Скоро сказка сказывается. Раскладывание сказки по архетипической спирали
Задание на неделю:
Раскладывание сказки по архетипической спирали
Выбираем любую сказку из 12 сказок по раннедетским травмам (сказки Эстес, пожалуй, будут сложноваты для разбора). И пробуем разложить ее по архетипической спирали по Марк и Пирсон. Найти каждому этапу спирали соответствующий кусок сказки в том порядке, в каком этапы расположены в спирали. Смены этапов быть не должно, и неприкаянных кусков текста — тоже. Василису, а также Велеса и Ясуню у меня разложить получилось.
Архетип «Свой парень»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Принадлежность
- Нормативный возраст: 0-2 года (или от зачатия до 2 лет)
- Возраст травмы по Л. Бурбо: травма отверженности/маска беглеца; травма покинутого/маска зависимого
- Основное желание: связь с окружающими людьми.
- Цель: принадлежать, соответствовать.
- Опасения: выделиться, заважничать и в результате быть изгнанным или отвергнутым.
- Стратегия: вырабатывать обычные прочные добродетели, чувство локтя, сливаться с окружающими.
- Ловушка: отказаться от своего «я» ради слияния, но взамен получить лишь поверхностные связи с людьми.
- Награда: реализм, эмпатия, отсутствие претензий.
- Вызов: одиночество, отчуждение.
- Первый уровень: сирота, чувствующий себя брошенным и одиноким, жаждет аффилиации.
- Второй уровень: присоединившийся, научившийся устанавливать связи, соответствовать, он принимает помощь и дружбу.
- Третий уровень: гуманистически настроенный, верящий в естественное достоинство каждого человека независимо от его способностей или жизненных обстоятельств.
- Тень: жертва, которая предпочитает претерпеть дурное обращение, нежели остаться в одиночестве, или член бандитской группировки, предпочитающий совершать преступления, лишь бы оставаться в рядах шайки.
Архетип «Заботливый»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Стабильность
- Нормативный возраст: 2-4 года
- Возраст травмы по Л.Бурбо: травма униженности/маска мазохиста; травма предательства/маска контролирующего
- Желание: защитить людей от возможного ущерба.
- Цель: помогать окружающим.
- Страхи: эгоизм, неблагодарность.
- Стратегия: делать добро окружающим.
- Ловушка: мученичество, попадание в ловушку окружающих.
- Награда: сочувствие, щедрость.
- Вызов: увидеть кого-либо в беде.
- Первый уровень: заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании .
- Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих.
- Третий уровень: альтруизм, забота о мире.
- Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.
Архетип «Простодушный»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Независимость
- Нормативный возраст: 4-6 лет
- Возраст травмы по Л.Бурбо: травма несправедливости/маска ригидного
- Желание: ощутить Рай.
- Цель: быть счастливым.
- Страх: делать что-то неправильное или плохое, за чем последует наказание.
- Стратегия: поступать правильно.
- Ловушка: избегать возможности, связанные с риском сделать что-то неправильное или плохое.
- Награда: вера и оптимизм.
- Вызов: желание чистоты, совершенства и простоты.
- Первый уровень: детская простота, наивность, зависимость, послушность, доверчивость, идиллические настроения.
- Второй уровень: обновление, положительный настрой, новые открытия старого, переосмысление, искупление, вступление на Землю обетованную.
- Третий уровень: почти мистическое чувство согласия и единения, благодаря чему Простодушие есть результат ценностей и внутренней целостности, а не внешнего опыта; бытие, а не делание.
- Тень: отречение, сдерживание (чувств).
Архетип «Герой»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Мастерство
- Нормативный возраст: 6-10 лет (для девочек), 6-12 лет (для мальчиков)
- Желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
- Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
- Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
- Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
- Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
- Награда: компетентность и мужество.
- Вызов: лягающийся бык швыряет песок вам в лицо или кто-либо пытается запугать или дурно обращаться с вами; притягательная сложная задача; какой- либо человек, нуждающейся в вашей помощи или защите.
