Специализируюсь по путеводным клубкам


Статья. Стивен Р. Кови. 7 навыков высокоэффективных людей

Кризисный психолог Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2013-07-02 19:24:00

Кризисное сопровождение
О проекте "Кризисное сопровождение"
Любой кризис переживается намного проще и легче с поддержкой специалиста.

Содержание статьи

Люди испытывают в жизни разнообразные проблем, самые распространенные из которых:

— страх и незащищенность;

— желание иметь все немедленно;

— обвинения и виктимизация;

— чувство безысходности;

— недостаток жизненного равновесия;

— конкурентность;

— неудовлетворенная потребность в понимании;

— конфликты и различия;

— отсутствие развития.

Начинать изменения надо с себя (добавим, что если изменения, произошедшие в себе, не решают проблемы межличностного общения, то надо увеличить дистанцию в конфликте).

Кови проводит разграничение этики личности и этики характера.

Этика личности, упрощенно: «я знаю методы, как влиять на людей».

Этика характера, упрощенно: «я влияю на людей тем, каков я есть».

Этика характера по его мнению первична, этика личности вторична.

Для того, чтобы менять себя необходим сдвиг парадигмы. Действительность не равна нашим представлениям о ней, мы воспринимаем мир не таким, каков он есть, а таким, какие мы сами. Необходимо и достаточно изменить угол зрения на проблему.

В основе этики характера лежат принципы: справедливости, честности и искренности, человеческого достоинства, служения, качества и совершенства, потенциальных возможностей, терпения, воспитания и воодушевления. Принципы не равны ценностям — принципы, это территория, а ценности человека — карта этой территории.

Когда вы хотите менять себя, то изменения должны происходить изнутри наружу: сначала меняется территория, затем ее карта.

Эффективные навыки формируются на пересечении трех областей: я знаю, что и зачем, я умею и я желаю, хочу что-то сделать.

Он вводит понятия ты-парадигмы и зависимости, я-парадигмы и независимости, мы-парадигмы и взаимозависимости. Развитие личности идет от зависимости через независимость к взаимозависимости. И развитие личности идет не по кругу, не по прямой, а по спирали.

Вершиной развития станет нахождение и достижение своего предназначения в жизни.

Эффективность достигается тогда, когда существует баланс между результатом и ресурсами (физическими, финансовыми и человеческими) и средствами, позволяющими результат получить.

Принципы персонального видения

Навык № 1. Будьте проактивны.

Поведение может быть реактивным (раздражитель — реакция) и проактивным (раздражитель — свой выбор — реакция).

Далее он обращается к опыту Виктора Франкла (Сказать жизни «да», Страдания от бессмысленности жизни). Эффективен не тот, кто обладает внешней свободой, а тот, у кого большая внутренняя свобода.

Свобода выбора содержит в себе такие качества, как самосознание, воображение, совесть и независимая воля.

Франкл: «Существуют три вида ценностей: опытные, открытые нами опытным путем, творческие, те, что мы сами привносим в свою жизнь, и отношенческие, характеризующие нашу реакцию в сложных ситуациях».

Для перехода к ответственности следует проявлять находчивость и инициативу.

Следует действовать, а не быть объектом воздействия.

Изменения, на которых стоит сосредоточить свое внимание, находятся в нашем круге влияния — то, что мы можем изменить напрямую. Частично наше поведение повлияет косвенно на наш круг забот — то, что делают люди рядом с нами. А все остальное стоит принять со смирением и расслабиться. Сосредоточение на круге влияния его расширяет.

Предпочтительнее стремиться быть, а не иметь. И учитывать последствия наших действий. А также быстро извлекать уроки из наших ошибок.

Эффективность развивается как следствие способности брать и выполнять обязательства, давать себе и другим обещания и выполнять их.

Принципы персонального лидерства

Навык № 2. Начинайте, представляя конечную цель.

Кови начинает тему с предложения представить, какие прощальные речи произнесут на вашей могиле и точно ли вас устроит такой жизненный итог?

Определяете, что по настоящему имеет для вас значение и будут ли ценности не противоречить генеральной линии развития.

Данный принцип основан на том, что все создается дважды. Сначала в воображении, потом в действительности.

Мы можем выбирать — строить ли свою жизнь по приобретенным от людей, обстоятельств, воспитания сценариям или формировать свои жизненные стратегии проактивно.

