Статья. Твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента (четвертый год обучения)
Что вы узнаете

Эпиграф к этому дневнику
"Изучай природу своего инструмента. Начни с мысли о том, что ты знаешь его не до конца. Свойства скрипки гораздо богаче нежели об этом думали, думают и будут думать все наши предшественники и последователи. И всегда помни - твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента. (c) Никколо Паганини."
Итоги третьего года обучения
Составила список произведений, которые мы играли и учили за 3 года. Можно считать это промежуточными итогами.
- Штайбельт Д. Мяч (с листа)
- Перголези Д. Ария (с листа)
- Этюды О.Шевчика (40 вариаций)
- Вивальди А. Violin Concerto in a minor
- Бах И.С. Siciliana
- Бах И.С. Аллегро (с листа)
- Неруда Ф. Славянская колыбельная
- Пахельбель И. Канон
- Пахельбель И. Канон (с листа)
- Бетховен Л. Сонатина
- Габриэль-Мари Ж. Ария в старинном стиле
- Перлман И. Израильский концерт
- Энгин Э. Чалыкушу
- Багиров З. Романс
- Тротт Дж. Кукольный театр
- Бах И.С. Партира № 2, Жига (с листа)
- Ридинг О. Концерт Си минор, 1 часть
- Нинни Россо. Il silenzio
- Шуман Р. Марш
- Комаровский А. Этюд № 20
- Вила-Лобос Э. Пусть мама баюкает
- Векерлен Ж. Старинная французская песенка
- Маршан М. Менуэт
- Чайковский П.И. Игра в лошадки
- Бакланова Н. Хоровод
- Бакланова Н. Колыбельная
- Турчанинова Г.С. Маленький скрипач
Каникулы
Как-то нехорошо год начался. То у Анны Эдуардовны не хватает на меня времени, то у меня появились причины, мешающие занятиям. Так что, у нас в ноябре-декабре занятия через пень колоду, а сейчас вообще перерыв по моей инициативе.
Зато есть время перестроить отношения с музыкой.
Рахманинов С.В. Вокализ op. 34, № 14
Очередное произведение, сыгранное с листа.
Надо иногда отдыхать от программного Вивальди.
Как обычно, поцапались 😊
Я: Я просила сложное, а вы опять дали легкое.
Аня: Совесть у вас есть? Это произведение для выпускного класса школы!
Это даже при поступлении в академию Гнесиных играют 😊
Глюкозное голодание
Мозг после 2-х часов скрипки отчаянно нуждается в сладком, истощается. И почему-то совершенно не согласен обманываться ягодами с сахарозаменителем.
Очень тяжело даются занятия.
Про Эверест
Объясняла клиентам в очередной раз, зачем Марина Михайловна играет на скрипке.
Вот мой стиль жизни: увидеть перед собой Эверест и взлететь на вершину. И быть удовлетворенной результатами (Аня ехидничает, что и в этом случае я бы результатами не была удовлетворена).
А учиться играть на скрипке, это как стоять у подножия и подниматься на гору ногами. Шаг за шагом, спотыкаясь о каждый камушек и утыкаясь носом в каждый цветочек. И скатываясь то и дело обратно к подножию горы.
Скрипка нужна, чтобы раскрыть весь тот потенциал, который остается не раскрыт, пока я привычно взлетаю на вершину одним рывком. Потому что взлетать со скрипкой не получается.
Wolfgang Amadeus Mozart. Clarinet Concerto in A major, K.622
На этот раз не играла, но корректировала партитуру для своего мастера по скрипке.
С одной стороны – мне это в плане музыки практически ничего не дает. Но с другой стороны, я на подобных мероприятиях активно прокачиваю владение Musescore.
На этот раз я наконец-то поняла, как выгружать партии с крупным отображением нот, вспомнила, чем отличаются ля-диез от си-бемоля на скрипке, повторила навыки коррекции партитуры под альт и как форматировать партитуру, чтобы ее было удобно переворачивать при игре.
От раза к разу навык работы с musescore прокачивается. Начинала 3 года назад как слепой котенок.
Вивальди А. Violin Concerto in a minor
Даже со всем моим феерическим нытьем на тему отсутствующего прогресса, произведение почти доучено. Недавно сыграла его – большая часть нот уже «в пальцах», запомнилась.
Вопрос. Давно интересно: почему выбор пал на скрипку? Не самый простой инструмент. Это желание: красиво звучит, хочу так уметь или инструмент для решения задач, лежащих в другой плоскости?
О, тут прям история.
Сначала моя мама была маленькой и за хорошую учебу ее мама, неграмотная деревенская женщина, подарила ей две книги: «Школьный год Марины Петровой» про юную скрипачку из Гнесинской ДШИ, и «Васек Трубачев и его товарищи» про ВОВ.
