Статья. Твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента (четвертый год обучения)


Что вы узнаете

Твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента

Эпиграф к этому дневнику

"Изучай природу своего инструмента. Начни с мысли о том, что ты знаешь его не до конца. Свойства скрипки гораздо богаче нежели об этом думали, думают и будут думать все наши предшественники и последователи. И всегда помни - твой бог говорит с тобой языком твоего инструмента. (c) Никколо Паганини."

Итоги третьего года обучения

Составила список произведений, которые мы играли и учили за 3 года. Можно считать это промежуточными итогами.

  1. Штайбельт Д. Мяч (с листа)
  2. Перголези Д. Ария (с листа)
  3. Этюды О.Шевчика (40 вариаций)
  4. Вивальди А. Violin Concerto in a minor
  5. Бах И.С. Siciliana
  6. Бах И.С. Аллегро (с листа)
  7. Неруда Ф. Славянская колыбельная
  8. Пахельбель И. Канон
  9. Пахельбель И. Канон (с листа)
  10. Бетховен Л. Сонатина
  11. Габриэль-Мари Ж. Ария в старинном стиле
  12. Перлман И. Израильский концерт
  13. Энгин Э. Чалыкушу
  14. Багиров З. Романс
  15. Тротт Дж. Кукольный театр
  16. Бах И.С. Партира № 2, Жига (с листа)
  17. Ридинг О. Концерт Си минор, 1 часть
  18. Нинни Россо. Il silenzio
  19. Шуман Р. Марш
  20. Комаровский А. Этюд № 20
  21. Вила-Лобос Э. Пусть мама баюкает
  22. Векерлен Ж. Старинная французская песенка
  23. Маршан М. Менуэт
  24. Чайковский П.И. Игра в лошадки
  25. Бакланова Н. Хоровод
  26. Бакланова Н. Колыбельная
  27. Турчанинова Г.С. Маленький скрипач

Каникулы

Как-то нехорошо год начался. То у Анны Эдуардовны не хватает на меня времени, то у меня появились причины, мешающие занятиям. Так что, у нас в ноябре-декабре занятия через пень колоду, а сейчас вообще перерыв по моей инициативе.

Зато есть время перестроить отношения с музыкой.

Рахманинов С.В. Вокализ op. 34, № 14

Очередное произведение, сыгранное с листа.

Надо иногда отдыхать от программного Вивальди.

Как обычно, поцапались 😊

Я: Я просила сложное, а вы опять дали легкое.

Аня: Совесть у вас есть? Это произведение для выпускного класса школы!

Это даже при поступлении в академию Гнесиных играют 😊

Глюкозное голодание

Мозг после 2-х часов скрипки отчаянно нуждается в сладком, истощается. И почему-то совершенно не согласен обманываться ягодами с сахарозаменителем.

Очень тяжело даются занятия.

Про Эверест

Объясняла клиентам в очередной раз, зачем Марина Михайловна играет на скрипке.

Вот мой стиль жизни: увидеть перед собой Эверест и взлететь на вершину. И быть удовлетворенной результатами (Аня ехидничает, что и в этом случае я бы результатами не была удовлетворена).

А учиться играть на скрипке, это как стоять у подножия и подниматься на гору ногами. Шаг за шагом, спотыкаясь о каждый камушек и утыкаясь носом в каждый цветочек. И скатываясь то и дело обратно к подножию горы.

Скрипка нужна, чтобы раскрыть весь тот потенциал, который остается не раскрыт, пока я привычно взлетаю на вершину одним рывком. Потому что взлетать со скрипкой не получается.

Wolfgang Amadeus Mozart. Clarinet Concerto in A major, K.622

На этот раз не играла, но корректировала партитуру для своего мастера по скрипке.

С одной стороны – мне это в плане музыки практически ничего не дает. Но с другой стороны, я на подобных мероприятиях активно прокачиваю владение Musescore.

На этот раз я наконец-то поняла, как выгружать партии с крупным отображением нот, вспомнила, чем отличаются ля-диез от си-бемоля на скрипке, повторила навыки коррекции партитуры под альт и как форматировать партитуру, чтобы ее было удобно переворачивать при игре.

От раза к разу навык работы с musescore прокачивается. Начинала 3 года назад как слепой котенок.

Вивальди А. Violin Concerto in a minor

Даже со всем моим феерическим нытьем на тему отсутствующего прогресса, произведение почти доучено. Недавно сыграла его – большая часть нот уже «в пальцах», запомнилась.

Вопрос. Давно интересно: почему выбор пал на скрипку? Не самый простой инструмент. Это желание: красиво звучит, хочу так уметь или инструмент для решения задач, лежащих в другой плоскости?

О, тут прям история.

Сначала моя мама была маленькой и за хорошую учебу ее мама, неграмотная деревенская женщина, подарила ей две книги: «Школьный год Марины Петровой» про юную скрипачку из Гнесинской ДШИ, и «Васек Трубачев и его товарищи» про ВОВ.

