Специализируюсь по путеводным клубкам


Истерия. Симптомы и психологическая коррекция


Истерия. Симптомы и психологическая коррекция

Содержание кейса

Нарративные методы работы с истерией

Кроме обсуждения проблем, для компенсации истерии подходит проживание сказок.
Ряд негативных личностных качеств формируется в доречевом периоде развития, в связи с чем причины их появления с трудом поддаются коррекции методами рационально-эмотивной терапии. Разрешить выявленное противоречие возможно, если использовать сказочные истории, влияющие на личностные конструкты, преимущественно находящиеся в пространстве бессознательного. Проживание в личном мифе определенных сказочных историй позволяет осуществить коррекцию негативных личностных качеств.
В ходе работы клиент проходит входное тестирование, овладевает медитативными техниками и проживает сказочную историю при сопровождении специалиста.

3-я шкала: (истерии или вытеснение факторов, вызывающих тревогу) эмотивности

3-я шкала носит название шкалы «эмоциональной лабильности».
Повышение профиля по этой шкале выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций:
высокий уровень личностных притязаний сочетается с потребностью в причастности к интересам группы;
эгоистичность, с альтруистическими декларациями;
агрессивность, со стремлением нравиться окружающим.
Лица с ведущей 3-й шкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую существенное воздействие оказывает влиятельное окружение.
Их поведение сопровождается убежденностью в идентичности своего «я» декларируемым идеалам, некоторой «ребячливостью», незрелостью установок.
Легкая вживаемость в различные социальные роли, артистичность поз, мимики и жестов привлекает внимание окружающих, что служит для них стимулирующим фактором, возбуждающим и льстящим их тщеславию.
Профиль с ведущей 3-й шкалой (70 Т и выше) выявляет акцентуацию по истероидному типу, в котором вышеперечисленные особенности заострены.
Выявляются признаки эмоциональной незрелости более характерные для женского типа поведения с известным инфантилизмом, жеманством, иждивенческими тенденциями.
Несмотря на выраженный эгоцентризм и склонность жалеть себя, такие личности стремятся к нивелировке конфликта и придают большое значение статусу семейного человека.
Личностям с высокой 3-й шкалой (выше 75 Т) свойственна повышенная нервозность, слезливость, избыточная драматизация происходящих событий, склонность к сужению сознания вплоть до обморока.
В ситуации стресса, лицам с высокой 3-й шкалой в профиле свойственны выраженные вегетативные реакции.
Одной из версий формирования истероидного типа поведения выступает неврозообразующая ситуация нарушения полоролевого механизма в процессах формирования психики на ранних стадиях онтогенеза.
В большинстве случаев неврозообразующая ситуация формируется у девочек в результате неадекватного воздействия со стороны доминантных и властных матерей в ответ на попытки ребенка и согласно его представлениям вести себя в соответствии с такой ролью.
Чрезмерность наказания в ответ на поведение, не выходящее по мнению ребенка за рамки дозволенных правил, искажает механизм полоролевого поведения и все более поздние механизмы социальной адаптации формируются под воздействием этого искажения.
Психическое развитие «застревает» на ситуации непонимания правил выбора стратегий поведения.
Психика ребенка начинает тщательно и определенным образом фиксировать поведенческие приемы и ситуации, особо отмечающиеся окружающими как значимые проявления исключительности и приводящие к восхищению.
Со временем, такие приемы, трансформируясь превратятся в «шаблоны» и будут использоваться к месту и не к месту в ситуациях взрослой жизни.
По существу, истероидный тип поведения, это комплекс двух психических тенденций.
Одна тенденция направлена на поиск социально одобряемых и приемлемых форм и методов поведения, не являющихся для психики естественными и нормальными, потому что естественные были категорически пресечены и в силу этого бессознательно воспринимаются как запретные.
Другая тенденция направлена на выработку механизмов реализации естественных желаний и потребностей в рамках таких форм, что и выражается как использование наработанных «шаблонов» и формирует общую стратегию поведения, как «искусственную».
Над личностью во взрослой жизни продолжают давлеть «детские» авторитарные запреты и механизмами невротического «застревания» контролировать поведение.
Невротическое «застревание» легко «переносит» источник образования таких запретов на супруга и формирует особое отношение и к браку, как социальному состоянию личности и к поведенческой агрессивности, свойственной такому типу поведения.
Базисной основой формирования истероидного типа поведения, в основном являются два темпераментных типа —слабый, с превалированием процессов возбуждения и сильный, неуравновешенный тип.
При слабом типе темперамента поведенческие особенности при стрессообразующих факторах легко трансформируются в систему применения защитных механизмов «ухода» в функциональные нарушения.
Невозможность соответствия «идеальным» нормам поведения объясняется как функциональная ограниченность форм жизнедеятельности.
Попытка защититься приводит к таким формам сращивания желаемого состояния недомогания и его реальных симптомов, что последние отражают по существу действительные нарушения. Попытка сыграть болезнь и конверсионная симптоматика формируют такое состояние, при котором и сам играющий в болезнь начинает верить в ее реальность.
Не последнюю роль в этом механизме играет агрессивность, в подобном виде больше принимающая форму пассивной агрессии и имеющая проявления в виде попыток сформировать у окружающих значимое чувство вины за доведение до такого тяжелого физического недомогания.
При формировании истероидного типа поведения на базе сильного, неуравновешенного типа темперамента, конверсионная симптоматика и стратегия такого поведения мало реальна.
Повышенная базовая личностная активность не способствует пассивному уходу «в болезнь», наоборот, концентрируясь вокруг «ядра невроза», сосредотачивается на социальных механизмах соответствия идеальному образу «хорошей девочки», нравящейся всем.
Попытки вести себя в соответствии с идеальными представлениями, значи тельная личностная активность и потребность в сильной инервации как оптимальном условии жизнедеятельности, серьезные проблемы в механизмах реализации потребностей вынуждает таких личностей к применению особого комплекса вторичных бессознательных психических защит.
В такой комплекс входит практика свободных сексуализированных отношений, поведение с акцентом на вызов общественным нормам и правилам, желание нравиться всем и применять для этого все доступные приемы и методы.
Такой комплекс является своеобразным деструктивным стремлением пове дением и действиями провоцировать неврозообразующую ситуацию далекого детства с навязчивым бессознательным желанием переживать ее вновь и вновь.
Существенным поведенческим дисбалансом при таком типе поведения выглядит механизм переноса источника «ядра невроза» на новый и никак не связанный с ним объект.
Не испытывая эмпатической зависимости в системах личностного взаимодействия в силу несформированности самих эмпатических свойств, такие лица искуссно играют всю гамму и глубину личностной включенности во взаимодействие и сами себя убеждают и испытывают при этом значительность своих чувств.
