Специализируюсь по путеводным клубкам


Статья. Дьявол кроется в точности формулировок. Риски отобрания детей из семьи

Кризисный психолог Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2017-01-20 06:30:00

Кризисное сопровождение
О проекте "Кризисное сопровождение"
Любой кризис переживается намного проще и легче с поддержкой специалиста.

Содержание статьи

Про отобрание, итоговое, ибо сколько можно?

Когда я говорю про риски, то я употребляю ключевое слово во всем этом кордебалете с ЮЮ: «благополучие». Если семья благополучна и дети в ней благополучны (что не всегда совпадает), то вопросов к семье нет и рисков отобрания детей нет. От слова «совсем».

Для начала, благополучному ребенку надо попасть в поле зрения опеки. Теоретически, семью могут сдать детский сад и школа за случайный синяк на ребенке или немытую голову. Практически этого не бывает. По простой рациональной причине: школа и сад не заинтересованы в том, чтобы вот так, на ровном месте своими руками отдавать в систему соцзащиты ресурс в виде благополучных детей. Такая корова нужна самому: эти самые дети повышают рейтинг школы, ими можно заткнуть дыру в участии на олимпиадах и соревнованиях, они терпеливо жужжат стишки на выступлениях, их родители сопровождают класс на экскурсии или шьют костюмы к праздникам.

Кроме того, если ребенок на данный момент времени не во всем благополучен — он болеет, у него тяжелая адаптация к школе, семья переживает развод и так далее, но при этом родители сохраняют контакт с учреждением и соглашаются на то, что может предложить в виде помощи система — поход к психологу, например, то семью тоже никто не трогает. Потому что администрация всегда может сказать: работа с семьей ведется. Да, проблемы есть, семья их решает с помощью школы. То, что качество этой помощи семью может не устраивать — второй вопрос. Семье никто не мешает дополнительно подключать свои ресурсы для решения проблемы.

Благополучие тесно связано с ресурсностью семьи в целом и всех ее членов в частности. Прямо пропорционально: чем более ресурсна семья, тем более она благополучна. А вот тут есть нюансы.

Можно ли быть уверенным, что ресурсность семьи останется неизменной? Ну, не в этой стране, в которой за последние сто лет были две мировых войны, одна гражданская, россыпь локальных войн, революция, репрессии, голод несколько раз, перестройка, смена политических режимов, дефолты, кризисы, и далее, и прочее, и везде. Это не считая того, что родители могут заболеть, в том числе стать инвалидами, умереть, сойти с ума, потерять трудоспособность, попасть в тюрьму, получить на руки больных детей или родителей, потерять работу. А там еще стихийные бедствия, несчастные случаи и прочие голодоморы в отдельно взятой точке пространства.

Тогда включается система соцзащиты не только с пенсиями, пособиями, путевками в санатории и все такое прочее, но и с системой детских домов. Если ребенка забрали в детдом, семья была неблагополучна. Это могло быть явное неблагополучие, и тогда вопросов нет. Это могло быть скрытое неблагополучие, когда родители признают и рассказывают не всю правду, а опека придирается к чему-нибудь вроде розовых велосипедов, потому что не может выявить истинную причину неблагополучия.

Я могу сколько угодно сочувствовать частным образом матери-одиночке в тяжелой жизненной ситуации, но если у нее долг по ЖКХ, из-за которого дома отрезан газ и дошкольники живут в шубах и варежках, потому что дома немногим больше нуля, то это — явное неблагополучие и детей надо отбирать уже вчера. Если ребенок с РРП ведет себя в детском учреждении агрессивно, то он неблагополучен. И семье надо заниматься его реабилитацией, причем так, чтобы детское учреждение было в курсе, какие шаги предпринимаются, а не ограничиваться констатацией, что происходящее нормально. Не получилось диалога — получилось отобрание ребенка. Был бы диалог — учреждение прикрыло бы семью, пока ситуация не нормализовалась.

Зато ресурсность — это то, что семья может увеличить, а следовательно и повысить благополучие семьи. Да, на детей требуется прорва ресурса, но все рычаги для обеспечения благополучия — в руках взрослого. И, на мой взгляд, повышение ресурсности обладает намного большим КПД, чем петиции и пикеты.

А с теми, кто говорит, что «ребенок может и потерпеть порку ради главной цели: жить в семье» — говорить вообще не о чем. То есть, лично я говорить не буду. Ни на платной, ни на бесплатной основе. Весь мой ресурс в рабочем поле уйдет на другие цели.

ЗЫ: есть способ посчитать уровень благополучия ребенка школьного возраста. Правда, из опыта, использовать его стоит в тех ситуациях, когда тебе совсем не хочется работать с проблемным родителем :) Потому что стоит показать клиенту в цифрах, что он на самом деле делает со своими детьми, как в ответ срабатывают психзащиты, а клиент клиентом быть перестает. Так что я не злоупотребляю, хотя не только умею: у меня даже где-то валяется экселевский файл, в который достаточно аккуратно вбить несколько цифр по результатам беседы с родителем, и формулы сами все считают.


Скрытое неблагополучие всегда приносит намного больше проблем детям, чем явное

Fill out my online form.


Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Книги:

Проблемы современной психодиагностики в образовании

Настоящее учебно-методическое пособие посвящено изучению самого востребованного раздела психологии: психодиагностики, психологического тестирования. Оно состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части определяются основные понятия и инструментальная основа психодиагностики, рассматриваются... Подробнее