Архетипы души (по Юнгу)


Содержание

Значительная часть нашей работы связана с архетипами души по Юнгу и прохождением архетипической спирали.

Архетипическая спираль

Проработку этапов архетипической спирали можно осуществлять как в ходе обычных устных консультаций, так и при прохождении некоторых сказок.

Выше солнца. За пределами спирали

Трудная дорога за пределы архетипической спирали только для тех, кто освоил всю спираль без пропусков.

Архетипические путешествия

Архетипическое путешествие по сказкам «Василиса Прекрасная» и «Велес и Буря Яга» будет отличаться от обычного сказочного пути. Когда мы ставим цель пройти сказку, то обычно концентрируем внимание на том, чтобы достичь цели, а остановки в пути связаны с трудностями прохождения того или иного этапа. Архетипическое путешествие, основанное на прохождении архетипической спирали из 12 этапов требует внимательного и вдумчивого прохождения каждого этапа. Для того, чтобы восстановить или получить опыт, соответствующий каждому из этапов нормативного развития личности.

Семь дорог женственности: женские архетипы души

Исследование семи дорог женственности (по Т.Д. Евстигнеевой):

  • дороги благодарения;
  • дороги защиты;
  • дороги творчества;
  • дороги очищения;
  • дороги отношений;
  • дороги любви;
  • дороги служения.

А также проживание сказки, раскрывающей архетип.

Семь ликов героя: мужские архетипы души

Анализ маскулинных сил Героя: Воина, Монарха, Крестьянина, Купца, Философа, Монарха и Слуги (по Т.Д. Евстигнеевой):

  • базовая мотивация архетипа;
  • основная задача архетипа;
  • инициирующий урок;
  • ключевые ценности;
  • эволюционная задача;
  • ловушка архетипа.

А также проживание сказки, раскрывающей архетип.

Личная архетипическая история

Впервые мы будем сочинять вашу авторскую сказку. Но не просто так, а специальную правильную сказку, построенную в соответствии с «Картами Проппа» и позволяющую пройти архетипическую спираль по Марк и Пирсон.

Индивидуация

Один из способов индивидуации через технику «Поиск Самости»

Этапы архетипической спирали

Вектора архитепической спирали

Архетип «Свой парень»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Принадлежность
  2. Нормативный возраст: 0-2 года (или от зачатия до 2 лет)
  3. Возраст травмы по Л. Бурбо: травма отверженности/маска беглеца; травма покинутого/маска зависимого
  4. Основное желание: связь с окружающими людьми.
  5. Цель: принадлежать, соответствовать.
  6. Опасения: выделиться, заважничать и в результате быть изгнанным или отвергнутым.
  7. Стратегия: вырабатывать обычные прочные добродетели, чувство локтя, сливаться с окружающими.
  8. Ловушка: отказаться от своего «я» ради слияния, но взамен получить лишь поверхностные связи с людьми.
  9. Награда: реализм, эмпатия, отсутствие претензий.
Уровни архетипа
  1. Вызов: одиночество, отчуждение.
  2. Первый уровень: сирота, чувствующий себя брошенным и одиноким, жаждет аффилиации.
  3. Второй уровень: присоединившийся, научившийся устанавливать связи, соответствовать, он принимает помощь и дружбу.
  4. Третий уровень: гуманистически настроенный, верящий в естественное достоинство каждого человека независимо от его способностей или жизненных обстоятельств.
  5. Тень: жертва, которая предпочитает претерпеть дурное обращение, нежели остаться в одиночестве, или член бандитской группировки, предпочитающий совершать преступления, лишь бы оставаться в рядах шайки.

Архетип «Заботливый»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Стабильность
  2. Нормативный возраст: 2-4 года
  3. Возраст травмы по Л.Бурбо: травма униженности/маска мазохиста; травма предательства/маска контролирующего
  4. Желание: защитить людей от возможного ущерба.
  5. Цель: помогать окружающим.
  6. Страхи: эгоизм, неблагодарность.
  7. Стратегия: делать добро окружающим.
  8. Ловушка: мученичество, попадание в ловушку окружающих.
  9. Награда: сочувствие, щедрость.
Уровни архетипа
  1. Вызов: увидеть кого-либо в беде.
  2. Первый уровень: заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании .
  3. Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих.
  4. Третий уровень: альтруизм, забота о мире.
  5. Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.

