Статья. Ведь он скрипач, следовательно, негодяй (третий год обучения)


Содержание

Ведь он скрипач, следовательно, негодяй

Эпиграф к этому дневнику

"Скрипачи – которые в первые века были бродягами, а не высокооплачиваемыми маэстро во фраках, воспринимались как фигуры подозрительные и опасные. Например, в 1711 году Джонатан Свифт, объясняя, почему он счел одного человека действительно виновным в изнасиловании, сказал: «ведь он скрипач и, следовательно, негодяй»."

Итоги второго года обучения

Долго не писала отчетов об обучении, так что все уже и подзабылось, хотя преподавателя об успехах спрашивала.

К концу второго года готовили Арию и Сонатину, но так как концерт не состоялся, то записи пока нет. Терпимо было выучено.

За год не освоили аккорды и вибрацию – аккорды точечно были, вибрации не было. Вероятно, педагог ждет, когда еще больше освободятся руки.

В процессе сейчас изучение Канона Пахельбеля и Славянской колыбельной Неруды.

Канон у нас давно в шорт-листе валялся, наконец стал посилен и даже не особо сложен.

Славянскую колыбельную я наковыряла в книжке про юную скрипачку, которая испортила мне судьбу своим существованием. Послушала в сети, мне понравилось, и решила, что можно выучить. Тоже не очень сложно, хотя чуть сложнее Канона.

С импровизацией, конечно, мы еще не сыграем.

А в исходном виде – почему бы и не да.

Оба произведения уже разобраны и наполовину выучены наизусть. Канон под аккомпанемент вполне играется и за 1 и за 2 скрипку (они одинаковые почти, вторая проще). Славянскую колыбельную под аккомпанемент не играла, потому что нет его у меня, аккомпанемента. Может быть мастер запишет.

Дальше скорей всего будет вальс Шостаковича, если больше ничего не придумаем.

Из нового – от гаммы си бемоль-мажор перешли к до мажору. Поменяли и расширили Шрадика (№№ 2, 3 и 6), к терциям добавили сексты. Собственно, и все.

Межпоколенческое недопонимание

Я вот детям вопрос задала. Про наше с вами недопонимание. Я иногда вежливо соглашаюсь с Анечкой, мол, конечно, Анна Эдуардовна, как скажете, Анна Эдуардовна. Вежливо, тактично, с соблюдением субординации. А Анна Эдуардовна говорит, что я ехидничаю. Разве ж я ехидничаю? Кротка как голубка.

А дети в один голос, не сговариваясь: конечно, ехидничаешь, и сама это знаешь, ты себя слышала

Я все же думаю, Анна Эдуардовна, что это у нас межпоколенческое недопонимание. Вы все трое слишком юны, чтобы распознать в моих словах голубиную кротость и почтение к старшим по статусу.

О технике

- Как-то очень уж долго от пятницы до четверга время идёт. Я уже соскучилась.

- А потом стоит лишь сыграть технику… 😂😂😂

- Это все потому, что вы очень мало задаёте. Вот играли бы мы техники раза в три больше, я бы не ныла и не сопротивлялась.

- Аааа, вот оно что! Я вас услышала!))))

День сурка

Я тут его пересмотрела сегодня. помните, как он замечательно научился на пианино играть всего лишь за день? аж завидно. наверное, я что-то не так делаю, у меня-то 365*2 суток прошло...

Конструкты, из переписки с мастером

Ну, это про психологию, не про скрипку. Вы тогда возмущались, мол, я веду себя так, как будто все закончится, если я научусь хорошо играть. А я же все время потихоньку рою, где корни сопротивления и прокрастинации. А тут меня вжух и на слезы пробило на занятии. И всплывает изнутри: "А вдруг я научусь играть хорошо, а вы меня так и не полюбите?" Ну, понятно, что это не к вам вопрос, а чистая проекция из отношений с моей матерью. Я потом как раз вас спрашивала про любовь, чтобы сравнить, как такие проекции искажают восприятие другого человека.

Вообще, мое отношение к себе на занятиях - это прям маменька в химически чистом виде. Это ее стиль: всегда "делаешь не то, не так, ты сейчас не делом занята, ничего не получится, иди лучше помой посуду. И тогда я тебя буду любить и ты будешь для меня хорошей". Ну, это так и не сбылось.

Смотрите, какую прелесть я нашла

Если немного усохнуть, практически мой портрет.

 Ведь он скрипач, следовательно, негодяй

А как чудесно она поднимает кисть правой руки. Практически ролевая модель для бездарных учеников.

Учить или уговаривать?

То есть, вы хотите сказать, что если просто опускать пальцы левой руки на предназначенное им место, то этого достаточно, чтобы интонация была чистой? А для этого сначала смотреть, куда опускаются пальцы, а потом запомнить паттерны движений при чистой интонации?

А чтобы выдерживать ритм, надо скоординировать скорость и амплитуду движения смычка правой рукой с метрономом?

