Специализируюсь по путеводным клубкам


Кучина Т.И. Концепция В.В. Козлова о реализации женских архетипов...

Цитаты Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2018-05-20 08:35:00

Кучина Т.И.
Концепция В. В. Козлова о реализации женских архетипов в глубинных жизненных сценариях и влиянии их на гендерную идентичность женщины, её самореализацию// Теоретико-методологические основы тренинга для женщин на личностный и профессиональный рост, самоактуализацию

Как известно, гендерные архетипы это бессознательные факторы и мотивы, организующие психические элементы в некие коллективные гендерные образы, которые распознаются по произведенному эффекту или действию в индивидуальном сознании; это культурные конструкты. Архетип является универсальным мифологическим сюжетом или символом, присутствующим в большинстве культур.

В структуре гендерной идентичности можно выделить ядро и периферию. Ядерные части гендерной идентичности остаются архетипически стабильными, а периферия видоизменяется. Элементы ядра формируются в раннем возрасте с первых моментов осознания человеком самого себя и представляют собой стабильные образования, определяющие базовую основу гендерности. Центральное, ядерное образование, в котором содержится непосредственное переживание себя как представителя определенного гендера, андроцентрично по своей природе, поэтому в самом общем виде его основе лежат концепты силы и власти у мужчин, красоты и материнства — у женщин. Частные, конкретные знания и представления о себе и других как в мужчинах и женщинах составляют периферию гендерной идентичности.

Как считает В. В. Козлов, «чтобы активизировать те или иные архетипы, необходимы определённые условия, которые, как правило, соответствуют духу времени. Индивид лишь следует стереотипу поведения, который господствует и востребован в данный момент».

В. В. Козлов рассматривает в своей концепции 4 архетипа Анимы, соответствующих типам гендерной идентичности женщин, условно названных Евой, Еленой, Софией и Марией.

Кроме того, каждая архетипическая реализация Анимы имеет по три способа манифестации, которые в буддийской психологии обозначены гунами — сатьва, раджас, тамас: сатьва — уравновешенное, духовное, светлое, гармоничное, благое начало, раджас — подвижное, страстное, вовлеченное, деятельное, стремящееся начало, тамас — косное, инертное, темное, деструктивное, разрушительное начало. Таким образом, он вычленяет по 12 форм возможных гендерных проявлений мужского и женского начала.

Тип гендерной идентичности — Мария.

Бессознательные поведенческие установки этого типа женщин связаны со стремлением их к добродетели, которая понимается ими сообразно качеству энергии, определяющей вид гендерной идентичности.

Для представительниц вида Мария — сатьва высшим предназначением женщины является безусловная любовь к ребенку (или к идее ребенка).

Бессознательная установка женщин, относящихся к виду Марии — раджас, заключается в преданном, бесконечно искреннем и честном, вне критики и скепсиса, вне логической аргументации служении традициям, устанавливаемым чаще мужчинами, и сохранении традиций.

Основная установка женщин типа Мария — тамас формируется под действием деструктивной материнской любви к своему детищу, связанной с тем, что только она знает, что и как надо ему делать. Поведение, основанное на этой уверенности, может превратить женщину в злобную ведьму.

Тип гендерной идентичности — София.

Приоритет в бессознательных установках и принципах женщин этого типа отдается интеллектуальности, женской мудрости и рассудительности. В зависимости от видов идентичности эти установки имеют ряд особенностей.

Так София — сатьва считает, что ее основным жизненным предназначением должна стать передача следующим поколениям в процессе воспитания и социализации конструктивного опыта, основанного на моральном поведении, что и считается жизненной мудростью.

Для женщин, относящихся к гендерному виду София — раджас главным принципом является не только дать жизнь, но и сохранить ее. Поэтому они стремятся передавать детям традиции, знания, умения, навыки и способы приспособления к жизни на земле среди людей. Эти женщины уверены, что самое главное для реализации этого умения является способность адаптироваться к условиям реальности.

Бессознательные установки Софии — тамас являются деструктивными, так как она уверена в том, что знает о том, что надо другим, тем самым она использует свои знания, опыт и социальные возможности для того, чтобы ограничивать личность, тормозить ее развитие, лишить позитивного будущего.

Тип гендерной идентичности — Елена.

При формировании бессознательных установок женщин данного типа приоритетным является такое женское качество как эмоциональность.

Тип Елена — сатьва живет с убеждением, что любви и сопереживания достойно все сущее на земле. Женщины этого типа наделены большой способностью к пониманию и умению поддержать любого независимо от статуса и возраста, расы и культурной идентичности.

Установки Елены — раджас связаны с эмоциональной вовлеченностью, страстностью, вожделением и одновременно с неустойчивостью, быстрой сменой желаний и интересов. Все оправдано, если это по-настоящему увлекает женщину.

Деструктивность бессознательных установок женщин типа Елена — тамас выражается в высшей степени безнравственности, когда для достижения целей не существует никаких моральных ограничений и используются все низменные приемы, характерные для женского коварства: льстивость, хитрость, клевета, измена, лживость, интриги.

Тип гендерной идентичности — Ева.

Основой для формирования бессознательных установок женщин этого типа служат такие женские качества — как импульсивность и чувственность.

Поведение женщин типа Евы — сатьвы строится на таком жизненном убеждении, что она является во всем помощницей мужчины. Между ней и ее мужчиной непременно должна существовать духовная близость. Целью этих женщин является рождение его детей.

Установки, руководящие поведением женщин типа Ева — раджас основаны на идеи прагматичности плотской любви и сладострастия. Цель продажи себя и собственного тела — получение от мужчины внимания, материальных ценностей, статусного положения, защищенности и т. д. Средства реализации данной установки красиво маскируются ею в социальные ритуалы, эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие алгоритмы.

Бессознательная установка женщин типа Ева — Тамас основа на безудержной, разнузданной сексуальности, которая руководит желаниями, действиями и целями представительниц данного типа гендерной идентичности женщин.

Огромную роль на результат формирования женской гендерной идентичности может оказывать наложение друг на друга разных символических аспектов, связанных с множественностью установок в бессознательном женщины. В реальности, например, может быть, что установки высших аспектов женщины (София или Мария, определяющих функцию персонификации знания или высшую добродетель), сочетаются со своими низшими формами (Ева или Елена, когда она выступает в роли соблазнительницы, непоследовательной, ветреной, неверной, лицемерной).



Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Книги:

Философия как история философии. Учебное пособие

Традиционно учебные пособия по истории философии представляют собой эмпирические хронологические обзоры творчества наиболее известных, выдающихся философов. Такой способ подачи историко-философского материала, удовлетворительный при начальном его освоении, как правило, не позволяет... Подробнее