Чудинов В.А. О почитании славянами священных камней и о надписях на них
Камень — в народной традиции объект почитания.
…
Расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, священные камни составляли единый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к камню со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камня и обливались ею для исцеления от болезней.
…
В Дмитровском районе Московской области до недавнего времени пользовался почитанием большой камень-валун, который лежит в болотистой местности, в нескольких шагах от реки Кимерши. К нему приносили тяжелобольных детей, обливали камень водой из ручья, потом собирали ее в особую посудинку и обмывали ребенка. После этого на наго надевали новое белье, а старое развешивали на окружающих деревьях. Считалось, что если ребенку суждено жить, он сразу после омовения пойдет на поправку, а если суждено умереть, то быстро зачахнет.
…
Один из священных камней Ярославского Поволжья, называемый местными жителями синей или каменной бабой, находился в Берендеевом болоте. Еще в начале ХХ века к нему приносили ягоды и хлеб; чтобы не заблудиться, бабы клали перед камнем ягоды и, выворотив наизнанку платье, уходили от него, пятясь…
…
Из анализа камней стало ясно, что Макошь — наиболее древняя и очень почитаемая богиня, ее камни связаны с магией и ведовством, отчасти с целительством, хотя сама богиня к числу своих ипостасей относила и покровительство любви, и только ее камни после крещения Руси были также либо окрещены (в XI–XII веках) путем выбивания крестов на их лицевой стороне (6-и, 4-х или 3-хконечных), либо просто допущены до христианских культов (Ярославлевы камни). Таких Ярославлевых камней по фотографиям нами обнаружено пять. Кроме того, явно обнаружен один Рогволодов камень и косвенно (по крестам) два Борисовых. При этом возникает впечатление, что до крещения или иного использования в христианских целях камни Макоши пытались приспособить к культу Перуна, для чего и делали на них 2-3 надписи ПЕРУНЪ, однако дальше этого дело не пошло. Так что переделка их в ЯРОСЛАВЛЕВЫ была уже не первой.
В отличие от валунов храмовые камни Макоши выносились из храмовой ризницы на Масленицу для участия в обрядах, о чем делалась специальная запись, а некоторые камни могли перевозиться в дар в соседние области. Наконец, камни Макоши часто назывались Медведем либо Медведицей, в старину — Рыкасом или Рыкашом; иногда это название переносилось на близлежащую деревню. В связи с этим на камнях могли выбиваться изображения медвежьих стоп и кистей рук, промежуточных между кистью человека и передней лапой медведя. С этой точки зрения у таких кистей оказываются толстые запястья и укороченные пальцы, что привело некоторых исследователей к предположению о наличии в древности ритуала специального членовредительства. Я предложил более простое объяснение именно наличием особой «кисти Макоши».
…
Я читаю наверху: ЛЕЖЬНЬ, ЛЕЖАКА ВОЛОСА. КААМЕНЬ. ЧАЙ МАКЪШЬ! , что означает ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОЛОСА. ЧТИ МАКОШЬ! Таким образом, здесь было место поклонения Макоши, однако камень назван ЛЕЖНЕМ ВОЛОСА. Почему? Здесь уже речь идет не о краеведах, которые могли спутать название камня, а о тех мастерах, которые выдалбливали надписи. Они-то точно знали, кому именно посвящался камень. Остается только решить, что любой крупный лежачий валун должен был называться ЛЕЖНЕМ ВОЛОСА. Поскольку только Волос мог поднимать камни, для того, чтобы пропустить душу умершего в рай; вход на тот свет начинался тут же, под камнем. Так что в данном случае камень Макоши играет роль Леня Волоса, то есть роль камня Алатыря.