Обзор статей о вере и религиозности
Содержание
Главная беда православия в том, что оно превращается в религию
Аутентичное христианство, оно, строго говоря, не религия. Встреча с Богом, опыт верности, живого общения, единства – это опыт мистический и потому нетиражируемый. Но он открывается многим – всем, кто ищет его. Всякий ищущий находит, говорит Господь, всякому стучащему отворят и просящему будет дано. В христианстве может присутствовать какой-то религиозный момент, он всегда присутствует: формы, ритуалы, облачения, особый язык… Но это достаточно серьёзная периферия.
15 лет в сане — и душа как выжженная напалмом земля
Странно, но устаю от осознания того, что для большинства людей я — маг и колдун. Кроме обрядов, людям от меня больше ничего не надо. А разговоры о духовности — это такие высокие материи, к которым мало кто готов. Может быть, я преувеличиваю, но говорю так, исходя из опыта служения в деревнях, где народ примитивный и ждет от тебя только обрядов. Духовный и образованный человек чахнет и не способен самовыразиться в такой среде.
Ад – это страданье о том, что нельзя больше любить
Ад не место, а состояние души, отлученной от Бога: всякое место, где находится такая душа — ад. Как, наоборот, всякое место, где с Богом — рай.
Азбука веры
Книга: Бог не любовь. Как религия все отравляет
В этой книге Хитченс подвергает острой критике религию и в частности утверждает, что религия пропагандирует насилие, нетерпимость, расизм, фанатизм, предубеждённость и поддерживает невежество человечества. Он также рассматривает конкретные факты из Библии и подвергает их критике, опираясь на примеры из современной жизни, научные факты и публикации. В своей критике религии Хитченс выделяет несколько, по его мнению, фундаментальных недостатков религии, а именно: религия целенаправленно искажает представление человечества об окружающем мире и Вселенной; религия требует подчинения человеческой природы надуманным вредным нормам и правилам; религия порождает насилие, подавляет стремление человека к свободе; религия враждебно относится к рациональной оценке событий и требует слепой веры. В результате Хитченс приходит к выводу, что в XXI веке человечеству снова нужна эпоха Просвещения, чтобы критично оценить роль религии в обществе и ограничить её влияние.
Монах отказывается влюбляться, потому что боится разбиться
И тогда он находит единственную Вечную Любовь.
«Церковь разговаривает сама с собой». Монолог священника, отказавшегося от сана
Россияне не склонны читать Писание и выполнять библейские заповеди, кроме одной: верь в Единого Бога. Им больше нравятся экстатические и радикальные движения т. н. «православных монархистов», «ревнителей православного благочестия», любителей экзорцизмов-отчиток, почитание старцев, стариц, а также «Движение против кодов» (ИНН, штрих-кодов, 666 и чипов). Большинство прихожан погрязли в суевериях. За этим стоит не столько невежество, сколько глубинные и архаичные процессы в психике. У меня возникло ощущение, что Церковь перестала быть лечебницей человеческих душ, а скорей всего, никогда и не была. Она похожа на хоспис, где безнадежные больные получают временное утешение, но не исцеляются.
Протоиерей Георгий Крылов: Каждой женщине в себе нужно убить женщину
"Почему жене не заповедано любить? Что, жена не умеет любить? (С легким сарказмом в интонации) Да умеет, еще как! Но вот так, как жена умеет любить, любить не нужно. Не нужно эмоционально и страстно. Не нужно чувственно любить. Почему? Да потому, что это общий наш путь духовного делания — страсти в себе убить. Эмоции в себе убить". (мнение редакции не просто не совпадает с мнением автора, редакция в глубоком охренении).
Токсичных людей не бывает. Ответ духовного психолога
Что делать с токсичными людьми? Учиться их любить. Люди, которые находятся в постоянном внутреннем конфликте, это на самом деле люди, которые лишены любви внутри и снаружи в том числе. Это люди, к которым я испытываю огромное сострадание. И если приходится, например, на работе или дома в семье, с ними общаться, то значит нужно повышать свой уровень осознанности, свой уровень сознания, для того чтобы чувствовать, слышать и видеть их потребности, и отвечать на эти потребности.
Уныние, отчаяние, страх, чувство одиночества и ненужности — вот что мне дал монастырь
Вроде как и все хорошо, но временами, бывает, проснешься утром, а жить не хочется. Монастырская «закалка» даёт о себе знать.
