Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Схема размышления над сказками
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Формы и методы работы со сказками
Акцент | Направление размышления | Вопросы | Комментарий |
---|---|---|---|
Основная тема | Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр. | О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? | Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы. |
Линия героев сказки. Мотивы поступков | Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. | Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? | Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом. |
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей | Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. | Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? | Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей. |
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе | Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям. | Что приносят поступки героя окружающим радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? | Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни. |
Актуализированные чувства | Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему. | Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? | Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас. |
Образы и символы в сказках | Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки | Кто такой Иван Царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба? | Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари символов, особенно «юнгианские». |
Оригинальность сюжета | Важно понять уникальность сюжета и идеи сказки. | Встречались ли подобные сюжетные ходы в наиболее известных народных и авторских сказках? | Если сюжет сочиненной сказки «перепевает» сюжет известной сказки, не исключено, что автора волнуют сходные вопросы. К беседе можно привлечь известные сказки, обсуждая заложенные в них жизненные уроки. |
Похожие записи
Вы можете обсудить эту тему в комментариях.