Вообще, иногда складывается ощущение, что вы меня не столько учите чисто играть, сколько уговариваете чисто играть.

Кошмар какой. Похоже, что этого достаточно для уровня "голодный деревенский скрипач на ярмарке.

Про смычок рассказали на втором занятии, про пальцы левой руки - на третьем, а потом два года у нас бесконечно это повторяется. Я же не очень тупая, чтобы это все не понять. Это сопротивление, а не тупость. А с вашей стороны - уговоры перестать сопротивляться неизбежному.

О бабочках

Безусловно, в труде, преодолении препятствий и превозмогании есть смысл, и даже экзистенциальный, не побоюсь этого слова. Но к музыке же это не относится! В музыке надо так: взял в руки скрипку - и бабочки запорхали. А пока они, суки, не порхают, значит, ты неудачник и самооценка твоя на дне и музыка - это мучение.

Удовольствие от скрипки

Только это у нас не получится.

Потому что я удовольствие умею получать только от тактильных ощущений. Это прям мое. Теплая вода, мягкая постель с хорошим сатиновым бельем, мех и штапель по голому телу, обнимашки и поцелуи, ну и все такое. А от освоения навыка или сделанного дела у меня удовольствия не бывает, бывает удовлетворение.

А удовлетворение со скрипкой у меня было, если мне не изменяет память, единственный раз за два года: когда получился ныряющий штрих.

Нет, наверное, ныряющий штрих – это все же про удовольствие от ощущений, а не удовлетворение. Была еще одна такая нота, в Чалыкушу, кажется, когда мы со струны ля ныряли за соль и возвращались обратно. Я вам даже писала про нее, что мне нравится, как у меня это место получается, очень легко. Я его помню через ощущения правой руки.

Шестой Шрадик мне нравится больше, чем остальные, скорей всего потому же: мы на нем учили плавный переход со струны на струну и в какой-то момент я почти поймала это ощущение легкости. Хотя на нем удовольствия не бывает, но нет и тягостного ощущения, что не получается каждая нота.

Два получившихся и авторизованных в плюс паттерна движений за два года – как-то негусто 😊

А удовлетворение – это совершенно другое. Это когда есть очень большой хаос, я присматриваюсь к нему, думаю, а потом выстраиваю из него какую-то гармоничную систему. Что-то вроде генеральной уборки в захламленном помещении. Я в таком склонна застревать, пока результат меня не удовлетворит, а вот растянуть процесс на много дней и итераций очень некомфортно. И я в таком застревании очень эффективна обычно.

В обучении музыке хаоса – сколько угодно. Сейчас как-то уже просматривается, что в целом надо делать, чтобы получить результат, а в начале обучения это был безбрежный хаос, где все было непонятно и не получалось даже собрать задачи в отдельные кучки. Да, вы все это объясняли, но объяснений недостаточно, пока ты тонешь в куче непонятного, и ориентиры поначалу тоже очень непонятные, чтобы от них выстраивать картину в целом.

Проблема в том, что навык на скрипке ставится очень медленно и состоит из многих маленьких паттернов движений. Это вообще не похоже на то, как я обычно застреваю в процессе. Я даже пыталась одно время отрабатывать то или иное. Но от вас положительной связи никогда на такое не было, наоборот, обычно количество критических замечаний увеличивалось, поэтому у меня так в систему это все и не выстраивалось ни разу. Не появлялось ощущение, что я поймала правильную волну.

Я пока смирилась с тем, что не могу найти способ эффективно учиться. А удовольствия нет, потому что легкости нет в ощущениях. Поэтому я работаю, но все это мучительно.

И быть не может

Удовольствия от игры на скрипке не бывает и быть не может.

- Ну просто конечно, если вы убеждаете себя, что удовольствия нет и быть не может, то значит вы даже не пытаетесь его отыскать и поменять отношение к этому

- Это несправедливый упрек, Анна Эдуардовна. Я не только не делаю так, но, наоборот, прилежно поступаю иначе. У меня даже есть для этого специальный термин: "дисциплинированно радоваться". Я дисциплинированно радуюсь многим вещам в своей жизни, потому что это полезно для психического здоровья.

Про эмоции из переписки

Мы с вами говорим про разные эмоции. Я понимаю, что вы хотите, чтобы я нашла в музыке спонтанную детскую радость от игры, звуков и так далее. Вы эту эмоцию умеете испытывать, более того, она для вас вообще задаёт жизненный стиль. Я вам попыталась донести, что у меня этой эмоции нет вообще. Вместо нее есть другие, в том числе суррогатная "дисциплинированная радость" с отметкой настроения чуть выше ноля. Но я уже знаю, что исправить положение с музыкой она не может, я проверяла. Где-то тут я начинаю сильно злиться и грустить, потому что я не могу вам дать желаемого, да ещё и получаю упрёки, что якобы наоборот убеждаю себя в обратном. У меня есть два обходных пути, чтобы чувствовать что-то взамен хорошей чистой радости - удовольствие от тактильных ощущений и удовлетворение от хорошей работы. Но со скрипкой ни того, ни другого нет.

