиной. Вот Иван-царевич не женился в отсутствие Лягушки, потому что его цель связана с ней, он ее ищет. А Сигурд, ожидая, пока пройдет срок, установленный Брунхильдой, начинает заниматься чужими проблемами, а потом и вовсе женится на другой. Зато он дает принятие Брунхильде и доверяет ей. она сказала ждать полгода — он и пошел ждать.

Я вижу в этом то, что если Анимус занимает бОльшую часть в женской душе, то лучше выбрать себе сценарий Ивана-царевича и отвечать за направление в паре, оставляя партнеру женскую функцию ожидания. Чем считать себя женщиной с развитым Анимусом, т. е. Брунхильдой, и пытаться усидеть на двух стульях. Сказка о Финисте и миф о Брунхильде предупреждают нас, что в таком случае женщина не получает то, что ей свойственно желать — преданность партнера. А преданность и забота Ей шкурно нужны, потому что Он — тот, кто будет мамонта добывать и от пещеры гонять воинственных кроманьонцев, пока она ребенка вынашивает, рожает и кормит.

Образ себя внутри себя — это насквозь личное и интимное дело, хоть себя мужчиной, хоть женщиной представляй, лишь бы быть с собой в мире и согласии.

Причем, кто у тебя партнер в реальности — дело десятое. Сначала выстраиваешь отношения с Анимусом своим, устраивающие тебя саму, потом это выплескивается в реальность. Т.е. если ты внутри себя Брунхильда, то изменять будут все партнеры. Это то, что люди метко называют: «если третий муж бьет в морду, то дело не в муже, а в морде». А если ты уладишь отношения с Анимусом, то и реальный партнер подстроится под твой новый взгляд на себя и на место партнера рядом с тобой. Потому что муж — это проекция Анимуса на живого мужчину. Как и жена — это та, кого ищет себе мужчина, имея внутри себя идеальный образ женщины, Анимы.

Наконец, не обязательно привязываться к этим двум сказкам, про Финиста и Лягушку. Но вычищенные от подробностей до схемы сказки показывают именно конфликт направления и точки.


Выбор хапнуть от Мироздания бонусов больше, чем у тебя есть в оплату ресурсов в данный момент времени — это всегда негодный выбор и он всегда дурно заканчивается

Fill out my online form.


Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Или оставить свой комментарий на странице.
comments powered by HyperComments


Книги:

Гендерная дифференциация в психологии

В учебном пособии содержится необходимая информация по различным разделам курсов "Дифференциальная психология", "Гендерная психология", "Консультативная психология". В пособии представлены основные вопросы гендерной дифференциации в психологии. Рассмотрены основные проблемы, возникающие в... Подробнее