Статья. Правила, процесс или результат. Работа психолога с детьми


Чтобы определить, надо за ребенком понаблюдать или спросить его. Или посмотреть на его письменный стол: если там «творческий беспорядок», но ребенок вопит, что он прекрасно знает, что где лежит, то вероятно ему важен результат. Если правильно сначала утром на кухне позавтракать, потом в туалет, потом умыться и почистить зубы, потом одеться, потом причесаться, потом надеть в знакомом порядке одежду и по привычному маршруту пойти в школу — это ребенок правил.
Если у ребенка не жизнь, а песня поется, или танец танцуется, — это ребенок, которому важен процесс. Вот он на входе в деятельность, принюхивается к тому, что и как лучше сделать, вот он в процессе как в трансе и лучше не лезть к нему со своими представлениями о хорошем и правильном, а вот он на выходе… не всегда с результатом, потому что уже переключился в другой процесс. Недорисованные рисунки чаще всего у таких детей.

Если не ломиться поперек представлений ребенка о деятельности, то приучение первоклассника к самостоятельности в выполнении уроков получается достаточно быстро.
Если ребенок в деятельности во главу угла ставит правила, то объявляется, что у нас в доме такие правила: дети делают уроки сразу после школы/по будильнику/ самостоятельно/ вверх тормашками. И ребенок охотно согласится с этими правилами.
Если ребенок в деятельности ориентирован на результат, то действует как положительное подкрепление: «Посмотри, как здорово: ты САМ сделал вовремя уроки и получил пятерку! Вот что значит, ответственный подход к учебе, есть чем гордиться — заслуженная отметка». Так и отрицательное, когда ребенку позволяют получить свои двойки и сделать выводы.
Если ребенок ориентирован на процесс, то учеба приравнивается к «есть», «спать», «ходить», то есть такое перетекающее изо дня в день занятие, которое неизбежно наступает вместе с приходом нового дня. А оценки уже следствие.

Иллюстрация к статье Правила,  процесс или результат. Работа психолога с детьми


Вы можете обсудить эту тему на форуме.