Обзор статей по мифологии и мифологическому мышлению
Содержание
Чубаров И. Ведьма как объект социального исключения
Известная книга «Молот ведьм» остается до сих пор популярной: масса запросов в Сети на чтение, множество переизданий начиная с конца XV века, когда ее написали два теолога позднего Средневековья. Ведьмы если не существуют, то беспокоят и волнуют людей. И гораздо больше, чем книги, посвященные исторической проблематике причин преследования женщин в позднее Средневековье и раннее Новое время. В широких слоях общества люди делают выбор в пользу существования ведьмы и ее преследования. Я бы хотел начать с причин странного феномена такой популярности и интереса к теме ведьм, который поддерживается новыми книгами, а сейчас еще фильмами и сериалами. С чем это связано? Можно поставить ведьму в контекст культурных монстров наряду с вампирами, зомби, оборотнями. Ведьмы играют роль персонажа истории, который заколдовывает людей, накладывает сглаз, порчу, но может в то же время и кого-то излечить, помочь найти любящим сердцам путь друг к другу. Все эти элементы и признаки ведьмы присутствуют в современном кинематографе и массовой культуре. Но они, на мой взгляд, не являются безобидными.
Ларин Н.А. Горгона Медуза – жертва и убийца. Психодинамическая модель
Мало кому известно о том, что миф о Медузе Горгоне является одним из самых древних греческих мифов, дошедших до нас. Его пересказывали еще задолго до Гомера. А маски «Горгонейон», отображение которых находят на одеждах и латах древних греков, только подтверждают факт глубокой древности этого мифа. По этой причине существует множество расхождений при изложении этого мифа разными авторами. Нами был взят классический миф о похождениях Персея и пересказан с позиции Медузы Горгоны.
Как можно жениться на Дюймовочке, если она ребёнок? А ласточка — это он или она? Загадки любимой сказки Андерсена
Есть в сказке еще два авторских штриха, не свойственных простым обработкам народных сказаний. Речь о песнях, которые Дюймовочка поет кроту. Одна из них — датская народная («Munken går I Enge») — пасторальная игровая песня про монаха, который на лугу собирает ягоды и цветы. Интересная деталь в этой песне — синий плащ монаха. А синий, как известно, символизирует небо и вечность. Это также и цвет Богородицы. Так что даже и в таком незамысловатом сюжете нашлось место философии. А вот вторая песня — «Майский жук, лети, лети» («Oldenborre flyv, flyv») — уже интереснее. Не по мелодии, нет. В мелодическом смысле они примерно одинаковы и прекрасны своей народной простотой. Дело здесь в другом. «Майский жук» родом из немецких земель, про эту песню написано много, и известна она едва ли не каждому немцу. Суть ее в том, что ребенок остался один — обоих его родителей забрала война. И такой непростой для восприятия текст сопровождается мажорной мелодией, больше похожей на колыбельную. Выходит, это песня сироты — такой же, как и наша Дюймовочка. Ведь вряд ли она воспринимала одинокую женщину, посадившую тюльпан, как мать: даже о мотыльке она переживает, расставшись с ним, а о названой матери — нет. Эта песня, мне кажется, еще одна краска в портрете Дюймовочки.
Зачем на самом деле Медведь украл Машу и другие тайны народных сказок о девочках в лесу
Везде, где растёт лес, живут девочки разных народов. Но не у всех народов есть сказка о девочке (а точнее, совсем молодой девушке) в лесу. Есть теория, что такие сказки появились там, где женщины в обществе были более или менее значимы, видимы и активны — ведь это сказка об инициации, и путешествие в лес — форма инициации, которая подчёркивает, что девушка должна уметь действовать самостоятельна. В других случаях рассказывают сказки о девушках в башне или тереме — такая инициация популярна у народов, где от женщины требовалась максимальная покорность.
Зачем царицу посадили в бочку?
В одной из сказок прямо говорится: «Нельзя царской крови лить». Царская кровь – священная, поэтому с представителями царской власти обходились так же, как и со священными предметами – либо сжигали, либо по воде «сплавляли» в Рай.
Иванчей И. Главная функция сознания — сохранение непротиворечащей картины мира
Человек не может полностью контролировать свое поведение, если не осознает закономерности, которые усвоил. Если у человека есть неосознаваемая установка, то изменить поведение будет сложно. В эксперименте группа людей, обладавших имплицитным навыком, который они не осознавали, не смогла перестать его применять. Другая же группа, которая осознавала полученный имплицитно навык, смогла остановить эту программу. И конечно, без осознания нельзя передать навык. Возможно, сознание необходимо нам для того, чтобы формулировать абстрактные правила и передавать их другим поколениям.
Как жили крестьяне 19 века
Речь пойдёт о музее деревянного зодчества в поселке Нижняя Синячиха, Алапаевского района, Свердловской области. В этом музее находятся образцы деревянного домостроения привезенные из деревень и сел Свердловской области. Сам поселок расположен примерно в 150 километрах от Екатеринбурга. Экскурсия по типовой усадьбе того времени ...
Как устроены русские колыбельные
Интересно, что фантастические описания постели встречаются не только в колыбельных, но и в свадебных песнях, где дом невесты — это всегда высокий терем («Да ты пади, моя каленая стрела... Да на высок терем окатистой... Да прострели, моя каленая стрела, Да всю мою богосужену...»). И это совпадение не случайно: статусы невесты и младенца во многом схожи: как невеста во время свадьбы символически «умирает», отделяясь от своего мира, и переходит в иной, так же и ребенок постепенно приобретает свойства этого мира и утверждается в нем. В колыбельных образ вертикали, направленной вверх, отражает эту двойственность: он означает, с одной стороны, причастность к потустороннему, с другой — стремление к жизни, оторванность от мира мертвых
Настоящая" история принцессы на горошине
Молодая жена пожаловалась, что не может спать на роскошной постели, поскольку та очень неудобна. Проверив ее кровать Шапур обнаружил под толстенным матрасом из пуха маленькую веточку мирта. Пораженный ее изнеженностью он спросил Надиру, как ее воспитывали. Принцесса ответила, что отец очень любил ее: она пила самые изысканные вина, ела мед и мозги райских птиц, спала на самых мягких постелях, которые можно только вообразить.
"Не избушка, а могила": кто до сих пор поклоняется Бабе-яге
"В зависимости от региона образ Бабы-яги и его смысловое наполнение могут меняться, — пояснили в одной из славянских родноверческих общин. — Славянские племена селились на достаточно большом расстоянии друг от друга, поэтому их верования и персонажи фольклора сильно отличаются". Например, колдунью представляли в образе змеи. С этими животными в древности ассоциировались одноногие или хромые существа. У Бабы-яги, как известно, одна нога — костяная. Отсюда идея о ее сказочном родстве со Змеем Горынычем: иногда старуху называют матерью чудовища.
«Полный бред»: что такое антропологическая психиатрия и зачем врачу разбираться в мифологии и нарратологии
Если человек говорит что-то странное — это бред, органическое расстройство речи или просто ситуация непонимания? Язык в психиатрии часто не считают чем-то важным — а зря, считает врач-психиатр Иосиф Зислин. По его мнению, психиатрам стоит обратить более пристальное внимание на проблему языка психоза и, коль скоро специфического психиатрического подхода к анализу текста не существует, попробовать проанализировать его с точки зрения других наук — лингвистики, антропологии, филологии, нейробиологии, генетики и т. д. Что такое антропологическая психиатрия и каким принципам должен следовать хороший врач?