Продолжение Пути Героя. Сага о свободе
Наконец-то я сформулировала, в чем заключается терапевтический эффект от обучения игре на скрипке.
Мастер, понятное дело, не психотерапевт и не психолог. Он обучает игре, а не прорабатывает с тобой твои проблемы.
Скрипка тоже не прорабатывает с тобой твои проблемы: она или звучит или не звучит. А вот когда она не звучит, тогда как раз и можно отрефлексировать, что ей мешает чисто звучать. Потому что по большей части это проблема зажатости, а не освоения технических приемов.
А потом все это можно проработать самостоятельно или со специалистом. Пока скрипка не зазвучит чисто.
Скрипка – это камертон, по которому мы настраиваемся и понимаем, остались ли еще какие-то проблемы. Точно так же, как в обычной психокоррекционной работе состраиваемся с текстом сказки.
С той разницей, что со скрипкой – как нетемперированным инструментом – состройка получается намного сложнее и тоньше. Даже научиться чисто петь намного проще, чем чисто играть на скрипке.
Я было пыталась подумать: а какую альтернативу можно найти обучению скрипке после того, как Путь Героя пройден? С чем среднестатистический клиент может состроиться, если ему Пути Героя мало и хочется еще большей глубины проработки. Но потом решила, что подобное будет маловостребовано. Обычному нормальному человеку вполне достаточно того социального опыта, который дает Путь Героя.
Но, в принципе, если хорошо подумать, то можно сочинить квест, который даст все те же плюшки, которые берутся музыкой. Допустим, если я смогу понять, как от частного опыта перейти к универсальным задачам, которые надо решить, потом упаковать задачи в виде заданий у Бабы-Яги, запускаем к ней приключенца и пока квест не пройдет, живым не выйдет. Это было бы красиво.
…
Так или иначе, у нас новый квест. Первый этап большого квеста за пределами Пути Героя.
Входное условие: пройти целиком Путь Героя самостоятельно или с моим сопровождением. Мы обычно ходим его по сказкам «Василиса Прекрасная», «Финист Ясный сокол» и мифу «Велес и Буря-Яга».
Кому нужно: кто не чувствует себя после Пути Героя счастливым и свободным, хотя вроде бы весь необходимый и достаточный объем социального опыта собран.
Как проходим: в личном мифе, в избе Бабы-Яги. Но с нюансами – объясню их лично участникам.
Формат общения со мной и разбора процесса: все как обычно, как со сказками, встречи раз в неделю на консультациях и разбор всего, что вы за неделю насобирали для анализа.
Сроки: длительные. Мне на сравнимый объем работы потребовалось 11 месяцев. А я - девочка проработанная. Пройдете быстрее – буду вами гордиться :)
Риски: Яга есть вас не будет точно, и даже если вы застряли напрочь и захотите выйти на полпути, она вас выпустит. Но с напутствием: «уходи и не возвращайся». Больше вы от нее никаких плюшек получить не сможете, просто не найдете ни ее, ни избу. Как это объехать на кривой козе я пока не знаю, да и особо-то не хочу придумывать. Наверное, те люди, которые уже прошли Путь Героя, достаточно осознаны, чтобы понимать, куда и зачем они идут и что такое - ответственность за свой выбор.
…
И ещё одну технику сделала, тоже на послегеройские сомнения. Очень часто клиенты подвисают на выходе из сказки: если раньше мы чаще следовали сценарию, детская травма была скрытой движущей силой и мотиватором выбора, то теперь непонятно, а что именно и как выбирать, если ограничений в выборе больше нет? Рекомендация "теперь можно просто жить" устраивает не всех. Вот для разрешения подобных сомнений технику и сделала.
…
Ну и третий этап тоже готов: что делать, если вас пытаются присвоить со всем вашим мастерством замечательные люди, к которым вы, в общем-то, неплохо относитесь. Это то, с чем встречается каждый Волшебник по архетипической спирали.