У мамы не было ни слуха, ни голоса, ни возможностей, но романтическая мечта родилась и требовала реализации хотя бы в детях. Тем более и дочь назвали Мариной. Вторую мировую войну она для меня организовать не сумела, а вот со скрипкой все удалось.
Во втором классе наш общеобразовательный класс сделали музыкальным – мы пели в хоре и играли на музыкальных инструментах. Все. Без слуха и голоса в том числе. На детском концерте, где мы слушали, как звучат разные инструменты, маменька подпихнула меня в сторону скрипочки и сказала: смотри, какая скрипочка чудесная!
Препод, которому достался зажатый ребенок без особой мотивации и музыкального слуха, злился, орал, ругал, требовал и непонятно, мог ли чему-то научить. В общем, сбежать я смогла оттуда только через полтора года после одного позорного концерта и огромных шрамов на самооценке. И потом еще много лет выслушивала, как я разочаровала маму. Эту самую книгу я нашла на чердаке на каникулах намного позже, а увязала все единое целое еще 30 лет спустя. Я из этого случая потом для клиентов разворачивала схему с иллюстрацией, как родители через успехи своих детей могут пытаться получить любовь и принятие своих родителей. В этом году часто на консультациях рассказывала. Я в целом маме даже отчасти сочувствую, потому что понимаю, на что она рассчитывала, но впечатляющих успехов-то у меня и не случилось.
А в 43 года меня просто до трясучки достал юный сосед-игроман сверху, который никак не слушал мои уговоры и воспитательные вызовы полиции, и орал над моей головой по ночам в играх. Я как-то разозлилась окончательно, сказала: ну, вы сами этого хотели, не давая мне спать два года. И пошла выбирать себе скрипку и искать репетитора.
В общем, и предыстория была из детства, и мотив начать снова играть был не музыкальный 😊
А осталась заниматься я уже совсем по другим причинам, их много.
Преподавателю моему 25 лет, на занятиях у нас форменный бардак и две ее излюбленных реакции, которыми она отвечает на мои сообщения: рыдающий от смеха смайлик и рукалицо. Такой, какой я бываю на этих занятиях, меня не видит вообще никто и никогда, ну разве что изредка мои дети. Но дети меня за мои выходки осуждают, а преподаватель вместе со мной хихикает, так что выбор очевиден 😊
Почти весь репертуар «Марины Петровой», из того, что смогла опознать, я уже переиграла. Мы вообще договорились с Анной Эдуардовной, что доиграемся до какого-нибудь произведения первого курса музыкального колледжа и на этом все. У меня есть особое развлечение, наблюдать за тем, как мы продвигаемся по программе музыкальных школ. Ну вот за Гнесинской ДШИ мы более-менее все же успеваем, и по технике и по репертуару. Играю я хуже, чем талантливые дети в музыкальной школе, но скрипкой я беру не только музыку. Мне хватает.
Мама еще жива, но не знает, что я снова играю на скрипке. Результаты эти я ей, конечно, не отнесу.
Список произведений
Список сыгранного обновляется далеко не так бодро, как хотелось бы. Холлендера еще не доиграли, будем играть после того, как я устану с Пачини.
- Рахманинов С.В. Вокализ op. 34, № 14 (с листа)
- Данкля Ш. Вариации на тему Пачини
- Шостакович Д. Вальс № 2
- Холлендер Г. Легкий концерт (с листа)
Прялка
Последнее произведение из «Марины Петровой», которое я опознала, но еще не играла.
Я вообще попросила Зиму Вивальди из Времен Года. Преподаватель дипломатично сказал, что мы еще не наработали нужную беглость, разочаруемся раньше, чем сыграем. Вот на Прялке как раз и будем нарабатывать нужные паттерны.
О внутренней свободе
Весь последний год мы решали вопросы с обретением внутренней свободы во всех смыслах и по отношению к игре. Решили.
Теперь поставлена следующая задача – о невыносимой легкости бытия 😊
Знаете, что я поняла?
Ну, не то, что совсем поняла, но мысль такая промелькнула. Скорее ощущение, чем мысль
Когда получается что-то сыграть, это доставляет удовольствие.
Я научилась играть
Я почувствовала, что я заиграла. Не «поняла» или «признала», это неправильные глаголы. Почувствовала, что я играю, и что я понимаю, не только, что играть – это распаковалось, пока мы играли с листа. А как играть, что делать, чтобы чисто играть, что прогресс приходит вслед за занятиями. И что вообще это все какое-то качественно иное состояние.
Ничего этого не было до вчерашнего дня.
Это такой переход от «никогда не научусь играть» к «играю».
Что самое интересное, сюда абсолютно не крепятся оценочные суждения. Раньше всегда было «не научусь играть», вслед за ним «это так плохо, что нельзя назвать игрой», «я не играю, а учусь, мучаюсь и толку нет». А у «заиграла» оценочные суждения не крепятся. Глагол совершенного вида. Даже если попытаться усилием как-то продифференцировать, где я со своей игрой, возникает такое внутреннее недоумение, что оценки неуместны. Я играю. То, что уже научилась играть, играю хорошо. То, что играю плохо – еще не научилась, научусь, если уделю внимание и время.
