Специализируюсь по путеводным клубкам


Психопатия. Симптомы и коррекция


Психопатия. Симптомы и коррекция

Содержание кейса

Нарративные методы работы с психопатиями

Кроме обсуждения проблем, для компенсации психопатий подходит проживание сказок.
Ряд негативных личностных качеств формируется в доречевом периоде развития, в связи с чем причины их появления с трудом поддаются коррекции методами рационально-эмотивной терапии. Разрешить выявленное противоречие возможно, если использовать сказочные истории, влияющие на личностные конструкты, преимущественно находящиеся в пространстве бессознательного. Проживание в личном мифе определенных сказочных историй позволяет осуществить коррекцию негативных личностных качеств.
В ходе работы клиент проходит входное тестирование, овладевает медитативными техниками и проживает сказочную историю при сопровождении специалиста.

4-я шкала: (психопатии или реализация эмоциональной напряженности в непосредственном поведении) импульсивности

В качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках нормативного разброса, данная шкала выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность.
В структуре мотивационной направленности преобладают установки на достижение, сопровождающиеся уверенностью и быстротой в принятии решений.
При объективных показателях, свидетельствующих о наличии достаточно высокого интеллекта, лица с данным характерологическим типом могут демонстрировать интуитивный, эвристический стиль мышления, который без опоры на накопленный опыт и при поспешности в принятии решений может приобретать спекулятивный характер.
В поведенческом комплексе может проявляться нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, от успешности предпринятых действий.
Поведение раскованно, сопровождается непосредственностью в проявлении чувств, в манерах. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков.
Может проявляться тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться в основном на собственное мнение, а еще больше — на собственные побуждения.
Поведение окрашивается выраженным отсутствием конформности, стремлением к самостоятельности инезависимости. В состоянии эмоциональной захваченности — преобладание эмоций гнева или восхищения, гордости или презрения, т. е. ярко выраженные, полярные по знаку эмоции, при этом контроль интеллекта не всегда играет ведущую роль.
В личностно значимых ситуациях может проявляться конфликтность.
В стрессе проявляется действенный, стенический тип поведения, решительность, мужественность.
Лица данного типа плохо переносят однообразие, монотония нагоняет на них сонливость, стереотипный тип деятельности — скуку.
Императивные способы воздействия, авторитарный тон могут натолкнуться на заметное противодействие, особенно, если лидер не пользуется должным авторитетом и не вызывает у данной личности уважения, восхищения или изумления.
Одной из версий формирования психопатического типа поведения является стойкая недостаточность внимания, «теплоты» взаимодействия и заботы на ранних стадиях онтогенеза.
В крайних проявлениях, невнимание родителей (или лиц, их замещающих) приводит к невозможности формирования механизма обратной личностной зависимости, играющего для формирующейся психики важную роль в будущих структурах социального взаимодействия.
В ответ на нереализованную социализированную потребность в заботе и взаимодействии, психика начинает вынужденно развиваться и функционировать в автономном, социально изолированном режиме. Подобное развитие может приводить к структурному базовому отношению, как отношению с отсутствующими личностными социализированными обязательствами.
Более широко и условно данное отношение можно определить как отсутствие совести.
Если рассматривать понятие совести как систему внутреннего личностного отношения к последствиям от поступков и действий, то в нашем случае такое отношение не было сформировано, его некому было формировать и психике пришлось в автономных условиях адаптироваться к жизнедеятельности без этого важного психического компонента.
Не обладая совестью как внутренним критерием оценки поступков, психика развивается, ориентируясь на внешние критерии. «Хорошо» и «плохо» начинает фиксироваться по последствиям внешнего реагирования. «Плохое» становится «плохим», если это заметили и на это отреагировали. Все, что не заметили и на что не прореагировали (не наказали) является «хорошим».
Естественно, что такая система градации последствий формирует такие поведенческие особенности как хитрость, ловкость, повышает интуитивное чутье опасности, формирует и развивает агрессивность как превентивную систему защиты и многие другие свойства, присущие психопатическому типу характера.
Базовым темпераментным свойством для психопатического типа является сильный, неуравновешенный тип.
Для слабого типа темперамента не хватает «энергетики», а сильный, уравновешенный и подвижный и инертный типы достаточно стабилизированы в проявлении активности и менее нуждаются во внимании в периоды формирования социализированных комплексов объектного взаимодействия.
Темпераментные особенности окрашивают поведение и придают ему целый ряд свойств, сконцентрированных в области личностной активности.
Сама по себе психофизиология реагирования ничем не отличается от стандартных параметров темпераментных особенностей и именно социализированные компоненты психики ориентируют ее соответствующим образом.
В процессе жизнедеятельнеости постоянно решаются три основные задачи, вокруг которых и формируется основная личностная направленность.
Первая — реализация личностной активности и обеспечение оптимальной инервации функционирования психики.
Вторая — обеспечение максимально высокого социального статуса как положения, отражающего исключительность личности.
Третья — стремление к манипулированию и управлению и собственно манипулирование как отражение способности это делать без значимой ориентации на результат.
В стремлении манипулировать окружающими концентрируется желание и умение управлять как и отражение исключительности, так и реализуется своеобразный объектный перенос, свойственный всем неврозообразующим комплексам.
Подобные поведенческие тенденции хорошо коррелируют и проявляются в полюсе доминирования фактора Е и полюсе проницательность фактора N 16 PF и отражают в поведенческом своеобразии механизм слияния и реализации этих трех личностных задач.
Высокие показатели по 4-й шкале MMPI (выше 70 Т) выявляют гипертимный (возбудимый) вариант акцентуации, характеризующийся повышенной импульсивностью. Одной из особенностей такого поведения является затрудненный самоконтроль.
При этом, на фоне хорошего интеллекта, такие личности обладают способностью к не шаблонному подходу в решении проблем, к моментам творческого озарения. Над человеком не довлеют догмы традиционного подхода и недостаточная опора на опыт компенсируется механизмом самобытно-творческого восприятия и переработки актуальной информации.
Выраженная тенденция к творческому подходу при решении проблем особенно свойственна лицам с высоким уровнем интеллекта и профилем с пиками по 4-й и 8-й шкалам и низкими значениями по 2-й или 9-й.
При таких поведенческих особенностях своеобразие мышления может сопровождаться и своеобразием личностных переживаний, импульсивностью поведенческих реакций и общей системой неконформного поведения, что требует повышенного внимания к определению соответствия взглядов и поведения в целом общепринятым нормам.
Высокий пик по 4-й шкале (выше 75 Т) выявляет психопатические черты возбудимого типа, выраженнуюимпульсивность, конфликтность, усиливая характеристики сопутствующими повышениями по другим шкалам стенического регистра — 6-й, 9-й, и, придавая соответствующие им черты поведенческих особенностей, высокими показателями 3-й и 8-й шкал.
При сочетание высоких 4-й и 2-й шкал, свойства последней ослабляют агрессивность, неконформность и импульсивность показателей 4-й шкалы, так как здесь отмечается более высокий уровень контроля сознания над поведением.
Два равновысоких пика 2-й и 4-й шкал в профиле выявляют внутренний конфликт, уходящий корнями в изначально противоречивый тип реагирования.
В поведенческой структуре сочетаются разнонаправленные тенденции — высокая поисковая активность и динамичность процессов возбуждения и выраженная инертность и психическая неустойчивость.
В поведении это проявляется наличием противоречивого сочетания высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, высокой активности с быстрой истощаемостью, что характерно для неврастенического типа переживаний.
При неблагоприятных социальных условиях, такие особенности могут служить почвой для алкоголизации, а также для развития некоторых психосоматических расстройств.
Пики по 4-й и 6-й шкалам MMPI отражают эксплозивный (взрывчатый) тип реагирования.
Высота пиков в пределах 70-75 Т отражает акцентуацию этого типа, более высокие показатели свойственны профилю психопатической личности возбудимо го типа с тенденцией к взрывным агрессивным реакциям.
Если личностные особенности, присущие данному профилю и проявляющиеся выраженным чувством соперничества, лидерскими чертами, агрессивностью и упрямством, канализированы в русло социально приемлемой деятельности, то обладатель этих свойств может оставаться достаточно адаптированным в основном за счет оптимальной для него социальной ниши, в рамках которой такие качества и свойства предпочтительны и приемлемы.
В ситуациях авторитарно-императивного давления, любых форм противодействия, задевающих самолюбие и престиж личности, агрессивных реакций со стороны окружающих, лица с данным типом профиля легко теряют адаптивный режим состояния и дают эксплозивную реакцию, степень контролируемости которой определяют показатели шкал, отражающих тормозимые черты.
В производственной деятельности особенности адаптивного поведения психопатического типа характера могут и находят весьма эффективные виды и способы применения.
Основная проблема при работе с лицами данного типа — это мотивационно-целевая система группового взаимодействия.
Личностные качества и свойства, формирующие направленность, изначально изолируют таких специалистов из систем общих для группы целей. Однако, если предоставить им возможность самостоятельно формировать групповые цели и, при этом, успешность деятельности будет адекватно отражаться и на их статусном положении, то такие условия существенно нивелируют негативные для деятельности особенности поведения.
При построении оптимального взаимодействия на основе соответствия личностных и групповых целей, при оптимизации условий деятельности и выполнении ряда второстепенных и вполне осуществимых условий можно значительно повысить эффективность и результативность деятельности за счет привлечения работников с такими поведенческими особенностями.