О Шерлоке Холмсе

Я начинаю понимать, почему Шерлок Холмс играл на скрипке. Когда целый день разгребаешь бардак в человеческих отношениях, то скрипка и гармония в музыке выглядят очень привлекательно.

Риторически о страдании

- Анна Эдуардовна. То есть, вы хотите сказать, что пока я третий год как пошел страдаю каждый день от неспособности научиться играть, для вас все это время процесс вполне штатный и результаты от него ожидаемые и удовлетворительные? А зачем я тогда страдаю?

- Именно так))) А это уже к вам вопрос 😂😂😂 думаю, самое время перестать))

- Анна Эдуардовна, а вы не боитесь пагубных последствий? Перестану страдать, авторизую свои результаты, самомнение взлетит до небес, стану высокомерной и неприятной в общении?

- 😂😂😂 давайте вы просто перестаньте страдать, авторизируете результаты и мы положим идти дальше)))

- Ладно-ладно. Тогда вместо высокомерия начну присматривать себе рабочее место у метро. Или на кладбище, а? Сопровождать усопших. Им уже все равно, даже если играть фальшиво, а подавать хорошо будут.

Когда перестает быть интересно

Я и арию с сонатиной не разлюбила еще. Они мне нравятся вполне. Резко становится скучно, когда музыка начинает получаться, а они еще не получаются хорошо. Вот техника начинает немного утомлять однообразностью, поэтому упражнения под новое произведение - хорошая идея.

Неруда

В 40-х это произведение играли в Гнесинке. Я думаю, нам оно тоже подойдёт, мы все же попроще :)

Импровизация

Импровизация - это пока (или совсем) нереалистичная задача.

О сочувствии

Старшая: ты так на Анечку ругалась,что мне ее жалко стало.

Я: Ага, значит, Анечку ты жалеешь, а меня, которую Анечка замучала, нет?

Вот непонятно

Мастер одновременно говорит, что он - хороший преподаватель, который верно учит играть на скрипке и много требует (я с этим согласна). И при этом он же считает хорошими результатами мои неудовлетворительные результаты. Логика где?

Купоны на желания

Анна Эдуардовна, настойчиво предлагала мне ввести игровой компонент в нашу работу. Соревнования там, баллы, все такое. Я УСЛЫШАЛА. В посылке придет вам игровой компонент. А у меня как раз будет месяц подумать, во что я вляпалась и не сбежать ли с занятий вообще?

Купоны на исполнение желаний, связанные с музыкой:

  1. Вспомнить и сыграть любое произведение из разученных
  2. Сыграть хроматическое упражнение
  3. Сыграть трели
  4. Выучить новую гамму и арпеджио к ней
  5. Выучить наизусть новый номер из Шрадика
  6. Выучить скрипичную аппликатуру по всему грифу
  7. Разобрать и сыграть любую тему из второй части Шальмана
  8. Сыграть разучиваемое произведение под метроном
  9. Сыграть разучиваемое произведение под аккомпанемент
  10. Сыграть чисто какое-нибудь произведение без тюнера
  11. Сольфеджировать разучиваемое произведение
  12. Разобраться в какой-нибудь теме по музыкальной теории
  13. Разобраться в какой-нибудь теме по гармонии
  14. Разобраться в какой-нибудь теме по композиции
  15. Разобраться в какой-нибудь теме по музыкальной литературе
  16. Сделать упражнения по сольфеджио по какому-нибудь сборнику
  17. Разобрать любое произведение с точки зрения музыкальной формы
  18. Найти ответ на любой твой вопрос по музыке
  19. Разобрать и сыграть любую тему из второй части Турчаниновой
  20. Выучить и показать все основные штрихи
  21. Выучить и сыграть терции на всех струнах
  22. Выучить и сыграть сексты на всех струнах
  23. Подобрать на слух мелодию
  24. Освоить какие-нибудь ритмические упражнения
  25. Выучить вибрацию и сыграть произведение с ней
  26. Разобрать самостоятельно и сыграть этюд по твоему выбору
  27. Разобрать самостоятельно и сыграть пьесу по твоему выбору
  28. Разобрать самостоятельно и сыграть крупную форму по твоему выбору
  29. Сыграть с листа сложное произведение по твоему выбору
  30. Выучить произведение по твоему выбору и сыграть его дуэтом
  31. Выучить и сыграть любое произведение на фортепиано
  32. Придумать вариации к мелодии
  33. Написать музыкальный диктант
  34. Научиться импровизации
  35. Спеть песню со словами под аккомпанемент

Об ехидности

"Анна Эдуардовна" появилась тогда, когда мастер мне мимоходом сказал, что собрался уехать учиться в Швейцарию, а я подумала, что на этом мы работу и закончим по факту отсутствия мастера. Тогда всего-то полгода от начала работы прошло. У меня было стооолько эмоций по этому поводу, что я дистанцировалась таким образом, чтобы не наговорить все, что я думаю про то, что мастер меня бросает. Потому что со всякими "Анечками", "Анютами" и прочими мимими я могла бы только расплакаться тогда от обиды 😊 Ну, собственно, формулировочка "Конечно, Анна Эдуардовна" до сих пор прикрывает настоящие эмоции, когда я не хочу булькать ими в сторону мастера.

