Специализируюсь по путеводным клубкам


Лопухина Е. Архетип сезонности. Книги по психологии

Цитаты Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2017-01-11 18:02:00

Содержание цитаты

Лопухина Е. Архетип сезонности


Известный американский психотерапевт Джон Мойшер (John R.Mosher. «The Healing Circle: Myth, Rilual and Therapy»), рассматривая специфику различных древних ритуалов, связанных с сезонами и предваряющих их, отмечал, что, хотя каждый ритуал проходит через весь цикл развития, в ритуале данного сезона главной является одна фаза цикла, подготавливающая к этому сезону. Такой ритуал является как бы репетицией, подготовкой к следующему этапу. В этом смысле Мойшер условно выделяет четыре основных типа ритуалов. В этих ритуалах, как считает Мойшер, жители деревень, общин проигрывали возможные трудности будущего сезона. Задачей ритуалов была психологическая и частично физическая подготовка к сезонным изменениям, внутренняя настройка людей на готовность к изменению внешних условий и к решению будущих задач.
Рассмотрим эти четыре типа ритуалов. Между зимой и весной находится точка инкорпорации, между весной и летом — точка континуальности, между летом и осенью — точка сепарации, между осенью и зимой — точка трансформации. Если посмотреть на круг как на последовательность смены времен года, то можно ответвляющимися линиями отметить эти ритуалы, которые занимают очень мало времени, но являются репетицией, подготовкой к следующему сезону.
Итак, первый ритуал — это ритуал инкорпорации. Он предвосхищает весну и готовит к ней. Цель ритуала — включение, поскольку именно переход в весну подразумевает некоторое включение во что-то новое, в сообщество, в новую роль, возрастную категорию, в новый этап жизни.

Второй тип ритуала — ритуал континуальности. Это — подготовка человека к переходу в лето. Весной человек полностью принадлежит новой роли, сообществу, растворяясь, сливаясь с ними.

Затем следует ритуал сепарации, который готовит к осени… Цель ритуала сепарации — инициация человека в иное состояние бытия. Во время ритуала человек уточняет и заново определяет свою идентичность. Здесь он часто имеет дело со смертью старого, которое должно дать дорогу новому. В отличие от весны, где просто происходило включение в новое, здесь нередко нужно пройти через смерть и одиночество. Ритуалы сепарации включают тренировку концентрации внимания, развитие способности к волевому действию, а также обретение мастерства.

Ритуал трансформации лежит на стыке осени и зимы. Смысл этого ритуала — исцеление индивида от некоторых условий, которые ему мешают достичь желаемого. Человек здесь должен пойти на определенное самоограничение, пройти через лишения. В отличие от ритуала сепарации, здесь необязательны именно физические испытания и боль. Эти ритуалы предполагают глубокие внутренние изменения в состоянии сознания, мышления.

Первоисточник Мойшера не нашла в переводе.

Беглец и домашнее животное. Это попытка получить безусловное принятие от животного и быть ему нужным, когда предпочитаемый партнер недоступен. Смещение чувств на него.



Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Или оставить свой комментарий на странице.
comments powered by HyperComments


Книги:

Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3 томах. Том III. Цифровая версия культурной деятельности: в конце столетия

Предлагаемая читателю книга ` Цифровая версия культурной деятельности: в конце столетия ` - заключительный том трехтомника, представляющий итоги работы, выполненной в Государственном институте искусствознания совместно с Институтом социальной экономики РАН... Подробнее