- Первый уровень: создание границ, приобретение опыта, мастерства, что выражается в достижении успеха; мотивацией и проверкой этого служит конкуренция.
- Второй уровень: солдат, выполняющий свои обязанности ради своей страны, организации, общины или семьи.
- Третий уровень: использование своей силы, опыта и мужества для того, чтобы что-то изменить для себя лично и целого мира.
- Тень: необходимы жестокость и одержимая потребность победить.
Архетип «Романтик»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Принадлежность
- Нормативный возраст: 10-21 (для девочек), 12-23 (для мальчиков)
- Основное желание: добиться интимности и испытать чувственное удовольствие.
- Цель: вступая в отношения с людьми, делать их работу, переживания и окружающую обстановку приятной.
- Опасения: остаться в одиночестве, стать нежеланным и нелюбимым.
- Стратегия: постоянно становиться все более привлекательным — в физическом, эмоциональном и любом другом отношении.
- Ловушка: делая все возможное для того, чтобы привлекать окружающих и доставлять им удовольствие, утратить собственную индивидуальность.
- Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.
- Вызов: безумное увлечение, соблазнение, влюбленность (в человека, идею, дело, работу, товар).
- Первый уровень: поиск великолепного секса или великой любви.
- Второй уровень: следовать по пути блаженства и преданности тому, кто (или что) вы любите.
- Третий уровень: духовная любовь, принятие себя, переживание экстаза.
- Тень: промискуитет, навязчивая идея, ревность, зависть, пуританство.
Архетип «Творец»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Стабильность
- Нормативный возраст: 10-21 (для девочек), 12-23 (для мальчиков)
- Желание: Создать какие-нибудь вечные ценности.
- Цель: воплотить видение в форму.
- Страх: обладать заурядным видением или посредственно воплотить свое видение.
- Стратегия: выработать художественные контроль и навыки. Задача: создавать культуру, выражать свое видение.
- Ловушка: стремление к совершенству, ложное творчество.
- Награда: творчество и воображение.
- Вызов: мечты, фантазия, вспышки вдохновения.
- Первый уровень: проявлять творчество и делать изобретения, имитируя что-либо.
- Второй уровень: давать физическую форму своему собственному видению.
- Третий уровень: создавать структуры, оказывающие влияние на культуру и общество.
- Тень: чересчур драматизировать свою собственную жизнь, превращать ее в мыльную оперу
Архетип «Искатель»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Независимость
- Нормативный возраст: 10-21 (для девочек), 12-23 (для мальчиков)
- Главное желание: свобода поиска себя через освоение мира.
- Цель: жить лучшей, более естественной, полной жизнью.
- Страх: оказаться в ловушке, приспосабливаться, ощущать внутреннюю пустоту, не чувствовать пульса жизни.
- Стратегия: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки.
- Ловушка: разбросаться по разным векторам развития, недостаточно проживать полученный опыт.
- Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с собой.
- Вызов: отчуждение, неудовлетворенность, неуспокоенность, острая тоска, скука.
- Первый уровень: желание выйти на широкую дорогу, в природу, изучение мира.
- Второй уровень: поиск собственной индивидуальности, стремление к самореализации.
- Третий уровень: выражение своей индивидуальности и уникальности.
- Тень: его отчужденность не позволяет найти другой способ соответствовать.
Архетип «Аутло (бунтарь, изгой)»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Мастерство
- Нормативный возраст: 21-31 (для девочек), 23-33 (для мальчиков)
- Основное желание: месть или революция.
- Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
- Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
- Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
- Ловушка: перейти на темную сторону.
- Награда: неистовость, радикальная свобода.
- Вызов: чувство беспомощности, гнева, несправедливости, безысходности.
- Первый уровень: идентификация с аутсайдером, отрыв от ценностей группы или общества, отказ от принятого поведения и морали.
- Второй уровень: шокирующее или разрушительное поведение.
- Третий уровень: превращение в мятежника или революционера.
