Статья. Ассертивные права человека. Психологические схемы


Есть человек, человеческая личность. Этого человека можно увидеть через то, КАКОЙ он есть, и через то, ЧТО он делает. Для того чтобы определиться, где заканчивается безусловное принятие личности и начинается принятие по условию, сначала надо посмотреть, на что человек имеет право без условий, а потом на то, почему и зачем человеку может быть важно соответствовать тем или иным условиям в человеческих взаимоотношениях.
АССЕРТИВНОСТЬ — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В норме человек обладает следующими АССЕРТИВНЫМИ ПРАВАМИ:
— право на свободу;
— право на выбор;
— право на автономию (целостность границ).
Эти права — не биологическое, а социальное явление, осознанное человеком в обществе себе подобных (а не в зубах саблезубого тигра). Но принадлежат каждому человеку по праву рождения, вне зависимости от расы, цвета кожи, национальности, возраста, пола, гендера, сексуальности, особенностей характера и так далее.
Эти права в норме должны соблюдаться.
Для того, чтобы понять, как правильно поступать, а от каких действий по отношению к себе и другому следует воздерживаться, человек использует такое комплексное понятие, как НРАВСТВЕННОСТЬ, которая включает в себя ЭТИКУ (как внутренние нормы) и МОРАЛЬ (как нормы общества).
Человек маркирует намерения и поступки как этичные или неэтичные. И не делает того, что считает нарушением прав другого. (Или делает, в зависимости от своего выбора). Человек может считать неэтичным, допустим, бить партнера, и воздержится от насилия, даже если партнер станет просить об этом. Это первая, внутренняя граница.
Другой человек имеет свои представления о своих ассертивных правах и имеет право защищать свои границы во взаимоотношениях. Тогда он не допустит деструктивное поведение в свой адрес, высказав такое пожелание партнеру, прекратив агрессию или дистанцировавшись. Это вторая, внешняя граница, которую мы осознаем в контакте с другим. Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека ©.
Общество устанавливает моральные нормы, нарушая которые человек в той или иной мере подвергается неприятию со стороны общества или остракизму. Так, считая проституцию аморальным явлением, общество будет выражать неприязнь к проституткам вне зависимости от того, преследуется ли это явление законом. Это — третья граница, с которой мы сталкиваемся, делая свой выбор. Не все поступки, даже промаркированные изнутри как этичные, обществом будут признаны соответствующими морали.
Некоторые поступки также нарушают не только нормы морали, но и правовые нормы, и соблюдение прав будет регулироваться государством. Тогда человек может быть ограничен в своих правах, исключительно по решению суда.
Итак: человек обладает правом на свободу, на выбор и автономию по факту рождения. Вне зависимости от условий, в которых человек находится здесь и сейчас, вне зависимости от условий, в которых прошло его детство, вне зависимости от намерений и мнений окружающих на этот счет, вне зависимости от того, нарушались ли ранее эти права, и вне зависимости от представлений о себе, эти права у человека есть и он может ими пользоваться в любой момент времени.

Существует три вида ассертивных прав: право на выбор, право на автономию, право на свободу


Вы можете обсудить эту тему на форуме.