Мандалотерапия: Чистый свет, рисуем Лабиринт


В комментариях к этому посту показываем работы нулевого этапа:

Чистый свет

Мандалотерапия: Чистый свет, рисуем Лабиринт

Задание на предстоящую неделю

Первая стадия работы:

Лабиринт, спираль, вихрь

Интерпретации ниже — в дополнение. В первую очередь ориентируйтесь на внутренние ощущения. Вот как вам кажется правильно, так и рисуйте.

Все мы находились в период внутриутробного развития в связи с материнским организмом, и эта связь осуществлялась с помощью пуповины. Отчасти из-за этого в ситуациях сепарации мы испытываем тревогу. Парадоксальным образом тревога возникает и в момент угрозы, и в момент освобождения. Являясь отражением психического макрокосма, круг изначально двойственен: в одно время он ассоциируется с целостностью, в другое — с той утратой первичной целостности, которую несет опыт рождения.

Ассоциация с пуповиной была бы неполной, если бы мы ограничились лишь индивидуальным опытом. Мифологические и религиозные тексты изобилуют описанием того космического чрева, в котором первоначально протекало развитие земли и человека. Иногда символом этого чрева считается Млечный Путь. Различные храмовые сооружения с древнейших времен имели наверху отверстие для того, чтобы свет звезд проникал в их внутреннее пространство. Это отверстие также является символической пуповиной, с помощью которой человек соединяется с Вселенной.

Когда рыба мечет икру, выбрасываясь в воду, она формирует нити молочной субстанции, распространяющиеся в виде сетки или спирали. В наиболее характерном виде мандалы этой стадии могут включать голубой и розовый цвета — цвета мадонны и младенца. Когда же лабиринт изображается черным цветом на белом поле, это может указывать на формирование ощущения пространственно-временной протяженности. К этой же стадии относится образ сутрамы — серебряной нити, связывающей феноменальный мир с его первопричиной. «Представление о мире как о лабиринте… ведет к идее „центра“ как символа высшей цели человека, символа обретенного рая или небесного Иерусалима»*. Можно отметить, что если древний человек воспринимал видимые формы феноменального мира как подвижные и «текучие», то представители более зрелых культур воспринимали его как нечто статичное, передавая это преимущественно в геометрических фигурах. Поэтому можно предполагать, что в состоянии психического регресса будут использоваться преимущественно извилистые линии в виде изображений спирали или вихря.

Характерные для этой стадии изображения лабиринта могут ассоциироваться с путешествием, которое не имеет конечной цели, поиском того, о чем нет ясного представления: «Мы обнаружили, что, лежа на кушетке и погружаясь в… состояние, пациенты начинают ощущать вихреобразное движение. Во время движения по родовому каналу ребенок также совершает вращательные движения. Лабиринт же имеет два выхода: один ведет к смерти, забытью, во чрево; другой ведет наружу и связан с пробуждением. Поэтому я полагаю, что связанные с движением по лабиринту ритуалы отражают опыт погружения в сон, которое, в свою очередь, может отражать опыт биологического рождения. Это может быть вторым вариантом интерпретации символа лабиринта, наряду с ассоциацией с движением экскрементов по кишечнику».

Как отмечает Херманн примитивные животные и молодые особи некоторых более высокоорганизованных видов передвигаются не прямолинейно, а по извилистой траектории. Поэтому Херманн считает что прямые линии в большей степени отражают функции Эго, в то время как спираль — функции Оно или первичные процессы. С этим трудно не согласиться: «Если вихреобразное или спиралевидное движение отражает опыт погружения в сон и подчинение Эго Оно, мы можем понять, почему врата подземного мира также представляют собой лабиринт». Лабиринт является одним из вариантов мандал, создаваемых австралийскими аборигенами. Эти мандалы изображаются в виде концентрических кругов и ассоциируются с влагалищем и маткой.