- Тень: криминальное или злое поведение.
Архетип «Шут»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Принадлежность
- Нормативный возраст: 21-31 (для девочек), 23-33 (для мальчиков)
- Основное желание: жить в настоящем, извлекая из этого максимум удовольствия.
- Цель: замечательно провести время и повеселить
- Страх: скука или быть скучным.
- Стратегия: играть, шутить, быть забавным.
- Ловушка: растратить жизнь впустую.
- Награда: радость.
- Вызов: апатия и скука.
- Первый уровень: жизнь — как игра и веселье.
- Второй уровень: ум используется для того, чтобы дурачить окружающих, выпутываться из неприятностей, находить способы обходить препятствия, трансформироваться.
- Третий уровень: непосредственное переживание жизни, жить сегодняшним днем.
- Тень: потворство своим слабостям, безответственность, грязные проказы.
Архетип «Правитель»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Стабильность
- Нормативный возраст: 31-65, пик 45 лет (для девочек), 33-65, пик 45 лет (для мальчиков)
- Желание: контроль.
- Цель: создание процветающей, успешной семьи, компании или сообщества.
- Стратегия: осуществление руководства.
- Страх: хаос, опасность быть свергнутым.
- Ловушка: возможность превратиться в авторитарного начальника.
- Награда: ответственность, руководство.
- Вызов: отсутствие ресурсов, порядка или гармонии.
- Первый уровень: взятие на себя ответственности за состояние своей собственной жизни.
- Второй уровень: осуществление руководства в семье, группе, организации или на рабочем месте.
- Третий уровень: осуществление руководства сообществом, всей сферой деятельности или обществом.
- Тень: тираническое или манипулятивное поведение.
Архетип «Мудрец»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Независимость
- Нормативный возраст: 31-65, пик 45 лет (для девочек), 33-65, пик 45 лет (для мальчиков)
- Желание: открыть истину.
- Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
- Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
- Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
- Ловушка: Мудрец может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
- Награда: мудрость, интеллект.
- Вызов: смущение, сомнение, глубокое желание найти истину.
- Первый уровень: поиски абсолютной истины, стремление к объективности, надежда на экспертов.
- Второй уровень: скептицизм, критическое и новаторское мышление, стремление стать экспертом.
- Третий уровень: мудрость, уверенность, совершенное овладение предметом
- Тень: догматизм, башня из слоновой кости, отрыв от реальности.
Архетип «Маг»
Характеристики архетипа- Вектор приоритетов: Мастерство
- Нормативный возраст: 31-65, пик 45 лет (для девочек), 33-65, пик 45 лет (для мальчиков)
- Основное желание: знание фундаментальных законов того, как работает мир и вселенная.
- Цель: сделать мечты явью.
- Опасения: непредвиденные негативные последствия.
- Стратегия: развивать видение и претворять его в жизнь.
- Ловушка: превратиться в манипулятора.
- Награда: обнаружение взаимовыгодных результатов.
- Вызов: прозрения, экстрасенсорный или синхронистический опыт.
- Первый уровень: волшебные моменты и опыт превращения.
- Второй уровень: переживание потока.
- Третий уровень: чудеса, переход от видения к проявлению.
- Тень: манипуляции, колдовство.
1. Вы не находитесь в индивидуальном или групповом рабочем процессе с
другим специалистом — по крайней мере предупредите вашего специалиста,
во что вы собираетесь играть, чтобы не было сюрпризов в вашем рабочем процессе.
2. Обсуждение бесплатных техник и других общедоступных тем ведется на форуме сайта,
а не в индивидуальном порядке, если в посте не оговорено обратное.
3. Вы не являетесь пациентом психиатра и не принимаете таблетки, выписанные им.
Каждую неделю мы будем пробовать один из 27 способов и приемов работы со сказкой. Получаем задание, пробуем его выполнить, пишем о результатах в комментариях или в теме на форуме.
Присоединиться можно в любой момент. Пиар в социальных сетях приветствуется :)