Как менялся образ Ангела в монотеистических религиях
В различных теистических религиозных традициях ангел — это сверхъестественное духовное существо, служащее Богу. Авраамические религии часто изображают ангелов доброжелательными небесными посредниками между Богом (или Небом ) и человечеством. Другие роли включают защитников и проводников для людей, таких как ангелы-хранители и слуги Бога. Авраамические религии также описывают ангельские иерархии, которые различаются в зависимости от религии и секты. Некоторые ангелы имеют определенные имена (например, Гавриил или Михаил) или титулы (например, серафим или архангел). Тех, кто изгнан с небес, называют падшими ангелами. Ангелы в искусстве и в иконописи обычно изображаются людьми необыкновенной красоты с птичьими крыльями, нимбом и божественным светом, хотя это не всегда так — иногда они могут быть изображены в устрашающей, нечеловеческой манере.
Христианство курильщика. Гностицизм
Сколько раз мы уже упоминали о том, какой бардак творился на заре христианства? Правильный ответ — много. И в этот раз речь пойдёт о том же самом, но под другим углом. А теперь второй вопрос — какие первые ассоциации у нормального человека вызывает слово «секта»? Как правило, полное зомбирование последователей, просьбы переписать на духовного лидера всё, вплоть до последних штанов, а также абсолютно шизофреничное верование в каких-нибудь тетанов и Ксену. Представили? Проняла дрожь? Вот это и будут гностики.
Проблемы современного Православия
Начать нужно с вопроса: для чего нужна Церковь? Церковь- не инструмент, не посредник, а непосредственная среда христианской жизни. Помимо личного приобщения ко Христу, Церковь во Христе Духом Святым объединяет и людей, причём, как ещё живущих, так уже и отшедших, приобщившихся Воскресению Христову.
Проблемы миссии современной русской православной церкви
Сегодня 80%, а по некоторым оценкам даже свыше 90% россиян называют себя православными, а при этом активных прихожан около 1-2%, в некоторых регионах до 7%. Общая картина посещения храмов очень низка в сравнении с большинством населения, которое позиционирует себя именно как православных.
Проблемы Православия
Сделана попытка разобраться с негативными сторонами христианского образа мышления и историей возникновения философской слабости православия.
Русская православная церковь и актуальные проблемы современной России
В статье рассматриваются актуальные проблемы современной России. Раскрывается роль Русской православной церкви как социального института. На основе источников анализируется отношение к государству, а также духовно - нравственные ценности, лежащие в основе российского общества. Раскрывается позиция Русской православной церкви по наиболее острым социальным проблемам, таким как социальное неравенство, искусственное прерывание беременности (аборт), формирование устойчивых семейных отношений и ценностных ориентаций, воспитание личности. Также приводятся данные социологических исследований, иллюстрирующие отношение граждан кразличным социальным явлениям. Делается вывод о необходимости авторитетного социального института для дальнейшего развития страны.
Русская Православная Церковь XX в. — Церковь новомучеников и исповедников
Одной из важнейших с точки зрения христианского понимания истории особенностей XX в. является то обстоятельство, что именно в данный исторический период в рамках христианской цивилизации стало возможным появление двух антихристианских тоталитарно-утопических систем — коммунизма и фашизма. Сопроводив свое появление на исторической арене Европы не только мировоззренческими, как это было преимущественно характерно для фашизма, но и государственно-политическими, как это было характерно для коммунизма, гонениями на христиан, коммунизм и фашизм попытались поставить под вопрос возможность самого существования Церкви сразу у нескольких европейских народов, имевших в своем прошлом многовековую христианскую историю. Даже кратковременное пребывание коммунистов у власти должно было означать наступление беспрецедентной в европейской истории эпохи массовых гонений на христиан, как, например, это имело место в Испании, где за три года республиканского режима было уничтожено около 7 тысяч епископов, священников, монахов и монахинь.
Русская православная церковь о правах человека
В данной статье автор говорит о необходимости применения аналитического потенциала социального богословия для осмысления прав человека в настоящее время. Программный документ «Основы социальной концепции Русской православной церкви» стал возрождением религиозно-церковного осмысления проблем, связанных с правами человека в современной России. В подтверждение необходимости применения аналитического потенциала социального богословия приводится анализ доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, раскрывается суть его доклада. К церковной концепции прав человека имеются слабые стороны, подход к которым должен осуществляться с конструктивной позиции, т.е. с надеждой извлечь из нее что-то позитивное для нас самих.