Источник

Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности.



Проявить геройство, хитрость, мудрость, ловкость при помощи волшебных средств – это особый, специфический сказочный героизм в отличие от героизма эпической поэзии, носящий совершенно иной характер ©  В.Я. Пропп

Рекомендуемый период начала работы

С первого полнолуния после начала августовского звездопада до дня осеннего равноденствия.
Оплата работы:
Стоимость при очной работе/работе по скайпу или в переписке:
  • 5000 RUB за весь процесс работы.
Ограничения на участие в платных проектах:
  1. У вас нет со мной личных отношений.
  2. Вы не находитесь в индивидуальном или групповом рабочем процессе с другим специалистом.
  3. У вас достаточно ресурсов для подобной работы.
  4. Вы не являетесь пациентом психиатра и не принимаете таблетки, выписанные им.
Fill out my online form.

О проекте "Колесо года с Бабой-Ягой"

Платные психологические техники
Техники, которые можно делать при прохождении «Колеса года» в моем сопровождении. Вы можете выбирать любой проект, в том числе не по сезону, и обсудить возможность его прохождения со мной лично. Опыт работы и знакомство с личным мифом не требуются: мы освоим все в процессе прохождения выбранной вами техники.
Обратите внимание на ограничения на участие в моих платных проектах.

Период календаря "Колесо года 2017"

Спожинки

Спожинки (Ламмас) - начало августовских звездопадов, время жатвы. Продолжается до Осенин.

Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Или оставить свой комментарий на странице.
comments powered by HyperComments


Книги:

Практикум по психологии семьи и семейному консультированию

В книгу собраны исследования студентов и аспирантов, молодых выпускников вузов, посвященных психологическому анализу семейных отношений как комплексной проблемы, принадлежащей социально-психологической и субъективно-психологической реальности. В сборник вошли как теоретические обзоры, реферативные... Подробнее