Архетип «Простодушный»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Независимость
  2. Нормативный возраст: 4-6 лет
  3. Возраст травмы по Л.Бурбо: травма несправедливости/маска ригидного
  4. Желание: ощутить Рай.
  5. Цель: быть счастливым.
  6. Страх: делать что-то неправильное или плохое, за чем последует наказание.
  7. Стратегия: поступать правильно.
  8. Ловушка: избегать возможности, связанные с риском сделать что-то неправильное или плохое.
  9. Награда: вера и оптимизм.
Уровни архетипа
  1. Вызов: желание чистоты, совершенства и простоты.
  2. Первый уровень: детская простота, наивность, зависимость, послушность, доверчивость, идиллические настроения.
  3. Второй уровень: обновление, положительный настрой, новые открытия старого, переосмысление, искупление, вступление на Землю обетованную.
  4. Третий уровень: почти мистическое чувство согласия и единения, благодаря чему Простодушие есть результат ценностей и внутренней целостности, а не внешнего опыта; бытие, а не делание.
  5. Тень: отречение, сдерживание (чувств).

Архетип «Герой»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Мастерство
  2. Нормативный возраст: 6-10 лет (для девочек), 6-12 лет (для мальчиков)
  3. Желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
  4. Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
  5. Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
  6. Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
  7. Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
  8. Награда: компетентность и мужество.
Уровни архетипа
  1. Вызов: лягающийся бык швыряет песок вам в лицо или кто-либо пытается запугать или дурно обращаться с вами; притягательная сложная задача; какой- либо человек, нуждающейся в вашей помощи или защите.
  2. Первый уровень: создание границ, приобретение опыта, мастерства, что выражается в достижении успеха; мотивацией и проверкой этого служит конкуренция.
  3. Второй уровень: солдат, выполняющий свои обязанности ради своей страны, организации, общины или семьи.
  4. Третий уровень: использование своей силы, опыта и мужества для того, чтобы что-то изменить для себя лично и целого мира.
  5. Тень: необходимы жестокость и одержимая потребность победить.

Архетип «Романтик»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Принадлежность
  2. Нормативный возраст: 10-21 (для девочек), 12-23 (для мальчиков)
  3. Основное желание: добиться интимности и испытать чувственное удовольствие.
  4. Цель: вступая в отношения с людьми, делать их работу, переживания и окружающую обстановку приятной.
  5. Опасения: остаться в одиночестве, стать нежеланным и нелюбимым.
  6. Стратегия: постоянно становиться все более привлекательным — в физическом, эмоциональном и любом другом отношении.
  7. Ловушка: делая все возможное для того, чтобы привлекать окружающих и доставлять им удовольствие, утратить собственную индивидуальность.
  8. Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.
Уровни архетипа
  1. Вызов: безумное увлечение, соблазнение, влюбленность (в человека, идею, дело, работу, товар).
  2. Первый уровень: поиск великолепного секса или великой любви.
  3. Второй уровень: следовать по пути блаженства и преданности тому, кто (или что) вы любите.
  4. Третий уровень: духовная любовь, принятие себя, переживание экстаза.
  5. Тень: промискуитет, навязчивая идея, ревность, зависть, пуританство.