Спиритизм и русская православная церковь в России
В целом являясь общей тенденцией характерной для XIX в., спиритизм отражал назревшую в обществе острую духовную потребность и стремление приобщиться к мистическим переживаниям. Но, не представляя собой в этой области ни малейшей новизны и ценности, несмотря на значительную популярность, которую он смог приобрести в России, интерес к нему вскоре значительно ослаб. Однако, окончательно не исчезая из жизни русского общества, он продолжал существовать в узких немногочисленных кружках, перекликаясь своими идеями с другими оккультными течениями того времени.
Русская православная церковь: в поисках идентичности
В 2016 г. в общественно-политическом и богословско-интеллектуальном служении Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) произошло два знаковых и при первом прочтении противоположных в социальном мейнстриме события. Речь идет, во-первых, об исторической встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, состоявшейся 12 февраля в здании международного аэропорта имени Хосе Марти в столице Кубы Гаване; во-вторых, о неучастии делегации РПЦ МП в проходившем в июне на Крите Всеправославном соборе. Ожидание этих встреч, длившееся бесконечно в историческом времени, подготовка к ним, содержание диалога, бывшего и несбывшегося, сама реакция, эмоционально окрашенная постфактум как в светском, так и церковном социуме, и в первую очередь в среде церковной интеллигенции, заслуживают историко-богословского анализа и рефлексии, что и является предметом данной статьи.
Русская православная церковь на современном этапе
Русская православная церковь пребывает ныне на историческом перепутье в сложных условиях своего бытия. В своей многовековой истории она не раз испытывала серьезные трудности, переживала кризисные ситуации, но благодаря своей внутренней сплоченности и высокому авторитету успешно их преодолевала. И чем скорее она преодолеет современные трудности и проявит политическую мудрость перед лицом возникших противоречий, тем выше поднимется ее моральный и политический авторитет как самой мощной и влиятельной конфессии России, объединяющей многие миллионы людей.
Русская православная церковь и проблема религиозной свободы
Исследуется отношение православной идеологии к религиозной свободе на рубеже ХIХ-ХХ вв. на основе анализа российского законодательства и практики Русской православной церкви.
Русская православная церковь в современном российском обществе
В статье рассматривается религиозная организация Русская православная церковь (Московский патриархат), которая является значимым субъектом общественной жизни в современном российском обществе. Обозначены нравственные и религиозные мотивы, которые исторически определяли форму и содержание отношений между людьми. Описаны основания, на которых сегодня строятся модели социальных отношений. Отмечено, что в качестве наиболее типичной формы современной социальной активности РПЦ выступает общественная практика Церкви при решении проблемы мирного урегулирования противоречий между приверженцами противостоящих идеологий. Вместе с тем показаны методологическая ограниченность и практическая опасность принципа идеологического релятивизма. Главными социальными последствиями мировоззренческого релятивизма сегодня становится усиливающаяся тенденция к стиранию естественных и культурно-исторических различий между человеческими общностями. Другой стороной практической реализации принципа релятивизма является формализация межличностных отношений, породившая позитивистский проект информационного общества. Еще одним вариантом практического применения антиметафизической идеологии позитивизма в жизни современного социума становятся внедряемые через СМИ имморальные «идеалы» достижения конечных результатов жизненной стратегии, потенциально способные превращаться в антиценности. Сделан вывод о том, что в ситуации мировоззренческого эклектизма и одновременного обострения идеологических конфликтов большая доля ответственности лежит на Церкви, которой определенно есть что противопоставить напору растущей бездуховности. Церковное мнение, выраженное в практической деятельности, подтверждает предположение о том, что в современном техногенном и потребительски ориентированном социуме может и должно быть достигнуто разумное согласование между духовной и материальной сферами бытия.
Русская православная церковь как институт социализации
Исследуется вопрос о религии как институте социализации в обществе. Рассмотрена ретроспективная трансформация роли Русской православной церкви в жизни государства на современном этапе. Проанализирована доля верующих и живущих по христианским, православным, канонам в Российской Федерации.