Следует различать персональное лидерство и управление. Лидерство позволяет выбрать нужное направление, а управление — скорость и иные параметры движения в этом направлении. Лидерство первично.

Когда сценарий осознан, следует применить воображение, чтобы представить, что ты хочешь достигнуть вместо привычных условий жизни. И опираться при этом на совесть, как-то, что позволит свои желания соотнести с универсальными законами и принципами.

Мы не обязаны жить по привычным сценариям, мы ответственны за свою жизнь. то есть за то. чтобы используя свое воображение и творческий потенциал, создавать более эффективные новые жизненные сценарии, соответствующие нашим принципам и ценностям.

Эффективным будет формулировать личную миссию, имея ввиду конечную цель. Это основа для развития проактивности. Миссию можно пересматривать, с каждым разом более глубоко понимая свои принципы и ценности.

для составления личной миссии необходимо изучить центр своего круга влияния — что находится в его центре и как это влияет на ваш выбор.

Содержимое центра служит источником нашей внутренней безопасности, внутренней ориентированности, власти и мудрости.

В центре можешь быть ты сам. А может быть супруг, семья. деньги, работа, обладание, друг или враг, церковь (не вера).

Самый эффективный способ — поместить в центр свои жизненные принципы и опираться на них.

Франкл утверждает, что мы выявляем, а не придумываем свои жизненные миссии. Вопрос, в чем смысл жизни следует адресовать самому себе.

Эффективно использовать в процессе разработки личной миссии оба полушария головного мозга. Левое отвечает за логически-вербальную деятельность, правое — за интуитивно-творческую. (вот тут моя ремарка: есть такая книга «Откройте в себе художника» Бетти Эдвардс http://www.labirint.ru/books/25238/ вот там очень хорошо про активацию работы правого полушария)

Кови выделяет два способа включения правого полушария:

— расширение перспективы;

— визуализация и утверждающая обстановка.

Хорошая утверждающая установка имеет пять основных аспектов: она личная, она позитивная, она использует глаголы в настоящем времени, она визуальная и эмоциональная.

Личную миссию проще определить через свои роли и цели, соответствующие ролям.

Это поможет сбалансировать и гармонизировать вашу жизнь.

Кроме того можно аналогично формировать миссию семьи (важно: она должна формулироваться всеми участниками вместе, а не декларироваться родителями), а также миссию организации или иной группы.

Принципы персонального управления

Навык № 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала

Навык 3 — это тренировка независимой воли, с целью стать человеком. в основе характера которого лежат принципы.

Управление — это дисциплинированность, идущая изнутри, от ваших принципов и ценностей.

Существует четыре уровня управления временем:

— систематизировать и упорядочить то, что требует затрат времени и сил;

— использование календарей и ежедневников;

— расстановка приоритетов;

— управление собой, а не делами, сохранение и развитие эффективных отношений и достижение результатов.

Матрица управления временем:

Квадрат 1 (срочные важные дела)

Квадрат 2 (несрочные важные дела)

Квадрат 3 (срочные неважные дела)

Квадрат 4 (несрочные неважные дела).

Эффективные люди стараются делать дела из квадрата 2, упреждая возникновение срочных дел и кризисов квадрата 1.

Уметь сказать «нет», помня о своем основном списке приоритетов и предпочитая важные несрочные дела, неважным срочным.

Органайзер для управления временем и делами должен соответствовать шести важным критериям:

1. Согласованность приоритетов и планов, ролей и целей, желаний и дисциплины.

2. Сбалансированность во всех сферах жизни.

3. Сфокусированность на квадрате 2 — кризисы надо предотвращать, а не работать в условиях кризиса.

4. «Человеческое измерение». В отношении времени можно рассуждать в контексте производительности, а в отношениях с людьми следует говорить в терминах эффективности. Подчинять планы людям.

5. Гибкость инструмента планирования.

6. Портативность, иметь его всегда при себе.

Самоуправление в квадрате 2:

Определение ролей.

Выбор результатов для этих ролей, записанных как цели.

Планирование времени.

Ежедневная адаптация.

Горизонт планирования — неделя, это дает больше гибкости, чем ежедневное планирование.

После составления плана по этой программе следует жить, основанные на принципах планы можно выполнить с большей мотивированностью и результативностью.