Архетип «Творец»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Стабильность
  2. Нормативный возраст: 10-21 (для девочек), 12-23 (для мальчиков)
  3. Желание: Создать какие-нибудь вечные ценности.
  4. Цель: воплотить видение в форму.
  5. Страх: обладать заурядным видением или посредственно воплотить свое видение.
  6. Стратегия: выработать художественные контроль и навыки. Задача: создавать культуру, выражать свое видение.
  7. Ловушка: стремление к совершенству, ложное творчество.
  8. Награда: творчество и воображение.
Уровни архетипа
  1. Вызов: мечты, фантазия, вспышки вдохновения.
  2. Первый уровень: проявлять творчество и делать изобретения, имитируя что-либо.
  3. Второй уровень: давать физическую форму своему собственному видению.
  4. Третий уровень: создавать структуры, оказывающие влияние на культуру и общество.
  5. Тень: чересчур драматизировать свою собственную жизнь, превращать ее в мыльную оперу

Архетип «Искатель»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Независимость
  2. Нормативный возраст: 10-21 (для девочек), 12-23 (для мальчиков)
  3. Главное желание: свобода поиска себя через освоение мира.
  4. Цель: жить лучшей, более естественной, полной жизнью.
  5. Страх: оказаться в ловушке, приспосабливаться, ощущать внутреннюю пустоту, не чувствовать пульса жизни.
  6. Стратегия: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки.
  7. Ловушка: разбросаться по разным векторам развития, недостаточно проживать полученный опыт.
  8. Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с собой.
Уровни архетипа
  1. Вызов: отчуждение, неудовлетворенность, неуспокоенность, острая тоска, скука.
  2. Первый уровень: желание выйти на широкую дорогу, в природу, изучение мира.
  3. Второй уровень: поиск собственной индивидуальности, стремление к самореализации.
  4. Третий уровень: выражение своей индивидуальности и уникальности.
  5. Тень: его отчужденность не позволяет найти другой способ соответствовать.

Архетип «Аутло (бунтарь, изгой)»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Мастерство
  2. Нормативный возраст: 21-31 (для девочек), 23-33 (для мальчиков)
  3. Основное желание: месть или революция.
  4. Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
  5. Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
  6. Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
  7. Ловушка: перейти на темную сторону.
  8. Награда: неистовость, радикальная свобода.
Уровни архетипа
  1. Вызов: чувство беспомощности, гнева, несправедливости, безысходности.
  2. Первый уровень: идентификация с аутсайдером, отрыв от ценностей группы или общества, отказ от принятого поведения и морали.
  3. Второй уровень: шокирующее или разрушительное поведение.
  4. Третий уровень: превращение в мятежника или революционера.
  5. Тень: криминальное или злое поведение.

Архетип «Шут»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Принадлежность
  2. Нормативный возраст: 21-31 (для девочек), 23-33 (для мальчиков)
  3. Основное желание: жить в настоящем, извлекая из этого максимум удовольствия.
  4. Цель: замечательно провести время и повеселить
  5. Страх: скука или быть скучным.
  6. Стратегия: играть, шутить, быть забавным.
  7. Ловушка: растратить жизнь впустую.
  8. Награда: радость.
Уровни архетипа
  1. Вызов: апатия и скука.
  2. Первый уровень: жизнь — как игра и веселье.
  3. Второй уровень: ум используется для того, чтобы дурачить окружающих, выпутываться из неприятностей, находить способы обходить препятствия, трансформироваться.
  4. Третий уровень: непосредственное переживание жизни, жить сегодняшним днем.
  5. Тень: потворство своим слабостям, безответственность, грязные проказы.

Архетип «Правитель»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Стабильность
  2. Нормативный возраст: 31-65, пик 45 лет (для девочек), 33-65, пик 45 лет (для мальчиков)
  3. Желание: контроль.
  4. Цель: создание процветающей, успешной семьи, компании или сообщества.
  5. Стратегия: осуществление руководства.
  6. Страх: хаос, опасность быть свергнутым.
  7. Ловушка: возможность превратиться в авторитарного начальника.
  8. Награда: ответственность, руководство.
Уровни архетипа
  1. Вызов: отсутствие ресурсов, порядка или гармонии.
  2. Первый уровень: взятие на себя ответственности за состояние своей собственной жизни.
  3. Второй уровень: осуществление руководства в семье, группе, организации или на рабочем месте.
  4. Третий уровень: осуществление руководства сообществом, всей сферой деятельности или обществом.
  5. Тень: тираническое или манипулятивное поведение.