Мировое древо, жезл шамана и другие схожие с ними образы ассоциируются у меня с той пуповиной, которая связывает нас с Самостью или отвергнутой частью нашего «я», что также предполагает идентификацию с плацентой и архаическими воспоминаниями: «Тесно связанной с мистической доктриной идентификации является вера в духовных двойников. В центральной Австралии мистические двойники ассоциируются с предками, выступающими в качестве ангелов-хранителей…

Аналогичное представление бытует среди представителей племени барди, где духовный двойник ассоциируется, однако, не с предками, а с плацентой. Хотя плацента во время рождения человека погибает, считается, что ее душа растет как ребенок и умирает вместе со своим „хозяином“. Она обычно остается на родине человека, даже если он временно отсутствует. Она может приходить к нему во сне и говорить ему о том, что „неблагополучно“ у него дома».

Символ лабиринта также, возможно, имеет отношение к биологической памяти. Вспомните хотя бы о том, что нуклеиновые кислоты, ДНК и РНК, представляют собою спирали. На мифологическом уровне символу лабиринта соответствует образ женщины-паука и ее шелковой паутины. Другим мифологическим образом, отражающим процессы раннего биологического развития, является образ бога, творящего жизнь своим дуновением на воду. Это, однако, предполагает связь спиралевидного, порождающего жизнь движения со ртом, а не с гениталиями.

Вербальные ассоциации с «Лабиринтом»: внутриматочный опыт, сосредоточение, оплодотворение, дыхание бога, вихрь, дуновение, вонзенная в сердце стрела, ранение (стигма, карма), проникающий в яйцеклетку сперматозоид, вхождение во храм, ощущение предначертанности, судьба, подчинение силе, безнадежность, серебряная нить, паутина, майя, виноградная лоза, ДНК, наследственность.

*Я не стала приводить отсылки на первоисточники у цитат, т. к. список литературы на английском и я его не публикую.

Ограничения на участие в бесплатных проектах:

1. Вы не находитесь в индивидуальном или групповом рабочем процессе с другим специалистом — по крайней мере предупредите вашего специалиста, во что вы собираетесь играть, чтобы не было сюрпризов в вашем рабочем процессе.
2. Обсуждение бесплатных техник и других общедоступных тем ведется на форуме сайта, а не в индивидуальном порядке, если в посте не оговорено обратное.
3. Вы не являетесь пациентом психиатра и не принимаете таблетки, выписанные им.


"Мандалотерапия"
Это — рисовальный проект для всех желающих.
Каждую неделю я озвучиваю новую тему. Темы выстроены в ряд логично, согласно динамике развития мира и человека. Поэтому мы последовательно пройдем все этапы и, вероятно, найдем много чего интересного.
Предстоит 13 недель: с 0 до 12 этапа.
Поскольку процесс рисования мандал очень терапевтичен, то вам будет лучше просто потому, что вы их рисуете.
Надо подготовить:
  • листы белой бумаги;
  • карандаши, пастель, акварель и т.д. по своему выбору;
  • круглую форму вроде тарелки диаметром примерно 25-27 см;
  • простой карандаш.

Обводите на бумаге простым карандашом тарелку — это форма для мандалы. Находите ее центр. Рисунок всегда начинается от центра.
Рисуете в соответствии с темой, как вы ее понимаете, больше ограничений никаких по рисунку нет.
Лепить из пластилина и украшать бусинками — МОЖНО. Только придерживайтесь заданного размера мандалы, он не просто так дан.
Время на выполнение — неделя. Через неделю — в следующее воскресенье — я вывешу пост для публикации результатов и текст нового задания.
В комментариях к этому посту можно задавать вопросы.
В конце поста я привожу название книги, из которой взята последовательность этапов и интерпретации к ним. Если вам захочется посмотреть книгу самостоятельно — пожалуйста, но обсуждать в комментариях следующие задания прежде, чем я их выложу, не стоит: чтобы не портить сюрприз другим участникам.

Рисунки, комментарии, впечатления о процессе — все, что хотите, то и пишите. Рисунки своих детей тоже можно публиковать, на этот проект я вообще никаких ограничений не ставлю.
Дублировать свои работы в своих журналах и других рисовальных проектах можно.
Пиар приветствуется :)

Описания этапов я беру из книги:

Копытин А.И.
Диагностика в арт-терапии: Метод "Мандала"

Принять чужие представления о мире за догму может только тот, кто хочет видеть догмы


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.