О самореализации педагога и ученика

- А что вам важнее: чтобы я смогла научиться играть или чтобы вы меня смогли научить играть? Только не отвечайте, что одинаково, ладно?

Это очень разные вещи. Моя потребность научиться играть и ваша потребность в профессиональной самореализации сходятся на объекте в моем лице со скрипкой, но не тождественны. Можно чувствовать себя хорошим педагогом, даже если ученик не научился играть, если вы вложились в него так, как считаете правильным. Но нельзя чувствовать себя хорошим учеником, если ты не научился играть.

Вся проблема в том, что научиться играть - это не единственная и не главная цель. Вторая цель: выяснить, как вы переживете разочарование, когда я не научусь играть!

Ну вот, смотрите. Есть вы. Есть ученик. Вы заряжены получить результат, см выше, "не отстану от вас". А ученик бац – и не научился. Вы же будете испытывать негативные эмоции? Да? Я бы еще спросила о разочаровании о неталантливом ученике, но это такой мутный вопрос, талант не взвесишь, а умение играть – вполне себе можно оценить. Хотя драма скорее в неталантливости.

О разочаровании, из переписки

Ладно, если серьезно, то я, кажется, додумалась. Разочароваться вы во мне можете, только если объективируете меня. Когда вообще не важно, что бы человек ни делал, важно то, что он не совпадает с желаемым образом в голове у объективирующего партнера.

Комплимент

Мой старший ребенок сделал мне комплимент.

Сказал, что я стала хорошо играть на скрипке.

Потому что, по ее словам, слушать это уже не так больно, как раньше, и в наушниках громкость не хочется выкрутить на максимум, чтобы скрипку мою заглушить.

Ромашка

Разговариваем сегодня с ребенком. Ну, у нас очередная каторга по лепке пельменей, вот и трындим. Я её прошу: а похвали меня, что тебе во мне нравится. И вот дитё перечисляет: целеустремленность, сила, контроль, уверенность в себе, умение решать проблемы и бла-бла-бла. Я в ответ: это очень мило, хотя я надеялась, что в список попадут ещё мягкость, нежность, все такое? Ребенок: мама, где ты видела нежные танки? Я: ну хоть ромашку в ствол? Ребенок: ну, какая ромашка, разве что под гусеницами. Так и живём.

Авторизация результатов, для мастера

Я сегодня, когда мы играли с листа Канон, вдруг поняла, что я действительно играю. Я успеваю понять, что надо делать, как растопыривать пальцы, когда переходить на соседнюю струну, когда можно не убирать пальцы со струны, потому что скоро снова ими играть, что надо успевать поворачивать локоть и готовиться переходить в другую позицию. И все такое. Конечно, там была прорва ошибок, впрочем, некоторые просто от усталости, а не от тупости. Но я успевала анализировать музыкальный текст на лету и понимала, что надо сделать, чтобы его сыграть, а раньше такого не было. И вот это уже очень похоже на мои представления об "уметь играть". Не стоять столбиком как суслик перед партитурой, ожидая, пока тебе разжуют, а понимать ее и даже переносить в пальцы.

Я вам уже говорила, что вы – чудесный, замечательный педагог, и как я вами восхищаюсь? Все то время, когда не обесцениваю свою игру 😊 Вы все делаете правильно на занятиях и у нас, представляете, есть результаты и достаточно значимые. И во всем этом - том, что мы с вами делаем - появляется смысл, связанный именно с музыкой, а не с преодолением и превозмоганием.

И я просто обожаю и играть вместе с вами дуэтом (ну, пытаться, конечно, мы же все понимаем), и играть с листа на занятиях. Это очень ценный опыт. Даже при осознании, сколько там грязи в игре, мне это почему-то доставляет огромное удовольствие. Я весь год вспоминала Баха и мне хотелось что-нибудь еще вот так поиграть. Хотя, конечно, Баха год назад я успевала играть под ваши указания, но не успевала почти ничего осознавать, сегодня с осознанием текста было намного лучше (ну и Канон попроще все-таки). А не узнавала я в своей игре Канон потому то я его запомнила в исполнении квартета на слух, а там скрипка иногда подзатухает под басами, а не потому что он из пальцев высыпался мимо музыки у нас.

Знаете, что я хочу сказать?