Отсутствие эмпатии в этих внешних проявлениях желания любви и восхищения со стороны всех окружающих превращает эти желания в «неистощяемые» изнутри и любое индивидуальное проявление любви и восхищения становится для них одинаково ценно и значимо. В силу этого любой личностный поведенческий «негатив» тщательно контролируется и в поведении остается только то, что наверняка может понравиться.
При выборе объекта и понимании, что отношения достаточно прочны, включается механизм переноса. Похоже, что такой перенос неврозообразующего источника на другой объект и является главным в самой бессознательной мотивации построения серьезных отношений взаимодействия.
Психика пытается первичный внешний источник ограничения механизмов удовлетворения потребностей и давно ставший внутренним и собственным, вновь «сделать» внешним и «чужим», перенося на подходящий объект свойства первичного источника. Как только это удается, психика начинает вести себя по отношению к объекту, замещающему первичный источник как к самому источнику ограничений и начинает «бороться» с ним всеми доступными средствами, ограниченными в детстве. Отсюда и такой поведенческий комплекс и такой особый набор психологических защит.
С позиции объекта, замещающего источник невротических ограничений, трансформация «идеальных», хорошо контролируемых отношений в систему невротического взаимодействия с полным набором поведенческих атрибутов и деструктивных тенденций, соответствующих такому взаимодействию, неожиданна и непонятна и способствует сохранению отношений лишь до тех пор, пока объект не убедиться, что от него требуется то, чего он дать не может по определению.
Стремление объяснить природу формирования невротичекого механизма и принципы его активации и функционирования вытекает из общепсихических особенностей, сосредоточенных в системе зависимостей невротического и нормального типов поведения.
Невротическая выраженность поведенческих особенностей, по уровню приравненная к клинической (выраженные неврозы, уровень пограничного психического состояния и психозы, как крайняя выраженность дезадаптации поведения), мало интересует неспециалистов в области психиатрии и, уж тем более, мало касается аспектов производственной деятельности.
Однако, способность сохранять в нормальном поведении стойкие поведенческие тенденции, механизмы реализации активности, элементы бессознательной мотивации и т. п. как своеобразный поведенческий устойчивый тип, идентичный невротическому, но не настолько насыщенный и дезадаптированный, способству ет изучению неврозов, как своеобразной матрицы нормального поведения.
Наличие такой способности к сохранности и «похожесть» нормального поведения на невротическое и дало возможность на базе клинических отклонений разработать целый ряд диагностических методик, включая и MMPI, и на уровне количественных показателей определять степень выраженности поведенческих особенностей как устойчивых и типовых по отношению к невротическим.
Такая невротическая особенность, как примитивно описанный в нашем случае истероидный тип, в нормальном поведении может отражаться как устойчивый тип поведения в определенной степени (в зависимости от выраженности по шкале) соответсвующий истероидному и сохраняющий свойственные ему тенденции.
Любое нормальное поведение является следствием комплексного сосредо точения типовых поведенческих особенностей, имеющих при клинических отклонениях яркую, гипертрофированную выраженность, а в норме, имеющих лишь тенденцию к проявлению, либо незначительно корректирующих поведение, придавая ему своеобразие характера и личностных особенностей.
Комплексное сосредоточение типовых особенностей редко встречается как одинаково выраженное. В поведенческой системе обязательно будут превалировать над остальными один-два типа, придавая ей устойчивость и особенности, свойственные их природе и формирующие поведение в рамках этих особенностей.
Собственно, определение этих особенностей и использование их в системах организации эффективной деятельности и является главной целью.
Различные темпераментные природы при истероидном типе характера и применение «своих» видов бессознательных психологических защит не исключает из поведенческого комплекса видов защит, свойственных другому темпераментному типу. Просто они реже и менее охотно применяются.
При слабом типе темперамента и основном виде защиты посредством «ухода в болезнь» сложно физически участвовать в расширенных системах взаимодействия, зато можно великолепно применять «игровые» ролевые навыки для узкого круга зрителей.
При сильном, неуравновешенном темпераменте пассивные клинические сложности невыносимы из-за невозможности реализовать активность и обеспечить оптимальный уровень возбуждения нервной системы, зато предпочтительны и применимы фантазии на темы несчастных случаев и суицидных тенденций.
В последних, замысловатым образом сочетаются компоненты жалости к себе, попытки исправить существующее положение вещей, жалость окружающих и наличие возможностей реализации агрессии.
Игры в суицид наиболее популярны у психически активных лиц истероидного типа. Помимо манипулирования окружающими, осуществляющегося на высочайшем артистическом уровне (потому, что и сами верят в возможность такого выхода), они дают возможность за счет ощущения и переживания страха смерти существенно снизить уровень личностной тревоги и от этого испытать своеобразное облегчение.
Сочетание в MMPI высоких 1-й и 3-й шкал с относительно низкой 2-й выглядит как римское V и называется «конверсионной пятеркой». Свойства, присущие 3-й шкале MMPI, выступают на первый план, поглощая, в значительной степени признаки 1-й шкалы. При этом остается актуальной ориентация на социальные нормативы, которые лишь маскируют эгоцентрические тенденции личности.
При высокой «конверсионной пятерке» трансформация невротической тревоги в функциональные соматические расстройства в известной степени служит способом завоевания удобной социальной позиции.
Сочетание высоких показателей по 3-й и 4-й шкале значительно усиливает характеристики 3-й, увеличивая вероятность поведенческих реакций по истерическому типу со склонностью к «самовзвинчиванию» в конфликтных ситуациях и выраженным стремлением к эмоциональной вовлеченности.
Поведенческие особенности истероидного типа представляют большие возможности для организации эффективной производственной деятельности.
Стабильное, организованное поведение, мотивационно ориентированное на широкий круг социальных контактов и эффективно оптимизированное и хорошо оснащенное для этого личностными с редствами, превращает таких специалистов в уникальных, в видах деятельности, ориентированных на внешние факторы производственной деятельности.
Адаптированное поведение специалистов с истероидным типом характера является следствием умения управлять своей активностью и позволяет им оставаться в нормативных рамках правил, нивелируя все негативные проявления, свойственные невротическим особенностям.
Однако, значительная базовая личностная активность и превалирующая направленность на социальные контакты в ущерб нормированию и регламентации производственной деятельности требует специализированных средств управления и определенных условий деятельности, в которых такие специалисты могут быть особо эффективными и результативными.

