Специализируюсь по путеводным клубкам


Ильюк Е.В. Архетип криминального и виктимного поведения

Цитаты Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2018-05-19 08:35:00

Ильюк Е.В.
Архетип криминального и виктимного поведения

Каннибализм, инцест, убийства детей, бесчисленные тоталитарные деспотии и другие криминальные явления современного мира говорят о том, что коллективный, общечеловеческий негативный опыт имеет тенденцию к повторению. Архетипы передаются в процессе всей социализации личности, усвоения ею части мирового человеческого опыта. Архетипы как образы являются обобщенной равнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений, усредняя миллионы индивидуальных опытов. Архетипы это коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок, сюжетов художественных произведений. Универсальные архетипы представляют собой обобщенные биологические, психологические, социальные или профессиональные роли. Выделяются архетипы, связанные с мифическими и сказочными образами, а также неопределенное множество архетипов, выражающих ситуации.

Архетипы остались неизменными с древнейших времен, в основном меняя свои формы, но не сущность. Архетип устойчив во времени. Архетипы — это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же опытов.

Архетип инцеста

Когда инцестные отношения стали негативно оцениваться обществом, семья предпочла скрывать «позор семьи». Инцест стал надежно охраняться «семейной тайной». Тайна никогда не принадлежит одному человеку — она всегда носит системный характер. Тайна касается всех участников системы, всех аспектов сложившихся отношений, и ее рассекречивание может привести к изменению имиджа семьи. Мотивами являются любовь к близким, страх, потребность в принадлежности к группе. Страх за сохранение семьи или своего места в ней приводит к тому, что человек решает оставить все так, как есть, и не раскрывать семейный секрет. Человек хранит тайну, потому что он опасается свою репутацию, физическое здоровье, жизнь; боится за близких людей, которые могут пострадать в случае открытия секрета, их могут привлечь к ответственности; переживает за значимые отношения (за брак) их стабильность и надежность. Хранители тайны боятся утраты благ, социального статуса семьи или ее членов.

Многие годы живя в состоянии страха за свою жизнь, в полной зависимости от агрессора, когда агрессор иногда проявляет доброе отношение к ребенку, ласку, заботу, у ребенка может возникнуть «стокгольмский синдром» (синдром при соединения к агрессору), при котором ребенок оправдывает поведение агрессора, когда между ребенком и агрессором воз икает тесная эмоциональная связь, симпатия, или страдающая сторона объясняет поведение агрессора как единственно возможное. Анализ семейной ситуации жертв инцеста позволяет выделить следующие типы материнского поведения:

1) мать действительно не знает об инцесте;

2) мать знает об инцесте, но ничего не пред принимает. Такой вариант материнского поведения является наиболее деструктивным: ребенок чувствует себя предан ным обоими родителями;

3) мать предпочитает «не знать» об инцесте. Такая мать выступает как классический «молчаливый партнер» (соинцестор), выбирающий избегающее поведение.

Когда ребенок в силу возраста еще не может оценить социальную характери стику действий в его отношении, он в ходе социализации привыкает к мысли, что сексуальные отношения родителей с детьми — это «норма» семейных отношений. В инцестуозной среде «у человека происходит фиксация на первоначальных сексуальных объектах, которыми являются родители, поэтому он не нуждается в сексуальных контактах за пределами своей семьи». В случае возникновения связи «отец — дочь» мать-жена подсознательно или осознанно передает ей обязанность по сексуальному обслуживанию отца мужа. Мать-жена исключается из супружеской подсистемы, она «передает» собственные супружеские функции дочери, перекладывая на последнюю ответственность за сохранение семьи. Дочь становится дочерью женой, а жена изменяющего супруга супругой тещей, поскольку ее дочь уже выполняет роль «жены».

Ситуация инцеста возникает в семьях с нездоровыми супружескими отношениями, которые женщины в силу ряда причин (материальная и другая зависимость, многодетность, страх перед агрессивным мужем, личностная незрелость и др.) не могут прекратить. В этих случаях ребенок оказывается жертвой и лишен возможности быть защищенным матерью, так как мать косвенно поддерживает инцестуозное поведение мужа. Насильник всегда рядом, он контролирует ситуацию.

Архетип похищения человека и рабства

Работорговля, торговля женщинами и детьми, использование рабов в сексуальных целях процветала многие века. И сейчас существует в отдельных регионах. О случаях сексуального рабства становится известно случайно.

Архетип виктимного поведения

Многовековое крепостное право (рабство) оставило след в архетипе виктимного поведения.

Виктимность малолетних и несовершеннолетних лиц предопределена их возрастом. Снижение виктимности происходит в процессе взросления, социализации. Особенности детскородительских отношений, основанных на доминировании родителя и подчинении ребенка, не предполагают использования понятия «свободный выбор» из-за зависимости ребенка от взрослого. У ребенка нет выбора: родитель может наказать ребенка в случае отказа от сексуальных отношений, отказать в удовлетворении его потребностей. Иногда дети и подростки ведут себя провокационно и соблазняют взрослых («соблазняющий ребенок»). Когда ребенок начинает понимать, что сексуальное поведение — способ получения определенных выгод, то он может использовать его. Ребенок всегда должен расцениваться как жертва, даже если он демонстрирует соблазняющее поведение. Он является жертвой семейной дисфункции, а не только сексуального акта. Если инцестное поведение в семье обусловлено личной историей родителей, то они также могут рассматриваться как жертвы собственного травматичного опыта, а инцест — как результат действия семейных сценариев, передающихся из поколения в поколение.

Сексуальное насилие нередко становится причиной «вторичной виктимизации», когда жертва снова и снова подвергается ему уже со стороны других лиц.

У жертвы формируются виктимные качества. Виктимная личность не умеет отказывать, защищать свои интересы, самоутверждаться. Виктимная личность — личность зависимая. Жертва может вырастить только жертву. Чтобы превратить человека в жертву, нужно время. Когда агрессор и жертва живут в одной семье, их деструктивные действия — унижение, оскорбление — регулярно повторяются. Ежедневно один член семьи контролирует другого, управляет его жизнью, издевается над ним.

Виктимное поведение транслируется из поколения в поколение. Семья поддерживает сохранение жертвенных сценариев. Инцест никогда не заканчивается одной жертвой. В этом же поколении, в следующем или через поколения семья воспроизведет дуэт «жертва — тиран». Тщательно скрываемая от внешних глаз инцестная связь в дальнейшем может быть повторена детьми в новых отношениях, потому что для них она стала нормой.



Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Книги:

Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX - начале XXI века. Их социальные и этно-культурные последствия и перспективы

Монография посвящена одному из самых значительных социальных явлений в истории новейшего времени Дагестана - переселению жителей горных районов на равнину. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в ходе данного процесса произошло... Подробнее