Оказывается, если отсчитывать про себя ритм, то играть намного проще. И результат лучше. Правда, при этом приходится намного медленнее играть.

Милота то какая

Смотрите, какую чудную цитату я нашла

"Скрипачи – которые в первые века были бродягами, а не высокооплачиваемыми маэстро во фраках, воспринимались как фигуры подозрительные и опасные. Например, в 1711 году Джонатан Свифт, объясняя, почему он счел одного человека действительно виновным в изнасиловании, сказал: «ведь он скрипач и, следовательно, негодяй»."

Чудесная кинематографическая байка

Небольшая история со съёмок фильма "Любить" (1968)⁠⁠

Действующие лица этой истории:

Девушка в белом берете в кафе – Татьяна Журавлёва, подруга Инессы Туманян, одного из создателей фильма.

Супруг Татьяны – историк, публицист, журналист Николай Журавлёв вспоминает, как снимали этот эпизод

Однажды в очередной раз «припёрло»… Хмурое утро, но не потому, что осень и пасмурно. Мы с Татьяной сидим и опять решаем головоломную задачу, как прожить два дня на рупь пятьдесят. Как мы не тасуем плавленые сырки, полубатоны, самый дешёвый маргарин и котлеты и выбираем между «Дымком» и «Шипкой», ничего не выходит. Остаётся один выход — очередной набег на родительские холодильники.

Пока решаем, на кого «наехать», раздаётся звонок:

— Давай Татьяну, срочно! — раздаётся безо всякого «доброго утра» и «здрасьте» решительный голос Инны Туманян со студии Горького. Я покорно передаю трубку, они о чём-то коротко договариваются, и Татьяна начинает быстро собираться: «Инна просила срочно приехать в одно место, о чём-то поговорить надо».

Я понимаю, что у них что-то вроде дружбы, но что за пожар? Оставшись один, поддерживаю себя чаем, пытаюсь что-то писать, но очень хочется есть и очень любопытно, чего Татьяна делает.

Ближе к вечеру — звонок в дверь, я открываю.

Прислонясь к дверному косяку, стоит Татьяна. Вид у неё измученный, взгляд трагический, но в руках большая авоська, набитая продуктами.

— Инка сволочь! — еле шевеля губами, произносит Татьяна, — И ты тоже. Авоську возьми. Тяжёлая.

Я перехватываю авоську, в ней килограмм десять, не меньше, и волоку её на кухню. Татьяна сдирает с себя всю амуницию и исчезает в душе. Я начинаю думать чёрти что, тем более что от неё крепко попахивало коньяком. Мысленно уже репетирую, что скажу Инне при встрече, но одновременно разбираюсь в принесенной снеди и готовлю роскошный ужин.

И вот, когда мы уселись за стол, Татьяна рассказала сногсшибательную историю

Приезжает она в назначенное время в назначенное место. Места этого сейчас нет, там стоит что-то торгово-немецкое. А тогда это было любимое всеми открытое кафе на углу Петровки и Кузнецкого моста. Села она за столик, ближе к краю, как было сказано, и ждёт. Пять минут, десять, полчаса, час, — до какого градуса может дойти моя половина в своём раздражении, я знаю лучше многих. И в тот момент, когда она собралась плюнуть на всё и уйти, из припаркованной рядом «волги» выскочили сияющая Инна Туманян и ещё двое. Счастливы они были сверх всякого разумного предела, учитывая, что Татьяна просидела голодная на холоде почти полтора часа. Один из сопровождавших Инну тут же кидается к буфетчику и приносит коньяк, закуску, дорогие сигареты. А Инна за это время объясняет ситуацию.

Она снимает хроникальную часть совместного с Михаилом Каликом фильма о любви. Вот ей и пришла в голову фантазия: зная Татьянин типаж и характер, вызвать её, засадить за столик и заставить ждать до последнего предела. И всё внаглую снять скрытой камерой. А тут, словно нарочно, за соседний столик подсели два богатеньких молодых человека с богатенькой и холёной девицей и весьма обильно ели-пили. Это был ещё тот фон для Татьяны с голодными и злыми глазами, в дурацком берете и явной бедностью во всём её облике.

Откормив и отпоив Татьяну, они уже в открытую сняли кадр, как она сидит по-прежнему одна, но уже с рюмкой коньяка и сигаретой. И тут же ей заплатили «бешеные» деньги: то ли 15, то ли 20 рублей. Вот и вся авоська.

Через несколько дней — опять звонок Инны, и говорит она уже мне, что показала материал Калику. Тот схватился за голову и кричит: Всё! Я нашёл ключ к картине!

А сидевший рядом Микаэл Таривердиев сначала поинтересовался, как побыстрей познакомиться с такой девушкой. Зная мой ревнючий характер, Инна популярно объяснила, что лучше не надо. Но, судя по песне, завершавшей фильм, импульс к вдохновению был довольно сильным.

