Статья. Анализ лексики сказочного героя. Психологическая работа со сказкой


Сценарные игры отличаются тем, что их участники умеют все роли в игре и умеют меняться ролями. Так жертва становится преследователем в треугольнике Карпмана-Берна, а уж наблюдатели превращаются из спасителей в агрессоры влегкую.

Со сказочными сценариями примерно та же картина. Определить, в какой позиции застрял приключенец, можно по словам, которые он выбирает. С лягушкой (моей любимой сказкой для разбора) картина выглядит так:

Если «я жду, пока он/она…», то произносящий эти слова — в позиции сказочной жертвы, то есть Царевны-Лягушки. Она традиционно ждет на болоте, ждет истечения волшебного срока, ждет, пока ее спасут.

Если «я надеюсь, что он/она…», то произносящий эти слова — в позиции сказочного героя, то есть Ивана-Царевича, который идет свой путь и никак при этом не может ждать, что она его дождется, он может на это только надеяться.

Если «я уже не жду и не надеюсь», то это про Кащея Бессмертного, который на то и Кащей умирающего царства, что его надо сместить на троне.

Если зависть, жадность и ревность любыми словами, то это — жены братьев Ивана. А если предъявляется статус через качество своего партнера, то это — сами братья.

Если страшно и больно, но достаточно долгое время (а сказка продолжается минимум четыре года) динамики нет, то это — Баба Яга. Потому что только этот персонаж в сказке может выжить в межвременье и межмирье, причем в весьма фиговом на взгляд человека обыденного состоянии. Любого живого человека неудовлетворенная потребность поставит на путь героя или жертвы. Потому что из потребности вырастает мотив к действию.

Если принятие по условию плюс оценочное суждение, то человек застрял в родительской фигуре или не прочь занять внешнюю позицию внутреннего критика партнера.

Если «Иван-Царевич, что же ты наделал, не ты эту шкурку надевал, не тебе ее и снимать» — это, с крепкими шансами, психотерапевт :) И если это говорит близкий, то отношения между близким и героем дисфункциональны.

А сказочные помощники — это просто времена года.


Живое знание тем и отличается от мертвого, что его надо сразу прививать к живой жизни, пока не погиб привой


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.