Безруких А.В., Пилявина О.М. Архетипы в психотерапии
Я искал, но не мог найти Тебя
Я громко звал Тебя, стоя на минарете
Я звонил в храмовый колокол с восходом
и заходом Солнца
Я купался в водах Ганга, но все напрасно
Я вернулся из Каабы разочарованным
Я искал тебя на земле.
Я искал тебя на небесах, мой Возлюбленный
И, наконец, я нашел тебя, спрятанного,
подобно жемчужине,
В раковине моего Сердца.
Сергей Москалев
ПРЕДИСЛОВИЕ
При написании данного пособия мы старались следовать юнгианскому подходу к теории. Для Юнга это имело связь с терапией души.
Архетипическая психология более точно описывает юнгианский подход к основам психического.
ПОНИМАНИЕ это самое действенное слово из юнговских понятий; с самого начала Юнг стремился не сравнивать, измерять, объяснять, спасать личность, но прежде всего понять ее. Его мифом был миф ЗНАЧЕНИЯ.
В нашей работе мы стремились использовать слово «понимать» как в терапии, так и в практике.
В настоящее время во всем мире насчитывается более 1000 юнгианских аналитиков, и их число постоянно увеличивается. Во всех крупных западных странах есть центры соответствующей подготовки. В последние годы резко выросло число издаваемых книг по аналитической психологии и в России, пополняя отечественный профессиональный багаж в психотерапии и консультировании. Юнгианские книги пользуются большим спросом, и во многих местах юнгианские аналитики и психотерапевты сосуществуют мирно с психоаналитиками, принося взаимную поддержку.
В таких профессиях как психоаналитик, психотерапевт, консультант идеи Юнга используются в сочетании тонкого и универсального подхода с утилитарным и повседневным, что делает юнгианскую психологию особенно ценной как для теоретиков, так и для практиков. Тем не менее, та аналитическая психология, которая описывается в учебниках для студентов, и аналитическая психология, которая постоянно эффективно и профессионально практикуется клинически, значительно разнятся друг от друга.
Задумывая данное пособие, мы пребывали под воздействием пожеланий наших студентов, проходящих курсы. Их желания сводились к следующему: создать курс, который бы интегрировал в себе теорию и практику юнгианского и постюнгианского направлений в психологии. Многие из слушателей просили дать рекомендации относительно того, какой постюнгианский материал они могли бы изучать.
При написании данной работы мы постарались учесть эти пожелания.
Итак данное пособие состоит из следующих разделов:
1. Архетипы коллективного бессознательного.
В этом разделе даются определения и рассматривается психологическое, функциональное содержание архетипических образов коллективного бессознательного.
2. Архетипы основных элементов структуры личности.
Здесь рассматриваются архетипы структуры личности и их взаимодействие.
3. Архетипические символы индивидуации в процессе терапии.
В данном разделе изложены практические рекомендации при работе с архетипическими символами в процессе индивидуации, даны разграничения этапов индивидуации.
4. Процесс психотерапии.
Аналитическая и синтетическая стадия процесса психотерапии. В нем представлен материал процесса терапии от анализа (с признанием и толкованием) до синтеза (с обучением и трансформацией).
5. Архетипы в постюнгианской аналитической психологии.
Здесь рассмотрены архетипы Раненого Целителя, расщепление архетипов, архетипическая полярность, трансферные качества символов архетипического образа (высокие и падшие символы).
6. Некоторые аспекты архетипических символов.
Здесь рассмотрены аспекты мотива Героя.
7. «Очарованный странник» (клинические случаи).
В этом разделе отражены кризисные стадии духовного развития личности, вступившей на путь индивидуации. Подробно даны иллюстрации на клинических случаях.
Личностный миф в юнгианском подходе. В нем изложен теоретический материал о личностном мифе и представлен клинический случай с последующим анализом личностного мифа в юнгианской терапии.