Архетип «Мудрец»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Независимость
  2. Нормативный возраст: 31-65, пик 45 лет (для девочек), 33-65, пик 45 лет (для мальчиков)
  3. Желание: открыть истину.
  4. Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
  5. Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
  6. Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
  7. Ловушка: Мудрец может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
  8. Награда: мудрость, интеллект.
Уровни архетипа
  1. Вызов: смущение, сомнение, глубокое желание найти истину.
  2. Первый уровень: поиски абсолютной истины, стремление к объективности, надежда на экспертов.
  3. Второй уровень: скептицизм, критическое и новаторское мышление, стремление стать экспертом.
  4. Третий уровень: мудрость, уверенность, совершенное овладение предметом
  5. Тень: догматизм, башня из слоновой кости, отрыв от реальности.

Архетип «Маг»

Характеристики архетипа
  1. Вектор приоритетов: Мастерство
  2. Нормативный возраст: 31-65, пик 45 лет (для девочек), 33-65, пик 45 лет (для мальчиков)
  3. Основное желание: знание фундаментальных законов того, как работает мир и вселенная.
  4. Цель: сделать мечты явью.
  5. Опасения: непредвиденные негативные последствия.
  6. Стратегия: развивать видение и претворять его в жизнь.
  7. Ловушка: превратиться в манипулятора.
  8. Награда: обнаружение взаимовыгодных результатов.
Уровни архетипа
  1. Вызов: прозрения, экстрасенсорный или синхронистический опыт.
  2. Первый уровень: волшебные моменты и опыт превращения.
  3. Второй уровень: переживание потока.
  4. Третий уровень: чудеса, переход от видения к проявлению.
  5. Тень: манипуляции, колдовство.
Оплата работы:
Стоимость при очной работе и работе в скайпе/зуме:
  • 8000 RUB / час личной встречи.
  • 5000 RUB / час обсуждения в скайпе/зуме.
Ограничения на участие в платных проектах:

1. У вас нет со мной личных отношений.
2. Вы не находитесь в индивидуальном или групповом рабочем процессе с другим специалистом.
3. У вас достаточно ресурсов для подобной работы.
4. Вы не являетесь пациентом психиатра и не принимаете таблетки, выписанные им.


  Подробнее вы можете прочитать по тегу: "архетипическое":

Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Лошадь» » 2023-05-31 7:48:00
Работа с этим символ-образом позволяет ускорить движение по жизни. Посыл бессознательному: Я хочу и могу двигаться к тому, о чем ...
Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Внутренний наставник» » 2023-05-30 7:48:00
Работа с этим символ-образом позволяет получить личностно-значимые моральные наставления от бессознательного. Посыл бессознательн...
Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Добрый волшебник» » 2023-05-29 7:48:00
Работа с этим символ-образом позволяет получить бессознательные подсказки относительно лечения психосоматоза, решения проблем, выб...
Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Вечеринка» » 2023-05-28 7:48:00
Работа с этим символ-образом позволяет легализовать получение удовольствия от жизни (не только работа, но и удовольствие). Посыл ...
Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Коробка с игрушками» » 2023-05-27 7:48:00
Работа с этим символ-образом позволяет легализовать игровое поведение через доигрывание недоигранного в детстве. Посыл бессознате...
Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Построение нового дома» » 2023-05-26 7:48:00
Работа с этим символ-образом позволяет построить новые взаимоотношения с миром. Используется в случае резких антагонистических вза...
Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Недостроенный дом» » 2023-05-25 7:48:00
Работа с этим символ-образом, достройка дома означает обустройство своей жизни. Посыл бессознательному: Я завершаю поиск себя и о...
Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Мост» » 2023-05-24 7:48:00
Работа с этим символ-образом помогает перейти к желаемому, достичь желаемого. Является символом соединения. Посыл бессознательном...
Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Ведьма / колдун» » 2023-05-23 7:48:00
Работа с этим символ-образом позволяет ослабить удушающие оковы общества, сбросить накопившееся напряжение и раздражение. Посыл б...
Техники и упражненияВасютин А.М. Психоанимационная терапия. Символ-образ «Забор вокруг дома» » 2023-05-22 7:48:00
Можно использовать забор в качестве защиты при угрозе измены (или же после измены для защиты от угрозы повторной измены). В этом с...
Все записи →