У мамы не было ни слуха, ни голоса, ни возможностей, но романтическая мечта родилась и требовала реализации хотя бы в детях. Тем более и дочь назвали Мариной. Вторую мировую войну она для меня организовать не сумела, а вот со скрипкой все удалось.

Во втором классе наш общеобразовательный класс сделали музыкальным – мы пели в хоре и играли на музыкальных инструментах. Все. Без слуха и голоса в том числе. На детском концерте, где мы слушали, как звучат разные инструменты, маменька подпихнула меня в сторону скрипочки и сказала: смотри, какая скрипочка чудесная!

Препод, которому достался зажатый ребенок без особой мотивации и музыкального слуха, злился, орал, ругал, требовал и непонятно, мог ли чему-то научить. В общем, сбежать я смогла оттуда только через полтора года после одного позорного концерта и огромных шрамов на самооценке. И потом еще много лет выслушивала, как я разочаровала маму. Эту самую книгу я нашла на чердаке на каникулах намного позже, а увязала все единое целое еще 30 лет спустя. Я из этого случая потом для клиентов разворачивала схему с иллюстрацией, как родители через успехи своих детей могут пытаться получить любовь и принятие своих родителей. В этом году часто на консультациях рассказывала. Я в целом маме даже отчасти сочувствую, потому что понимаю, на что она рассчитывала, но впечатляющих успехов-то у меня и не случилось.

А в 43 года меня просто до трясучки достал юный сосед-игроман сверху, который никак не слушал мои уговоры и воспитательные вызовы полиции, и орал над моей головой по ночам в играх. Я как-то разозлилась окончательно, сказала: ну, вы сами этого хотели, не давая мне спать два года. И пошла выбирать себе скрипку и искать репетитора.

В общем, и предыстория была из детства, и мотив начать снова играть был не музыкальный 😊

А осталась заниматься я уже совсем по другим причинам, их много.

Преподавателю моему 25 лет, на занятиях у нас форменный бардак и две ее излюбленных реакции, которыми она отвечает на мои сообщения: рыдающий от смеха смайлик и рукалицо. Такой, какой я бываю на этих занятиях, меня не видит вообще никто и никогда, ну разве что изредка мои дети. Но дети меня за мои выходки осуждают, а преподаватель вместе со мной хихикает, так что выбор очевиден 😊

Почти весь репертуар «Марины Петровой», из того, что смогла опознать, я уже переиграла. Мы вообще договорились с Анной Эдуардовной, что доиграемся до какого-нибудь произведения первого курса музыкального колледжа и на этом все. У меня есть особое развлечение, наблюдать за тем, как мы продвигаемся по программе музыкальных школ. Ну вот за Гнесинской ДШИ мы более-менее все же успеваем, и по технике и по репертуару. Играю я хуже, чем талантливые дети в музыкальной школе, но скрипкой я беру не только музыку. Мне хватает.

Мама еще жива, но не знает, что я снова играю на скрипке. Результаты эти я ей, конечно, не отнесу.

Список произведений

Список сыгранного обновляется далеко не так бодро, как хотелось бы. Холлендера еще не доиграли, будем играть после того, как я устану с Пачини.

  1. Рахманинов С.В. Вокализ op. 34, № 14 (с листа)
  2. Данкля Ш. Вариации на тему Пачини
  3. Шостакович Д. Вальс № 2
  4. Холлендер Г. Легкий концерт (с листа)

Прялка

Последнее произведение из «Марины Петровой», которое я опознала, но еще не играла.

Я вообще попросила Зиму Вивальди из Времен Года. Преподаватель дипломатично сказал, что мы еще не наработали нужную беглость, разочаруемся раньше, чем сыграем. Вот на Прялке как раз и будем нарабатывать нужные паттерны.

О внутренней свободе

Весь последний год мы решали вопросы с обретением внутренней свободы во всех смыслах и по отношению к игре. Решили.

Теперь поставлена следующая задача – о невыносимой легкости бытия 😊

Знаете, что я поняла?

Ну, не то, что совсем поняла, но мысль такая промелькнула. Скорее ощущение, чем мысль

Когда получается что-то сыграть, это доставляет удовольствие.

Я научилась играть

Я почувствовала, что я заиграла. Не «поняла» или «признала», это неправильные глаголы. Почувствовала, что я играю, и что я понимаю, не только, что играть – это распаковалось, пока мы играли с листа. А как играть, что делать, чтобы чисто играть, что прогресс приходит вслед за занятиями. И что вообще это все какое-то качественно иное состояние.

Ничего этого не было до вчерашнего дня.

Это такой переход от «никогда не научусь играть» к «играю».

Что самое интересное, сюда абсолютно не крепятся оценочные суждения. Раньше всегда было «не научусь играть», вслед за ним «это так плохо, что нельзя назвать игрой», «я не играю, а учусь, мучаюсь и толку нет». А у «заиграла» оценочные суждения не крепятся. Глагол совершенного вида. Даже если попытаться усилием как-то продифференцировать, где я со своей игрой, возникает такое внутреннее недоумение, что оценки неуместны. Я играю. То, что уже научилась играть, играю хорошо. То, что играю плохо – еще не научилась, научусь, если уделю внимание и время.