Четвертый уровень самоуправления:

— основан на принципах;

— направляется совестью;

— определяет уникальную личную миссию, включая ценности и долгосрочные цели;

— помогает сбалансировать свою жизнь, путем определения своих ролей;

— привносит больший смысл в дела посредством еженедельного планирования и ежедневной адаптации.

В первую очередь внимание уделяется человеческим отношениям и результатам, а во вторую — времени.

Увеличение сбалансированности вложений/результатов через делегирование руководства (в отличие от делегирования исполнения).

Делегирование руководства подразумевает безусловное взаимопонимание и взаимные обязательства в пяти областях:

1. Желаемые результаты.

2. Правила.

3. Ресурсы.

4. Отчетность.

5. Последствия.

Итак, суть эффективного самоуправления заключается в том, чтобы смотреть через призму важности, а не срочности.

Парадигмы взаимозависимости

В любых отношениях важнее не то, что мы говорим или делаем, а то, каковы мы сами.

Понятие эмоционального банковского счета: уровень доверия, который был достигнут между людьми. Он требует постоянных вложений:

1. Понимание другого человека.

2. Внимание к мелочам.

3. Выполнение обязательств.

4. Прояснение ожиданий.

5. Проявление цельности личности.

6. Принесение искренних извинений при снятии со счета.

Безусловная любовь: если мы по-настоящему, без всяких условий и скрытого расчета любим других людей, мы помогаем им чувствовать себя защищенными, спокойными, достойными, мы укрепляем в них веру в себя, в свою индивидуальность и цельность своей личности. Мы создаем благоприятные условия для их естественного развития.

Важнее установить доверительные отношения с одним близким человеком, чем заботиться о благополучии массам людей и проектов.

Взаимозависимость позволяет превращать проблемы в достижении результатов в ресурсные возможности.

Эффективная взаимозависимость может быть достигнута только независимыми людьми.

Принципы межличностного лидерства

Навык № 4. Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»

Кови выделяет шесть парадигм взаимодействия между людьми: Выиграл/Выиграл, Выиграл/Проиграл, Проиграл/Выиграл, Проиграл/Проиграл, Выиграл, Выиграл/Выиграл или Не связываться.

При этом компромисс рассматривается как низшая форма Выиграл/Выиграл.

В книге рассматриваются сфера применения, достоинства и недостатки каждой парадигмы.

Если стороны не приходят к синергетическому решению — такому, какое бы устроило их обеих, они могут пользоваться принципом «Выиграл/Выиграл или Не связываться». Не связываться — означает, что если соглашения достигнуть не удается, то договоренности отменяются, а отношения сохраняются.

Кови выделяет пять измерений установки Выиграл/Выиграл: начинается с характера и движется в направлении отношений, из которых возникают соглашения. Взращивается в окружающей среде, структура и системы которой основаны на установке Выиграл/Выиграл. Также этот принцип включает в себя процесс.

Установка Выиграл/Выиграл предполагает использование в наших отношениях с другими самосознания, воображения, совести и независимой воли. И включает взаимное обучение. взаимное влияние и взаимную выгоду.

Для получения взаимной выгоды необходимо мужество в достижении своих целей и чуткость к чужим интересам.

Характер определяется тремя важными свойствами:

— цельность;

— зрелость;

— менталитет достаточности.

Для развития отношений важно доверие, счет в эмоциональном банке.

Соглашения называют соглашениями об исполнении или соглашениями о партнерстве (не о контроле).

В соглашениях Выиграл/Выиграл также выражены пять элементов:

— желаемые результаты;

— правила;

— ресурсы;

— отчетность;

— последствия.

При соглашениях в духе этой парадигмы следует концентрироваться на результатах, а не на методах.

Принцип необходимо осуществлять в системе, разовые декларации не работают. Кроме того достигать целей следует также методами Выиграл/Выиграл.

Принципы эмпатического общения.

Навык № 5. Сначала стремитесь понять, потом — быть понятым.

Мы слушаем обычно на одном из четырех уровней:

— можем игнорировать говорящего, не слушать его вообще;

— можем делать вид, что слушаем;

— можем слушать его избирательно;

— можем слушать внимательно.

Пятый уровень — эмпатическое слушание — слушание с намерением понять.

Эмпатическое слушание является весомым вкладом на эмоциональный банковский счет, это подпитка говорящего психологическим кислородом.

Если мы слушаем, помня о своем автобиографическом опыте, то мы можем давать четыре типа ответов:

— мы оцениваем;

— мы выпытываем;

— мы советуем;

— мы интерпретируем.

