Психологический кейс. Обещанное про идентичности и роли
Все цитаты из википедии, там нормальные определения.
"Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой".
В переводе на человеческий, личность – это ты сам, какой ты есть, целиком, со всем твоим опытом.
Мы можем рассматривать личность как минимум с трех точек зрения: структура (из чего она состоит), какие ее свойства (темперамент, характер, мотивация, способности и т.д.) и как личность проявляет себя в деятельности и в социальном взаимодействии.
Структуру личности по Юнгу составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы): самость, тень, анима и анимус, эго, персона.
Из всего этого набора "эго" – это то, что мы осознаем как "Я".
"Э́го - согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического, духовного и социального окружения."
Итак, мы обнаружили личность и знаем, что у личности есть осознанное Я.
Как это Я может проявлять себя?
Через роли и идентичности.
"Иденти́чность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, культурным, гендерным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств".
Идентичность – это отождествление себя с кем-то (или даже чем-то). Осознание себя кем-то или чем-то, которое не требует от меня никаких особенных действий, я просто чувствую себя вот этим кем-то или чем-то в любой момент времени.
Допустим, у меня есть дети и есть идентичность матери. Я осознаю себя матерью. А отцом не осознаю, этой идентичности у меня нет. Я русскоязычная, я женщина, я белой расы, я женщина среднего возраста, но не мужчина и так далее. А вот, допустим, любимый вопрос публики ко мне: не еврейка ли я? Нет, даже если на нее похожа, и даже если в роду найдутся евреи: я не отождествляю себя с евреями, я выросла русской и отождествляю себя с русскими.
Чем больше идентичностей, тем лучше и удобнее. Допустим, я поругалась со своими подростками и переживаю, что я – плохая мать. Но у меня есть еще идентичности – психолога, подруги, сестры и так далее, я могу найти в них опору на себя, и с помощью этого восстановить ресурс, а потом уже помириться с детьми. Ну, или дойти до специалиста и проработать, что это я в "плохую мать" на фоне ссоры завалилась.
Тут заодно видно, что идентичность у нас не просто сферическое понятие, а обладающее какими-то характеристиками, еще и переменными: матерью я могу быть плохой или хорошей, равнодушной или «helicopter parent», и так далее.
ОК, а что такое роли в социальном взаимодействии?
"Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе. Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус»."
Что я должна делать, чтобы другие люди воспринимали меня через призму роли? Проще всего представить во взаимодействии с детьми. Представьте, что вас попросили занять группу детей игрой в больницу или школу, хотя вы не являетесь ни врачом, ни учителем. Что вы будете делать? Вспоминать, как выглядят и как ведут себя врач и учитель, и воспроизводить их действия, слова, интонацию, мимику, жесты. Вот это и есть – "играть роль", не отождествляя себя ни с врачом, ни с учителем. В отличие от идентичности.
Во взрослой жизни мы тоже можем играть роли, если нам это удобно. Ну, допустим, во взаимодействии с людьми из сферы услуг и образования (продавцы, парикмахеры, официанты и так далее) я играю роль открытого дружелюбного экстраверта, готового завести и поддержать малый разговор. Из соображений "мне не сложно, а им приятно". Когда мне надо посраться с управляйкой насчет чистоты в подъезде, я выключаю эмоции и включаю роль "юриста" – общаюсь сухим канцеляритом с помощью заявлений. Так результат получается быстрее. Со своими детьми я взаимодействую из идентичности матери, а вот чужого ребенка выдергивала с проезжей части, где он играл в "переедет ли меня машина или я успею вскочить и убежать" из роли разгневанного родителя со всеми "нельзя" в ассортименте. Я ему не была матерью, но вела себя как мать.
Аналогично, чем больше разнообразных ролей мы умеем играть, тем лучше и удобнее.
А что лучше: идентичность или роль? На мой взгляд, идентичность всегда ценнее, потому что дает лучшую опору на себя. И это экономнее: тебе не надо тратить силы и другие ресурсы, чтобы правильно играть роль матери, если ты уже осознаешь себя матерью.
Ну и вопрос, который мне задавали: а в чем разница между идентичностью и эго-состояниями при травматическом расщеплении личности?
В том, что в первом случае личность, Эго, Я – одна штука, и эта одна целостная штука отождествляет себя с кем-то или чем-то, но осознание себя не прерывается во времени. Вот этот критерий психического здоровья соблюдается: "осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»".
А при диссоциативном расстройстве таких личностей больше одной – две, три и так далее. Причем, они могут как взаимодействовать между собой, так и быть автономными и сменять друг друга.
"Диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности (ДРИ; также используется диагноз расстройство множественной личности; иногда в широкой культуре упоминается как раздвоение личности) — психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором идентичность человека не является целой и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (или, в другой терминологии, эго-состояний или альтеров). Идентичность может быть разделена на две и более части".
И все эти эго-состояния могут тоже и играть роли, и иметь разные идентичности, и тоже больше, чем одну.
Разница при общении очень чувствуется. Когда обычный человек взаимодействует с тобой из другой роли или идентичности, то ты воспринимаешь его тем же человеком, который просто иначе себя ведет (при этом идентичность обычно выглядит и воспринимается более цельной и достоверной, чем роль). При встрече с диссоциативным расстройством, если человек перестал с тобой общаться из мальчика Васи и начал общаться из девочки Кати, сразу понятно, что мальчика Васи тут больше нет.
Эго-состояния, кстати, неоднозначный термин. Он используется не только для описания разных личностей при множественном расстройстве идентичности.
Эго-состояния еще широко используются в транзактном анализе. И означают совершенно иное.
"Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
• Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
• Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
• Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.
Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.
В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний."
Вы еще не запутались? Есть еще такое понятие, как субличности.
"Субли́чность (англ. Subpersonality) — нечто воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. убличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «диалог с голосами (фр.)рус.» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями. Субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д."
Если вы представите себе антропоморфный образ своей Тени из юнгианского психоанализа, то есть то, что мы в себе вытесняем, подавляем, видеть не хотим, и попробуете с ним пообщаться – вы как раз получите представление о взаимодействии со своей субличностью. Ну или Внутреннего Ребенка можно представить – себя же маленького.
То есть, субличность - это такой менее яркий и цельный внутренний образ себя, чем "Я", к которому мы можем обратиться, если играем какую-то роль или хотим себя осознать с какого-то нового угла зрения.