Потом всё стихло, пропало. Фильм мурыжили по инстанциям, резали, запрещали. За это время мы с Татьяной благополучно развелись. И я уже почти забыл об этом сытном вечере.

И тут мне подваливает заказ от одного журнала сделать интервью с Таривердиевым. Дело это техническое: созваниваюсь, договариваюсь, приезжаю, задаю вопросы, записываю ответы. И тут, в самом конце беседы, звонок. Из реплик соображаю, что на студии Горького назначен срочный просмотр фильма Калика.

И тогда я скороговоркой вываливаю эту историю Микаэлу Леоновичу. Тот приходит в неописуемый восторг и соглашается взять меня с собой. Но спрашивает: а можно найти Татьяну? Я звоню ей, по счастью застаю дома, и через несколько часов мы уже сидим в просмотровом зале, забитом под завязку.

Начинается фильм. Теперь он всем, конечно, известен, но тогда он крутился в первый раз, и судьба его была не ясна. А содержание и вовсе неизвестно. Итак, — четыре новеллы о любви по рассказам Заки Кузнецова, Казакова, Друце… Всё это прослоено кинохроникой, снятой Инной по всей стране (из гигантских «остатков» она потом сделала свой документальный фильм). И везде разные люди — от профессоров до центровых шлюх — отвечают на один и тот же закадровый вопрос: А что такое любовь?

Новеллы разные, но снятые рукой одного мастера, едины в своём стиле и развитии.

В хроникальных антрактах «vox populi» несёт несусветную чушь. И только один священник, чернобородый красавец, сидящий на фоне церковных ворот так, что получается что-то вроде нимба, говорит коротко, ясно, глубоко и удивительно тепло… «Мень! Александр Мень!», — проносится шёпот по залу. Так вот как он выглядит! Господи, до чего красив…

Всё это замечательно, но фильм уже идёт к концу, а Татьяны всё не видно. Смотрю вбок и вижу, что бывшая супруга тоже чуть приуныла. Наконец, завершается блистательная деревенская новелла, за ней стремительно, словно нацеленные на что-то, повторяются ударные реплики из уже показанных сюжетов хроники. И вдруг — удар, как от внезапной остановки. Суета в кадре прекращается, начинается бешенный, чисто таривердиевский ритм, — это уже удар акустический, а для меня ещё и зрительный. В кадре сидит Татьяна и под слова Евтушенко («Мне любить тебя поздно…») и музыку Таривердиева, наливается злостью. Позади видна богатенькая троица. Потом Татьяна спокойная, сидит пьёт коньяк и курит «Мальборо». Музыка затихает на повторяющемся слове «поезд… поезд…поезд…» И стоп-кадр: лицо Татьяны во весь экран, с такими больными, тоскливыми глазами, что мне уже не до фильма, не до чего. И весь полупремьерный шум я воспринимаю, как в тумане..

Фильм, как водится, положили на полку. И я о нём и думать перестал, как через пару лет сижу рядом с водителем «волги», стремительно влетающей в Ялту. И первое, что я вижу при въезде в город, это огромную афишу, целиком занятую лицом Татьяны и одним словом «Любить».

— Стоп! — кричу я водителю, подбегаю к афише и безо всяких бумажек запоминаю название клуба и часы сеансов. Картину пустили так называемым «вторым экраном»… Следующий раз я увидел её уже после перестройки, то есть, лет через двадцать.

© Николай Васильевич Журавлёв — историк, публицист, издатель.

Я ребенка спросила, мол, правда, она любит маму с ее скрипкой?

Притча о доверии (свидетельство скрипичного мастера из Германии Martin Schleske)

Ребенок меня сегодня обфыркал насчёт скрипки.

Говорит, ты играешь механистически, однообразно и без акцентов. Мол, и не скучно тебе так играть?

Ну, я сказала, что ей с гитарой проще с интонацией, если палец попал на нужное место между порожков, уже ОК и можно решать другие задачи. А мне приходится одновременно решать массу задач, в том числе с чистой интонацией в формате миллиметр вправо-влево для каждого пальца. Так что акценты и прочее самовыражовывание будут позже.

Канон под аккомпанемент

Сыграла я под аккомпанемент и первую и вторую скрипку в каноне. Правда, пока читерски, с подсказками, в каком месте партитуры мы находимся, а не на слух. не все сразу.

Дети чуть не сожрали за музыку в динамиках.

Тайм-менеджмент

В попытках привести занятия к какой-то регулярности и предсказуемости составила себе разблюдовку на месяц, чем и когда мы занимаемся и с каким успехом.

Из плюсов: домашних занятий стало больше и они продуктивнее.

Из минусов: конечно, я и близко не успеваю переделать все запланированное. Справедливости ради, если всерьез сделать за день все, что надо, занятие растянется часов на 8. А мне и 2 часа на музыку каждый день сложно найти.

