Статья. Проблема травмы отверженности в психокоррекционном процессе
Мне известно как минимум пять случаев, о которых мне рассказывали, когда специалист ставит точку в процессе психокоррекции или психотерапии, и как будто абсолютно не видит травму отверженности. При этом проблема есть, не только в виде красивого термина, но и в виде типичного сценарного поведения травматика, осознает он его или нет.
Да, с одной стороны, справедливо то, что «дальше чинить — только портить» и «большие девочки сами завязывают свои бантики». Но ни степень проработанности проблем, ни адекватность клиента, ни скомпенсированность, ни умение самому работать с собой не позволяют решить самостоятельно проблему с травмой отверженности. Не позволили ни в одном из известных мне случаев.
То, что беглецы на редкость упорно сбегают из процесса работы, не объясняет, почему все эти случаи выстраиваются в ряд.
И интересно то, что специалистов на пять случаев было двенадцать.
Я не вижу ничего, с точки зрения специалиста, что не может быть проработано и по этой теме. Все те же слова про любовь, принятие, близость, дистантность, отношения, партнерство, сценарии, смысл жизни, ассертивность, границы и так далее. Но почему-то тема заканчивается там, где про здоровые дистантные отношения, но не про здоровые близкие отношения, если очень обобщить.
Вижу то, что весь наработанный опыт по теме выхода из покинутости при переходе к отверженности приходится выворачивать наизнанку. Но как-то тоже не самая редкая ситуация в процессе работы, когда выясняется, что надо переоценить знание о себе.
Еще видно, что это та область, где очень много иррационального, и нет никаких гарантий. Если при выходе из покинутости можно с определенной долей уверенности утверждать, что ответственность за себя у тебя есть, и есть рычаги, чтобы не выбирать для себя более негодные созависимые отношения, то с отверженностью все сложнее.
