Статья. Сказочное мужское и женское, смена царя. Психологический анализ


И у Брунхильды и у Лягушки в сказках нет матери. С матерью связана первая травма, травма отверженного, до года. Лягушка — беглец, Брунхильда — отвергающий по сказочным сюжетам. Две стороны одной медали. Брунхильда пошла поперек воли отца. Ее предназначение — приносить в Валгаллу души павших на поле воинов, она решила принести не молодого, а старого воина поперек воли Одина, он разгневался, все завертелось и в итоге она таки выполнила свое предназначение, принеся с собой душу Сигурда. Только земного счастья не вышло (отдельная тема про браки богов и смертных, там много разных прикольных сочетаний).

Лягушка же покорно торчит на болоте три года, по воле Кащея, ибо она «уродилась хитрее своего батюшки». Потом она покорно следует сценарию и, лишившись шкурки, возвращается к отцу. Кто воспитывал Брунхильду — непонятно, видимо Один, а у царевны в анамнезе «мамки, няньки», помогающие ей с ее магической работой. Там, где женщина, лишившись матери, учится у отца мужской модели поведения, она потом закономерно пытается поступать как мужчина и принимает волевые решения. Но т. к. она женщина, то Один ставит ее на место, не давая пройти мужским путем. И ожидания у нее от партнера женские. Ибо женщинам важна преданность, а сказка про то, как она с этой преданностью обломалась. Там, где женщина, лишившись матери, опирается на опыт и силу материнского рода, не отвергая его, она вырастает осознавая себя женщиной, чья функция ждать и по ходу ожидания заниматься своими делами — детей растить и прочее. И тоже исполняет свое предназначение — выбрать себе подходящего мужа и обеспечить таким образом процветание своего царства. Смена царей (сюда кладется толстая книжка Фрезера Золотая ветвь) происходит по материнской линии. Претендент получает руку царевны и ее царство, свергнув старого царя. Царь — это и воин и маг. Маги должны быть молоды и плодородны, от их этих качеств зависит и плодородие их территории. Стоит магу одряхлеть — его страна приходит в упадок. Но к тому моменту у него обычно подрастает дочь и очень важно, чтобы появился Иван-царевич, сверг старого царя и воцарился на троне. Причем, в Лягушке прямо показана эволюция — она родилась хитрее своего отца. И хэппи-энд там, где она выполняет свое предназначение, не отвергая предыдущий опыт рода, а аккумулируя его + проходя свой путь развития. Она развивается в ожидании Царевича и Царевичу обеспечивает путь в ее поисках — эти испытания нужны для того, чтобы до нее дошел не просто дурак, пустивший стрелу, а только такой же «хитрый» мужчина, как и она. В этой сказке это зашифровано в том, что на его пути ему все говорят про «зря ты, Иван-Царевич, ее шкуру спалил» — т. е. он идет учиться понимать свою женщину — а ей важно понимание. А в сказках про разборчивую невесту, например, претенденты на ее руку должны решить разные сложные задачи — таким образом выбирается равный по развитию царевны царевич, залог будущего хэппи-энда.

Плодородие — штука взаимная. Если для процветания царства нужен молодой и сексуальный партнер, то понятно, что эту сексуальность он будет прикладывать к своей партнерше. Т.е. вот это «царь — воин и маг в одном флаконе» — это более позднее отражение старого порядка, когда мужчина — воин, а женщина — маг, женщина выбирает себе достойного мужчину и у них случается мир, любовь, здоровые дети, зачатые с умом и толком. Случается в обыденности семья, ну, а в сказке — новый царь.

Там, где Брунхильда не умела быть женщиной, Иван-царевич не умеет быть мужчиной. Он не умеет давать своей партнерше то, что ей надо, а в сказке он ваще ей ничего не дает. И он не умеет быть мужчиной, т. к. не дает ей доверия и принятия, например. А мужчины уж это-то должны давать, это для них естественно. Его путь — это учиться быть мужчиной для своей женщины. В том числе поэтому он по пути попадает в избушку к Яге, он там проходит э… инициацию как мужчина в ее постели. Что интересно — если у Брунхильды нет матери, то у Ивана-Царевича нет отца. Ну, то есть в русской сказке он есть, но он выполняет женские функции. А если посмотреть на аналогичную историю у Велеса, то там испытания невест проводила его мать, которая корова Земун (или Амелфа, не помню точно). Испытание невесты, понимания ею законов мироустройства проводят старшие женщины в роду. Именно на посиделки баб юные девушки приносят свое рукоделие и держат экзамен о том, что какой орнамент на их рубашке означает. Т.е. царь-отец — это по факту царица. И выбор невест она им предлагает магический. Там, где отец отправляет сына «мир посмотреть, себя показать», т. е. состояться как успешный мужчина, женщина предлагает сыну правильное, но женское действие — пустить стрелу, положившись на волю богов. Выбор состоялся, но настоящего брака еще нет — царевичу еще надо научиться быть мужчиной, а в конце пути будет повторный брак. Таким образом, Ивана-царевича, наоборот, надо вывести из-под влияния матери. Все опять укладывается в гендерную схему направления и точки…


Смена партнера на другого для любого из пары отвергающего и беглеца при незавершенных предыдущих отношениях уводит их в другой сценарий, покинутости


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.