Статья. Процесс работы с психологом, вводная
Есть человек, человеческая личность. Этого человека можно увидеть через то, КАКОЙ он есть, как он мыслит и чувствует, и через то, ЧТО он делает и КАК общается. Для того, чтобы определиться, где заканчивается безусловное принятие личности и начинается принятие по условию, сначала поговорим про то, на что человек имеет право без условий, а потом про то, почему и зачем человеку может быть важно соответствовать тем или иным условиям в человеческих взаимоотношениях.
АССЕРТИВНОСТЬ — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В норме человек обладает следующими АССЕРТИВНЫМИ ПРАВАМИ:
— право на свободу;
— право на выбор;
— право на автономию (целостность границ).
Можно опираться на более широкое описание ассертивных прав. Например, модель Мануэля Смита:
Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.
Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и своё поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.
Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение.
Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.
Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.
Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.
Я имею право изменить своё мнение.
Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.
Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки.
Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.
Я имею право сказать: «я не знаю».
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.
Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.
Я имею право принимать нелогичные решения.
Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.
Я имею право сказать: «я тебя не понимаю».
Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.
Я имею право сказать: «меня это не интересует».
Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться
Эти права — не биологическое, а социальное явление, осознанное человеком в обществе себе подобных (а не в зубах саблезубого тигра). Но принадлежат каждому человеку по праву рождения, вне зависимости от расы, цвета кожи, национальности, возраста, пола, гендера, сексуальности, особенностей характера и так далее.
Эти права в норме должны соблюдаться. Для того, чтобы понять, как правильно поступать, а от каких действий по отношению к себе и другому следует воздерживаться, человек использует такое комплексное понятие, как НРАВСТВЕННОСТЬ, которая включает в себя ЭТИКУ (как внутренние нормы) и МОРАЛЬ (как нормы общества).
Человек маркирует намерения и поступки как этичные или неэтичные. И не делает того, что считает нарушением прав другого. (Или делает, в зависимости от своего выбора). Человек может считать неэтичным, допустим, бить партнера, и воздержится от насилия, даже если партнер станет просить об этом.
Это первая, внутренняя граница.
Другой человек имеет свои представления о своих ассертивных правах и имеет право защищать свои границы во взаимоотношениях. Тогда он не допустит деструктивное поведение в свой адрес, высказав такое пожелание партнеру, прекратив агрессию или дистанцировавшись.
Это вторая, внешняя граница, которую мы осознаем в контакте с другим. Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека©.
Общество устанавливает моральные нормы, нарушая которые человек в той или иной мере подвергается неприятию со стороны общества или остракизму. Так, считая проституцию аморальным явлением, общество будет выражать неприязнь к проституткам вне зависимости от того, преследуется ли это явление законом.
Это — третья граница, с которой мы сталкиваемся, делая свой выбор. Не все поступки, даже промаркированные изнутри как этичные, обществом будут признаны соответствующими морали.
Некоторые поступки также нарушают не только нормы морали, но и правовые нормы, и соблюдение норм будет регулироваться государством. Тогда человек может быть ограничен в своих правах, причем исключительно по решению суда.
Итак: человек обладает правом на свободу, на выбор и автономию по факту рождения:
— вне зависимости от условий, в которых человек находится здесь и сейчас;
— вне зависимости от условий, в которых прошло его детство;
— вне зависимости от намерений и мнений окружающих на этот счет;
— вне зависимости от того, нарушались ли ранее эти права;
— вне зависимости от представлений о себе
эти права у человека есть и он может ими пользоваться в любой момент времени.