Под архетипом понимается некий устойчивый образ, присутствующий и повсеместно возникающий в индивидуальном сознании, оказывающий значительное влияние на сознательную деятельность человека. Наиболее близкими к содержанию архетипа являются «архетипические образы», по сути, образы сознания, проявляющиеся в сновидениях, галлюцинациях, мистических видениях, то есть при минимальной сознательной обработке. Архетипический образ может восприниматься человеком, он обнаруживается в зависимости от состояния сознания в данный момент, то есть, связан с сопоставлением, возникающим в результате самодеятельности бессознательного и современным состоянием сознания, которое пробуждается под влиянием ассоциаций с событиями окружающей среды. Архетипы суть многократно повторенные отпечатки субъективных реакций. Это не только отпечатки всегда повторяющегося типичного опыта, но одновременно они ведут себя эмпирически как силы или тенденции к повторению того самого опыта. Ведь всякий раз, когда какой-нибудь архетип появляется в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда привносит с собой некое собственное влияние или какую-то силу, благодаря которой он действует нуминозно , т. е. ослепляюще, завораживающе, и побуждает к поступкам. В этом разделе истории про то, как я вижу эгрегор Бабы-Яги и другие архетипические образы.

  Подробнее вы можете прочитать по тегу: "архетипическая спираль":

Арт-терапияКрючкова Е., Крючкова О. Магия славянских богов и духов. Арт-терапия » 2022-12-02 08:35:00
Крючкова Е., Крючкова О. Магия славянских богов и духов. Арт-терапияАВСЕНЬ Рекомендуется раскрашивать для процветания вашего дома ...
ЦитатыОбзор статей по мифологии и мифологическому мышлению » 2022-11-06 14:00:00
ЧУБАРОВ И. ВЕДЬМА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ Известная книга «Молот ведьм» остается до сих пор популярной: масса запросов в...
Взрослая психологияВектора архитепической спирали. Схема » 2021-01-01 14:21:00
Вектора архитепической спирали [vector.png]...
ЦитатыКеллогг Д. Ритуальное использование мандал в других культурах » 2018-07-26 08:35:00
Келлогг Д. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Ритуальное использование мандал в других культурахОчень важно, что мандала...
ЦитатыКеллогг Д. Мандала как отражение процесса развития и изменений. Мировое древо » 2018-07-25 08:35:00
Келлогг Д. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Мандала как отражение процесса развития и измененийСуществует определенное...
ЦитатыКемпбелл Д. Миф и его ритуальное исполнение » 2018-07-24 08:35:00
Келлогг Д. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала»В одном из своих недавних интервью Джозеф Кемпбелл так ответил на вопрос о то...
ЦитатыКеллогг Д. Значение цвета в мандале » 2018-07-23 08:35:00
Келлогг Д. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Использование мандалы в психодиагностике и психотерапииНаличие у пациента ...
ЦитатыКеллогг Д. Три группы стадий Большого Круга Мандалы » 2018-07-23 08:35:00
Келлогг Д. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Связанные с исцелением изменения: субъективные и объективные индикаторыБол...
ЦитатыКеллогг Д. Значение цвета в мандале. Радужный » 2018-07-22 08:35:00
Келлогг Д. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Использование мандалы в психодиагностике и психотерапииОсобым смыслом в из...
ЦитатыКеллогг Д. Значение цвета в мандале. Сиреневый » 2018-07-21 08:35:00
Келлогг Д. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Использование мандалы в психодиагностике и психотерапииНаконец, коснемся с...
Все записи →

Архетипические образы, согласно исследованию Марк М., Пирсон К. (Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов), позволяют наиболее точно выразить стремление людей проживать истории, обладающие смыслом.


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.