О легкости

Мастер спрашивал на занятии, как я понимаю, когда мне нравится моя игра. Похоже, ему нравится, когда я играю чисто, а мне нравится, когда я играю легко. Чистая интонация - это цель, безусловно, но не то, что приносит удовлетворение, как лёгкость.

"Анна Эдуардовна, знаете, что я обнаружила?"

Если сильно-сильно замедлить темп игры, то, во-первых, успеваешь следить за тем, что играешь, и успеваешь готовиться к каждому следующему такту. Во-вторых, получается чище по интонации. В-третьих, проще выдерживать нужные длительности. И, наконец, можно заметно расслабиться при игре, сбросить напряжение с тела.

Начали Баха. Siciliana from Sonata No. 2 in E♭ Major for Flute and Harpischord BWV 1031

Вообще, несколько недель назад мы уже разбирали Баха с листа за два занятия. "Аллегро" из Хрестоматии за 5-6 класс. Правда, я потом послушала запись и сказала, что мне произведение на слух не понравилось.

А давеча пересматривала "Когда я стану великаном" и нагуглила завершающую фильм тему.

Потом нагуглила ноты и поняла, что они вполне играбельны. Поэтому мы на занятии бодренько разобрали половину и теперь я пытаюсь их допилить дома самостоятельно. И в общем-то даже что-то получается, если не торопиться одним хапком все заглотить, а постепенно прорабатывывать.

Авторизация, 2,5 года игры

Я вот, когда пришла в профессию, в психологию, мне в целом свезло на хороших наставников. Вводные были вполне ОК. Но если сравнить мой прогресс от первой попытки консультирования за 2,5 года, и сравнить аналогичный прогресс со скрипкой, то на скрипке результаты намного лучше.

Это при том, что нам с мастером в работе мешают установки, которые психологией берутся трудно, и которые ни мои психологи, ни супервизор не поняли, как разбирать. А мы с ним их преодолеваем, судя по прогрессу в игре.

О критериях качества

У нас с мастером просто разные критерии качества наверное? Каждый новый такт должен идеально получаться со второй попытки. Первая попытка - попробовать, вторая - сыграть без огрехов, третья - сыграть с закрытыми глазами после перерыва без потери качества. У нее же самой так получается? А у меня нет. Даже Турчанинова.

О фрустрации

От меня что требуется? Я играю пару тактов 3 раза, потом 30 раз, потом 30 минут, потом 30 дней, и все так же далека от чистой интонации, как в первый раз. Я же не отказываюсь играть? Нет. Я же не говорю, что мастер меня плохо учит? Нет, я так не считаю. Просто продолжаю переживать фрустрацию с каждой попыткой взять в руки скрипку. Однажды ресурс на это кончится, тогда перестану пытаться, признав поражение.

Конечно, я сейчас лучше понимаю, как надо растопырить пальцы, чтобы в ноты попасть. Но от этого результат незначительно более прогнозируем. Я же вижу, как у меня тюнер редко зеленеет.

О гениальности

Мы говорим о том, что я не гениальна и фрустрирую по этому поводу (если считать за гениальность то, что не могут другие, когда талант - наивысшая степень развития способностей). Но пока я фрустрирую, я продолжаю к мастеру приходить, он меня учит, у него есть результаты, как у педагога, он должен быть этим доволен. Разве нет?

Я со своей стороны прекрасно знаю, что скрипка мне не ответит взаимностью ни в обмен на упорный труд, ни на способности, ни на талант, ни на гениальность. Взаимность - это не то, что можно купить на свои прекрасные качества, а чудо, которое случается, когда партнёр тянется к тебе навстречу в ответ на твой порыв. Никакими усилиями нельзя побудить этот импульс в партнёре и стать ему ценным и значимым, я это проверяла.

Но ведь нашему процессу это не мешает, моя фрустрация. И я постараюсь позаботиться о мастере, когда буду уходить, чтобы он остался с ощущением, что он все правильно сделал и научил меня играть на скрипке.

В переводе на человеческий: я ничего не жду от попыток добиться гениальной игры на скрипке. Ни от себя, ни от мастера, ни от окружающих. Любви мне за это не надо, признания тоже, результаты мне нести некуда. Это самодостаточное самопереживание.

Бах тяжело идет

Я, наверное, ещё подрасстроилась, что мастеру не видно сегодня было снаружи прогресса от работы над Бахом. Судя по отсутствию положительной реакции и присутствию замечаний. Подобное сбивает с толку: если прям очень вкладываться в домашнюю работу, а результата нет, то непонятно, что менять и какой вообще в этом смысл. Особенно, если тебе самому кажется, что вроде бы получаться начало.

Цивилизованная конфронтация

Есть у меня в работе чудесная схема пяти шагов цивилизованной конфронтации по Сидоренко. Часто ее клиентам даю. А в конце добавляю байку: у меня эта схема сработала во всех случаях, за одним исключением: нет такого способа, чтобы убедить Анну Эдуардовну назначать точно время встречи до наступления дня занятий. Она всегда пишет или ночью, когда я уже сплю, или даже в день занятий. И никакие мои объяснения, что мне крайне неудобно планировать свои дела, подстраиваясь под такой график, не работают.

