Первичная, вторичная и третичная сепарации. Психологические схемы

Цитаты Yagaya-Baba.ru Все статьи Цитаты   2013-10-02 08:16:00

Первичная сепарация — индивидуация происходит где-то в возрасте до года. В возрасте приблизительно от 6 недель до года ребёнок находится в т.н. «диадном слиянии» с мамой — это такая своего рода система «мама-младенец». Т.е. говорить о том, что есть ребёнок и есть мать — смысла даже нет. Есть система мать-ребенок.

И первичная сепарация, когда ребёнок начинает получать свою автономию, приходит с наступлением так называемой (как Фрейд её называл) «анальной стадии». На сегодняшний день в психоанализе (в новейших его тенденциях) произошли изменения и разделения на оральную, анальную, фаллическую и прочие стадии считают не совсем уместным. Но это высокая наука и глубокие психоаналитические теории, о которых неспешно, весомо и аргументировано спорят седобородые мужи в кулуарах психоаналитических обществ. А нас интересует практическое приложение.

Если ребёнка хорошо вскармливали грудью, мама удовлетворяла его первичные потребности и была отзывчива со своим ребёнком, то дальнейшая первичная сепарация происходит как бы сама собой — естественно и гладко. Т.е. младенец, с наступлением анальной стадии начинает от мамы потихонечку отдаляться.

После этого наступает период т.н. вторичной сепарации, которая, по идее, должна начинать происходить с наступлением эдипального возраста, т.е. с трех лет. Дальше следует такой момент, что если ребёнка в этот момент не фрустрировали, т.е. над ним не было постоянного насилия, то при наступлении эдипальной стадии (особенно если это мальчик) начинает формироваться, а потом разрешаться эдипов комплекс. И отношения из диадных пост младенческих начинаю переходить в фазу триады, когда появляется, условно говоря, образ третьего лишнего, с которым надо соперничать за мамину любовь и привязанность.

И мальчики в этот период начинают соперничать со своим отцом за любовь и внимание матери. За время, которое она посвящает ребенку. При этом, если отец любящий, понимающий и он прекрасно относится к своему ребёнку, то, соответственно, на этой стадии (в возрасте от трёх до пяти-семи лет) успешно происходит вторичная сепарация.

Потому что суть Эдипова комплекса и его разрешения заключается в следующем: ребёнок должен понять, что он переходит из неконкурентной диадной среды «я и мама» в конкурентную среду, где есть всегда третий, потому что до тех пор, пока есть только «я и ты», общества не существует! А с приходом третьего сразу же появляется социум. Третий всегда оказывается немного лишним, он одним своим присутствием разрушает диадный союз и непонятно что с ним вообще в этой ситуации делать.

У ребёнка к этому моменту уже закончился период грудного вскармливания, мама уже отошла от удовлетворения его первичных потребностей. Его постепенно приучают к горшку, соответственно не нужно так часто стирать пелёнки. У мамы появляется свободное время, да и усталость от постоянного бдения за малышом сказывается. И она постепенно возвращается в социальную жизнь — в отношения с папой. И ребёнок, естественно, понимает, что раньше на нём фокусировалось всё материнское внимание, а теперь мама делит своё внимание между ним и его папой. И это для ребёнка всегда чудовищный стресс. Он начинает переживать, чувствует, что его предали, покинули, отвергнули, не поняли — испытывает очень серьёзные, зашкаливающие негативные эмоции и переживания.

Но если папа любящий и он не фрустрирует мальчика, то Эдипов комплекс благополучно разрешается и ребёнок становится не просто конкурентоспособным, а он понимает, что в принципе, он может иметь отношения, и эти отношения могут быть с различными людьми. Основной урок, который он усваивает — потеря этих отношений для него не является чем-то фатальным. Причём для него не фатальна как конкуренция со своим отцом, так же как для него не фатален, например, отход от матери.

И если ребёнок благополучно усваивает этот второй урок, то для него наступает время третьего урока — третичной сепарации-инициации, который наступает уже в возрасте от 16 до 18 лет. Это окончание подросткового возраста, конец пубертата и окончательный переход уже во взрослую жизнь. После успешного завершения процесса сепарации-инициации можно сказать, что мальчик-подросток стал абсолютно взрослым, самостоятельным и полностью автономным мужчиной.

http://separacia.ru/


Мама — это не социум. До поры до времени мама — это та, кто говорит ребенку о нем самом то, что он понимает о себе, но не может сказать словами


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.
Яндекс.Метрика