О скрипке и эффективности
Давайте, я покажу, что такое эффективная работа. Вы можете сравнить и понять, какие ошибки вы допускаете, если у вас результатов нет или они недостаточны по вашему мнению.
Я не люблю рассказывать о временах, когда сама была клиентом психолога, а скрипкой я занимаюсь четвертый год – сравнимо с тем, сколько работают большинство актуальных клиентов, и присматриваю за процессом та же я, что с клиентами работает. Хороший пример.
На скрипке я - абсолютно нормальный, живой, чувствующий человек, как и любой маленький котик, который приходит в терапию. Я прокрастинирую, ною, ругаюсь, иногда матерюсь, спорю с педагогом, проецирую на него, устраиваю бардак на занятиях, а потом еще выговариваю педагогу за то, что он позволяет мне устраивать бардак. В общем, я сама себя давно бы с занятий выгнала. Но я эффективна.
Во-первых, я работаю МНОГО. Только очных занятий 4 часа в неделю. И это занятия на истощение. Когда мы заканчиваем, у меня ровно три мысли: «что бы из сладкого сожрать», «как не уснуть днем», и «опять остаток дня ничего делать не смогу». На дни консультаций я в принципе не ставлю занятия с педагогом, иначе вечером клиентам достанется бледная тень от Марины Михайловны.
Во-вторых, есть еще и домашние занятия. И я или непосредственно играю, или рефлексирую о том, что мне не дает играть, почему возникает внутреннее сопротивление. Потом прорабатываю это все. Там, где среднестатический клиент говорит «я ничего дома не делал, не ругайте», я говорю: «я не занималась, потому что чувствовала себя так-то и так-то по такой-то причине, проблема вот в чем, вам ничего делать с этим не надо, я уже разобралась, думаю, все наладится». Если не налаживается, повторяю цикл проработки. И так больше 3,5 лет. Я все время убираю препятствия на пути к хорошей игре.
В-третьих, я стою на позиции, что все, что у меня работает в других сферах, должно работать и здесь. Все наработки из личного опыта, из личной терапии, из работы с клиентами, из супервизионной работы должны работать. Не далее, чем вчера вечером говорю педагогу: «я поняла сейчас, что при работе с клиентами я более сконцентрирована, чем на скрипке. Потому что на скрипке сложно, но это уже известный набор из того, что надо контролировать в каждом такте (на минуточку, 44 пункта, не считая непосредственно чтения нот и игры по этим нотам). А на занятиях с клиентами я собираю результат из неизвестного, это намного сложнее». К следующему занятию (в среду) мне надо найти способ обеспечить на скрипке такую же вовлеченность и сконцентрированность и успеть это натренировать. А клиентов уже я учу делать такие вещи и на намного более простом материале: «Вы же чистите каждый день зубы? Вот и умничка. А теперь кладем с вечера таблетки и стакан с водой на зеркало в ванной и пьем до того, как почистить зубы. И у вас точно все получится, потому что вы это уже умеете». И нет, тут дело не в том, что я – умный и опытный психолог. Когда я была клиентом, я тоже была проактивна и больше прозванивала о специалистов свои решения, чем ждала, что они мне в клювик положат готовое. Такой способ я тоже пробовала, ждать, но результаты мне очень не понравились.
В-четвертых, как частный случай из третьего, но очень значимый, я периодически сама задаюсь этим вопросом и задаю этот вопрос педагогу: где у нас самое узкое место в работе? А потом прицельно работаю над этим. Допустим, недавно мы выяснили, что я склонна читать с листа, а не запоминать, я подумала и заявила, что я вообще по жизни ничего не запоминаю, я до всего каждый раз додумываюсь заново. Но потом, вместо того, чтобы сказать «ну, я такая» или «и что теперь с этим делать, Анна Эдуардовна?», я поставила себе Анки, настрогала из партитуры огрызки музыкальных фраз и стала тренировать не только игру, но и память. Уровень качества занятий и игры взлетел на порядок.
Достаточно? Я вынослива, беспощадно честна с собой, проактивна, целеустремлена, и я не сдаюсь. Хотя в отличие от терапии, в скрипичной практике у меня никогда не будет результатов, меняющих качество жизни. А клиентам есть за что биться и во что вкладываться.
Продолжаю дразнить педагога
Я как-то рассказывала педагогу про генеалогию, про феерические случаи повторных браков спустя неделю после смерти первой жены. Поэтому сейчас периодически заявляю - после того, как сыграны терции на двойных нотах, которые плохо получаются:
- Не любите вы меня. Вот умру я от головной боли со скрипкой в руках, а вы через неделю возьмёте себе нового ученика.
Пока преподаватель возмущённо фыркает, можно передохнуть.