Степень овладения эмпатическим слушанием характеризуется четырьмя последовательными стадиями:

— повторение содержание;

— перефразирование содержания;

— отражение чувств;

— перефразирование содержания и отражение чувств.

Пока ответы основаны на логике — можно задавать вопросы и давать советы, как только реакция становится эмоциональной — следует вернуться к эмпатическому слушанию.

Навыки активного слушания бесполезны, если человек чувствует, что вы с их помощью хотите манипулировать. Метод должен действовать изнутри-снаружу: от искреннего желания понять собеседника.

Сначала стремиться понять — потом быть понятым, что так же важно.

Древнегреческая концепция: этос (нравственность) — пафос (душевное переживание), логос (слово, смысл) — лежат в основе этого принципа. В этой последовательности и стоит строить свое общение. От принципов, этики характера через эмпатическое слушание к смыслу.

Навык помогает упреждать непонимание в сложных ситуациях, если слушать близких до возникновения кризисов.

Принципы творческого сотрудничества

Навык № 6. Достигайте синергии

Синергия — целое больше суммы его частей. Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия — уважать их, совершенствовать сильные стороны и компенсировать слабые.

При синергии ищется не компромисс между двумя различными точками зрения, а третья альтернатива. Синергетический подход высвобождает для творчества те ресурсы, которые обычно тратятся на оборону и отстаивание своей позиции.

Ключом к межличностной синергии лежит внутренняя синергия.

Для того, чтобы ценить различия, надо принять то, что люди видят мир не таким, каков он есть, а таким, каковы они сами.

Курт Левин, «Анализ силового поля»: всякое текущее состояние деятельности или бытия рассматривается как некое балансирование между движущими силами, стимулирующими развитие, и сдерживающими силами, этому развитию препятствующими.

Движущие силы — позитивные, разумные, логичные, осознанные, имеют экономическую природу.

Сдерживающие силы — негативные, эмоциональные, нелогичные, неосознанные, носят социально-психологический характер.

Внимание следует уделять в первую очередь преобразованию сдерживающих сил в движущие.

Принципы сбалансированного обновления

Навык № 7. Затачивайте пилу

Навык 7 — это ваши личные ресурсы и средства, он обновляет четыре измерения: физическое (физические упражнения, питание, управление стрессовыми ситуациями), духовное (прояснение ценностей и приверженность им, учеба и размышления), интеллектуальное (чтение, воображение, планирование и письмо) и социально-эмоциональное (служение, сопереживание, синергия, внутренняя безопасность).

Необходимо постоянно и сбалансированно уделять внимание всем четырем измерениям, так как это ваш инструмент своей собственной деятельности.

Программа физических упражнений должна развивать выносливость, гибкость и силу вашего тела.

Кови пересказывает рассказ Артура Гордона «Поворот к жизни», где герой возвращается к себе через:

— слушание себя;

— возврат к корням;

— анализ своих мотивов;

— оставление своих тревог.

Интеллектуальное развитие и дисциплинированность ума следует поддерживать и после получения традиционного образования, заниматься самообразованием.

Вести дневники и заниматься организацией и планированием.

Социально-эмоциональное измерение основывается на ощущении личной внутренней безопасности. Если вы уверены в себе, в своем характере, то вам не страшно открываться другим людям и слушать их.

Меняя собственные сценарии мы через это меняем сценарии для своих близких.

Сбалансированное обновление создает оптимальные условия для достижения синергии.

Обновление — это одновременно и принцип и процесс, который побуждает двигаться по восходящей спирали роста и развития. Чтобы это восхождение было последовательным и исполненным смысла следует учитывать нашу совесть.

Навык № 8. Обретите свой голос и вдохновите на это других


Вещи, а также и люди представляются внешне совершенно не тем, чем они есть на самом деле. Несоответствие между внешним видом и сущностью пронизывает, по сказке, и мир вещей. Этот мир не таков, каким он представляется ©  В.Я. Пропп

Fill out my online form.


Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Или оставить свой комментарий на странице.
comments powered by HyperComments


Книги:

Социальные науки в постсоветской России

В монографии рассматривается положение интеллектуалов в советской и постсоветской России, а также изменения в тематическом репертуаре социальных и гуманитарных наук. В основу работы положены результаты исследования публикационного потока, типов цитирования,... Подробнее