Джулия Кэмерон. Путь художника. Восьмая неделя


Психиатры и психотерапевты нередко отмечают: для того чтобы пережить потерю и вернуться к нормальной жизни, утрату сначала необходимо осознать и с кем-нибудь поделиться этим. Именно потому, что творческие потери так редко открыто осознаются или оплакиваются, они становятся душевными шрамами, которые сдерживают творческий рост. Нам кажется, что делиться ими с кем-либо слишком болезненно, слишком глупо, слишком унизительно. И вот мы не даем ранам зажить, а вместо этого превращаем их в тайные очаги боли.

Чаще не подлинный талант, а смелость дарит художнику славу. Недостаток смелости — а она иссякла из-за жестокой критики или систематического пренебрежения — может искалечить художников куда более талантливых, чем те, кто широко признан. Чтобы возродить надежду и отважиться дерзать, нам просто необходимо осознавать и оплакивать шрамы, которые не дают нам развиваться творчески. Этот процесс может показаться кропотливым и малозначительным, но все-таки без него не обойтись. Так же как подросток должен добиться независимости от чересчур властолюбивых родителей, художник должен освободиться от зловредных наставников. Столкнувшись с потерей, немедленно сделайте что-нибудь, чтобы поддержать своего внутреннего художника. Даже если все, на что вы решитесь, будет покупкой букета тюльпанов и блокнота для эскизов, своим действием вы скажете: «Я осознаю тебя и твою потерю. Обещаю тебе достойное будущее». Многие творческие люди, застрявшие в творческом тупике, убеждают себя, что они и слишком стары, и слишком молоды, чтобы следовать за своей мечтой. Будь они свихнувшимися стариками, они бы попробовали. Будь они молодыми и глупыми — тоже. В любом случае, некоторое сумасшествие — необходимое условие для творческого порыва. Творчеством занимаются в мгновение настоящего, и это мгновение не имеет времени. Делайте какое-нибудь маленькое дело каждый день, вместо того чтобы рассуждать на глобальные темы.

Упражнение «раннее воспитание»
Хотя мы редко улавливаем эту связь, многие из наших взрослых потерь напрямую связаны с тем, как нас воспитывали в детстве. Детям иногда говорят, что они ни на что не способны или, наоборот, что должны все что угодно делать с легкостью. Оба утверждения заводят ребёнка в тупик. Приведенные ниже вопросы нацелены на то, чтобы помочь вам распознать и расшифровать последствия вашего воспитания. Некоторые из вопросов могут совершенно не подходить к вашей жизни. Отвечайте все, что приходит в голову.
  1. Когда я был (а) маленьким (ой), папа думал, что мое творчество _________ И поэтому я чувствовал (а) себя _________
  2. Я помню, как однажды он _________
  3. Мне от этого было очень _________ и _________ Я всегда об этом помнил (а).
  4. Когда я был (а) ребёнком, мама говорила мне, что мои мечты _________________
  5. Я помню, что она советовала мне вернуться с небес на землю, напоминая о том, что ___________
  6. Я помню одного человека, который в меня верил. Это ___________
  7. Я помню, как однажды _________
  8. Мне от этого было _________ и _________ Я всегда об этом помнил (а).
  9. Все мои надежды стать творческой личностью рухнули, когда ________
  10. Печальный урок, который мне тогда преподала жизнь, был совсем не логичным, но я все ещё следую ему, а заключался он в том, что я не могу одновременно _________ и заниматься творчеством.
  11. Когда я был (а) маленьким (ой), то узнал (а), что _________ и _________ очень нехорошие поступки, которых мне нужно особенно остерегаться.
  12. Я вырос (ла) с мыслью, что творческие люди _________
  13. Учителем (льницей), который (ая) лишил (а) меня веры в себя, был (а) _________
  14. Мне говорили, что _________
  15. Я верил (а) этому учителю, потому что _________
  16. Наставником, который послужил мне хорошим примером, был _________
  17. Когда люди говорят, что я талантлив (а), мне кажется, они хотят _________
  18. Дело в том, что я с подозрением отношусь к _________
  19. Я просто не могу поверить, что _________
  20. Если я начинаю верить в свой талант, то непременно начинаю злиться на себя за _________, _________, _________, _________ и _________


Утверждения
Следующие утверждения подтверждают ваше право заниматься творчеством. Выберите пять утверждений и поработайте с ними на этой неделе.
Я талантливый человек.
Я имею право быть творческой личностью.
Я хороший человек и хороший писатель (художник, режиссер…).
Творчество — это благословение, которое я принимаю.
Мое творчество благословляет других людей.
Мое творчество ценят.
Теперь я теплее отношусь к себе и собственному творчеству.
Теперь я щедрее отношусь к себе и своему творчеству.
Теперь я делюсь своим творчеством более открыто.
Теперь я принимаю надежду.
Теперь я действую утверждающе.
Теперь я принимаю творческое возрождение.
Теперь я позволяю себе выздороветь.
Теперь я принимаю помощь Бога на моем жизненном пути.
Теперь я верю, что Бог любит творческих людей.

