Статья. Про личный пример психолога как образец для подражания
Вот есть вполне легитимная практика: озвучить, что предлагаемый клиенту метод был опробован на собственной шкуре, и были такие-то и такие-то спецэффекты и результаты. Это можно.
Есть легитимная практика: поделиться какой-то информацией и рассказать, как на вполне частный взгляд этого вполне официально обученного специалиста эту информацию можно применить. Не всегда этот частный взгляд будет отчищен до блеска от личного частного опыта, потому что, все-таки, специалист — живой человек и работает и собой тоже, хотя по общему правилу себя в большинстве направлений надо выводить за рамки процесса и не предъявлять клиенту, но это тоже можно.
Есть легитимная практика: включать в консультации малую беседу, в уместных для этого обстоятельствах. Допустим, когда клиент хмурый и расстроенный в начале консультации, от того, что его дети капризничают, то вместо работы с места в карьер на тему капризов детей лучше ложится сочувственная обратная связь про аналогичные проблемы с детьми специалиста, которые капризничают в честь какой-нибудь геомагнитной бури. И дальше уже работа более плавно и легко начинается по существу. Получаются такие маленькие передышки про живую жизнь в пару фраз и пару минут посреди напряженной, в общем-то, работы. Так тоже можно.
А вот иметь специалиста в качестве образца для подражания — не стоит. Ни про внешность, ни про проработанность, ни про здравость и адекватность, ни про отношение к себе и Миру, ни про и т. д., ни про и т. п. И вообще интересоваться специалистом как человеком — естественное, но не самое конструктивное занятие. У специалиста — своя личная уникальная история, своя жизнь, свои выборы, свои последствия и итоги. Что он там себе выбрал как качество собственной жизни, и, главное, с какой точки он пришел к этому качеству жизни и куда идет — отдельная и не менее интересная история, только вот рассказывается она не клиенту. А своему психотерапевту или своему супервизору. К клиенту она отношения не имеет ровным счетом никакого. Нет никакой корреляции между собственным осознанием проблем и умением опознавать эти проблемы у клиента. Нет никакой корреляции между собственным опытом выхода из проблем и умением выводить клиента из его схожих проблем. Нет никакой обусловленности понимания и принятия клиента с такими же проблемами при наличии сходных у себя. Все это работает только при «кухонной психотерапии» — когда ты с близким за чашкой чая с плюшкой разговариваешь о себе. А специалист работает иначе. Проработка собственных проблем — это важно, чтобы приходить к клиенту с чистыми намерениями, но работа с клиентом происходит не собственным частным опытом. И работа с клиентом работается про клиента и его жизненную историю, а не про специалиста и его частный опыт.