Источник

Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности.



Эгрегор дает поддержку ровно до тех пор, пока нет способа быть в мире с самим собой. Поддержку, которую ты сам взять не можешь, и защиту от себя самого

Рекомендуемый период начала работы

С первого полнолуния после начала августовского звездопада до дня осеннего равноденствия.
Оплата работы:
Стоимость при очной работе/работе по скайпу или в переписке:
  • 5000 RUB за весь процесс работы.
Ограничения на участие в платных проектах:
  1. У вас нет со мной личных отношений.
  2. Вы не находитесь в индивидуальном или групповом рабочем процессе с другим специалистом.
  3. У вас достаточно ресурсов для подобной работы.
  4. Вы не являетесь пациентом психиатра и не принимаете таблетки, выписанные им.
Fill out my online form.

О проекте "Колесо года с Бабой-Ягой"

Платные психологические техники
Техники, которые можно делать при прохождении «Колеса года» в моем сопровождении. Вы можете выбирать любой проект, в том числе не по сезону, и обсудить возможность его прохождения со мной лично. Опыт работы и знакомство с личным мифом не требуются: мы освоим все в процессе прохождения выбранной вами техники.
Обратите внимание на ограничения на участие в моих платных проектах.

Период календаря "Колесо года 2017"

Спожинки

Спожинки (Ламмас) - начало августовских звездопадов, время жатвы. Продолжается до Осенин.

Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Или оставить свой комментарий на странице.
comments powered by HyperComments


Книги:

Практикум по психологии семьи и семейному консультированию

В книгу собраны исследования студентов и аспирантов, молодых выпускников вузов, посвященных психологическому анализу семейных отношений как комплексной проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В сборник вошли как теоретические обзоры, реферативные... Подробнее