Задания
1. Поиск цели. Это упражнение может показаться вам очень трудным. Тем не менее позвольте себе его выполнить. Если вам придет в голову не одна мечта, а несколько, выполните упражнение в расчете на каждую из них. Просто рисуя себе мечту во всех подробностях, мы уже помогаем воплотить её в жизнь. Воспринимайте свой поиск цели как предварительный набросок той жизни, которую вы бы хотели для себя. Шаги:
— Назовите свою мечту. Именно так. Запишите её. «Если бы все было так, как я хочу, я бы очень хотел (а) быть…»
— Назовите конкретную цель, достижение которой для вас очень важно. На вашем эмоциональном компасе эта цель соответствует северу.
(Имейте в виду: две женщины могут мечтать об одном и том же — стать актрисой. Для одной из них цель — статья о ней в журнале «Пипл». Эмоциональный центр её мечты — слава, она же — настоящий север. Для другой конкретная цель — хорошие отзывы о пьесе на Бродвее. Эмоциональный центр её мечты — уважение за сценическое мастерство, за творчество; уважение — настоящий север для нее. Первая актриса может быть счастлива, играя в «мыльных» операх. Второй понадобится сцена, чтобы её мечта сбылась. А на первый взгляд обе желают одного и того же.)
— Если бы все было так, как вы пожелаете, где бы вы хотели оказаться через пять лет следования вашей мечте и настоящему северу?
— В том мире, где вы сейчас живете, что можно сделать уже сейчас, в этом году, что продвинуло бы вас ближе к заветной мечте?
— Что вы могли бы сделать в этом месяце? На этой неделе? Сегодня? Сейчас?
— Опишите свою мечту (например, стать известным режиссером). Опишите её настоящий север (уважение и высшая степень самосознания, широкая аудитория). Выберите свой образец (Уолт Дисней, Рон Ховард, Майкл Пауэлл). Составьте план действий. Пять лет. Три года. Год. Месяц. Неделя. Сейчас. Выберите, с чего начать. Чтение этой книги уже начало.
2. Новое детство. Кем бы вы стали, если бы получили идеальное воспитание? Напишите страницу о таком детстве вашей мечты. Чему бы вас научили? Могли бы вы теперь перевоспитать себя в этом направлении?
3. Цветные схемы. Выберите цвет и напишите несколько предложений о себе от первого лица. («Я — серебряный, цвет высоких технологий и эфира, цвет грез и достижений, цвет полумрака и середины, я безмятежен…» Или «Я — красная. Я — страсть, закат, гнев, кровь, вино и розы, армии, убийства, похоть и яблоки». А какой цвет ваш любимый? Что у вас есть этого цвета? А как насчет целой комнаты? Это ваша жизнь и ваш дом.)
4. Перечислите пять вещей, которые вам нельзя делать: убить начальника, кричать в церкви, гулять по улице без одежды, устраивать сцены, уволиться с работы. А теперь сделайте это на бумаге. Опишите, нарисуйте, сыграйте, сделайте коллаж. Затем включите музыку и изобразите её в танце.
5. Поиски стиля. Перечислите двадцать вещей, которые вам хотелось бы сделать. (Может быть, те же двадцать, что и раньше, а может, уже другие.) Ответьте на вопросы, относящиеся к каждой из них:
Это стоит денег или бесплатно?
Дорого или дешево?
В одиночестве или с кем-то?
Связано ли это с вашей работой?
Нужно ли для этого рисковать физически?
В быстром темпе или в медленном?
Для ума, для тела или нечто духовное?
6. Идеальный день. Спланируйте идеальный день в той жизни, которой вы сейчас живете, пользуясь информацией, собранной выше.
7. Идеальный-идеальный день. Спланируйте идеальный день в такой жизни, о которой могли бы только мечтать. Никаких ограничений. Позвольте себе быть и обладать всем, чем только душа пожелает. Идеальная работа, дом, круг друзей, интимные отношения, рост в вашем виде искусства — самые необузданные мечты.
8. Выберите одну черту такого идеального дня. Позвольте себе реализовать её в жизни. Может, у вас пока не будет возможности переехать в Рим, но даже в давно запущенной квартире вполне по силам побаловать себя хорошо сваренным кофе с рогаликом.
Ограничения на участие в бесплатных проектах:

1. Вы не находитесь в индивидуальном или групповом рабочем процессе с другим специалистом — по крайней мере предупредите вашего специалиста, во что вы собираетесь играть, чтобы не было сюрпризов в вашем рабочем процессе.
2. Обсуждение бесплатных техник и других общедоступных тем ведется на форуме сайта, а не в индивидуальном порядке, если в посте не оговорено обратное.
3. Вы не являетесь пациентом психиатра и не принимаете таблетки, выписанные им.


Проект, в котором вы можете попробовать свои силы. Упражнения даны выборочно.
Рассказывайте в комментариях к каждому посту и в темах на форуме, что у вас получилось сделать.

Темы занятий взяты из книги:

Джулия Кэмерон
Путь художника

Интересно, а кто именно в мак по злобе земли намешал у Яги? И зачем?


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.