О скрипке и эффективности

Давайте, я покажу, что такое эффективная работа. Вы можете сравнить и понять, какие ошибки вы допускаете, если у вас результатов нет или они недостаточны по вашему мнению.

Я не люблю рассказывать о временах, когда сама была клиентом психолога, а скрипкой я занимаюсь четвертый год – сравнимо с тем, сколько работают большинство актуальных клиентов, и присматриваю за процессом та же я, что с клиентами работает. Хороший пример.

На скрипке я - абсолютно нормальный, живой, чувствующий человек, как и любой маленький котик, который приходит в терапию. Я прокрастинирую, ною, ругаюсь, иногда матерюсь, спорю с педагогом, проецирую на него, устраиваю бардак на занятиях, а потом еще выговариваю педагогу за то, что он позволяет мне устраивать бардак. В общем, я сама себя давно бы с занятий выгнала. Но я эффективна.

Во-первых, я работаю МНОГО. Только очных занятий 4 часа в неделю. И это занятия на истощение. Когда мы заканчиваем, у меня ровно три мысли: «что бы из сладкого сожрать», «как не уснуть днем», и «опять остаток дня ничего делать не смогу». На дни консультаций я в принципе не ставлю занятия с педагогом, иначе вечером клиентам достанется бледная тень от Марины Михайловны.

Во-вторых, есть еще и домашние занятия. И я или непосредственно играю, или рефлексирую о том, что мне не дает играть, почему возникает внутреннее сопротивление. Потом прорабатываю это все. Там, где среднестатический клиент говорит «я ничего дома не делал, не ругайте», я говорю: «я не занималась, потому что чувствовала себя так-то и так-то по такой-то причине, проблема вот в чем, вам ничего делать с этим не надо, я уже разобралась, думаю, все наладится». Если не налаживается, повторяю цикл проработки. И так больше 3,5 лет. Я все время убираю препятствия на пути к хорошей игре.

В-третьих, я стою на позиции, что все, что у меня работает в других сферах, должно работать и здесь. Все наработки из личного опыта, из личной терапии, из работы с клиентами, из супервизионной работы должны работать. Не далее, чем вчера вечером говорю педагогу: «я поняла сейчас, что при работе с клиентами я более сконцентрирована, чем на скрипке. Потому что на скрипке сложно, но это уже известный набор из того, что надо контролировать в каждом такте (на минуточку, 44 пункта, не считая непосредственно чтения нот и игры по этим нотам). А на занятиях с клиентами я собираю результат из неизвестного, это намного сложнее». К следующему занятию (в среду) мне надо найти способ обеспечить на скрипке такую же вовлеченность и сконцентрированность и успеть это натренировать. А клиентов уже я учу делать такие вещи и на намного более простом материале: «Вы же чистите каждый день зубы? Вот и умничка. А теперь кладем с вечера таблетки и стакан с водой на зеркало в ванной и пьем до того, как почистить зубы. И у вас точно все получится, потому что вы это уже умеете». И нет, тут дело не в том, что я – умный и опытный психолог. Когда я была клиентом, я тоже была проактивна и больше прозванивала о специалистов свои решения, чем ждала, что они мне в клювик положат готовое. Такой способ я тоже пробовала, ждать, но результаты мне очень не понравились.

В-четвертых, как частный случай из третьего, но очень значимый, я периодически сама задаюсь этим вопросом и задаю этот вопрос педагогу: где у нас самое узкое место в работе? А потом прицельно работаю над этим. Допустим, недавно мы выяснили, что я склонна читать с листа, а не запоминать, я подумала и заявила, что я вообще по жизни ничего не запоминаю, я до всего каждый раз додумываюсь заново. Но потом, вместо того, чтобы сказать «ну, я такая» или «и что теперь с этим делать, Анна Эдуардовна?», я поставила себе Анки, настрогала из партитуры огрызки музыкальных фраз и стала тренировать не только игру, но и память. Уровень качества занятий и игры взлетел на порядок.

Достаточно? Я вынослива, беспощадно честна с собой, проактивна, целеустремлена, и я не сдаюсь. Хотя в отличие от терапии, в скрипичной практике у меня никогда не будет результатов, меняющих качество жизни. А клиентам есть за что биться и во что вкладываться.

Продолжаю дразнить педагога

Я как-то рассказывала педагогу про генеалогию, про феерические случаи повторных браков спустя неделю после смерти первой жены. Поэтому сейчас периодически заявляю - после того, как сыграны терции на двойных нотах, которые плохо получаются:

- Не любите вы меня. Вот умру я от головной боли со скрипкой в руках, а вы через неделю возьмёте себе нового ученика.

Пока преподаватель возмущённо фыркает, можно передохнуть.


Яндекс.Метрика