Смирилась, но все равно неудобно и неприятно.

Внезапно

Сицилиана Баха – это пьеса для переводного экзамена из 6 в 7 класс музыкальной школы.

Я не нарочно такое искала, показалось, что она проходима, и мастер считает, что я это "вполне смогу сыграть", хотя в ходе разбора мне тяжеловато приходится. Но после того, как я погуглила вчера уровень произведения, я решила, что как-нибудь потерплю, сложности хотя бы обоснованы.

Может быть я действительно что-то могу. И смогу.

Педагог vs репетитор

Поругались с мастером в очередной раз. Я предъявила за безалаберность в плане временных рамок процесса, в ходе разборки случайно выяснилось, что у меня в процессе со мной не репетитор, а педагог.

Ой.

Я сутки пыталась в голове собрать, что теперь делать-то, если комплементарной идентичности ученика у меня нет и даже в роли ученика я действую не особо успешно.

Ну, придумала, конечно. Но было грустно.

Предстоящий концерт

Наверное, я на него не пойду. Мастеру не говорила пока, обрадую новостью за пару дней до концерта, чтобы меньше времени осталось на разборки. Делать мне там нечего.

Про критерии качества

Я все же думаю, что мои критерии "трех попыток на такт" – отличные критерии, к которым следует стремиться. По произведениям ориентироваться сложно, заиграл ты или нет. А тут сразу понятно: не заиграл.

Из прикольных изменений

Решила, что рассортирую обратную связь от преподавателя. Все, за что она меня ругает, ну, говорит, что я ошиблась – это то, что стоит принять. А то, за что она меня хвалит, вместе с похвалой, считать как момент, когда она хвалит себя за то, что меня чему-то научила.

Ну, клиентам своим я бы, конечно, такого не посоветовала. Но где я, а где мои клиенты?

Carmen fantasie For Violin and Piano Based on Themes from the Opera of George Bizet

Приходит ко мне как-то мастер и спрашивает, не хочу ли я понабирать ноты? Чего ж не хотеть, хочу. Потом мне мастер присылает исходник нот. Рукописный исходник! А потом мы его месяца два набираем-исправляем-проверяем и так по кругу.

Периодически я над ним плакала.

Было – Стало.

 Carmen fantasie For Violin and Piano 1
 Carmen fantasie For Violin and Piano 2

Дюжина скрипок

Как-то развлекались пересчетом скрипок и предметов с изображением скрипки у меня дома. Не так уж и много, кстати;

  • скрипка 4/4 с двумя смычками и чехлом – основной и любимый инструмент
  • фигурный силуэт скрипочки, принесенный с концерта Сургановой – висит на ловце снов;
  • органайзер в деревянной обложке со скрипкой – там все о музыке;
  • бордовая брошка со скрипкой, носит кукла;
  • оловянная фигурка «смерть, играющая на скрипке во время чумы»;
  • фарфоровая фигурка ангела со скрипочкой;
  • елочная игрушка – фарфоровый ангелочек со скрипкой;
  • значок «ежик со скрипкой» - живет на сумке для телефона и документов, которую я постоянно ношу на улице;
  • декоративная скрипка со смычком – на ловце снов;
  • скрипочка 1/32 со смычком и чехлом – дарили дети на ДР по моей просьбе, тоже настоящая, можно играть;
  • белая крошечная брошка, подарена мастером, на большом футляре;
  • и скоро приедет с озона небольшая шкатулка со скрипкой.

Пока все и в избранном ничего нет.

Запись

Я очень даже неплохо уже играю на скрипке.

Ровно до того момента, пока не включаю себя на запись.

Слышно, что звук некрасивый. А вживую я, видимо, больше сосредоточена на том, что надо сыграть технически, чем на вслушивании в звук. Поэтому кажется, что получилось, а в записи слышно, что нет, не получилось.

Промежуточные итоги

У нас все получается, без всяких "но". Если говорить о процессе обучения, а не о виртуозности игры. Мастер ставит задачи, я их понимаю, я их решаю и вполне успешно прямо по ходу занятия. То, что я не всегда успеваю проконтролировать, типа положения смычка относительно грифа, я хотя бы успеваю замечать как неверное. Все это вполне авторизуется и усваивается.

Мастер, кстати, какие-то другие задачи стал ставить, которые раньше если и промелькивали, то ещё не отрабатывались.

А так - он или пожалел и не стал доебываться, или особо правок и не требовало в большей части нашего "списка 33". Ну, кроме тех мест, где он меня руками поправлял.

О процессе учебы

Сейчас у нас процесс выглядит штатно, таким, какой он и должен быть. С ответственностью за результаты с моей стороны и бла-бла-бла.

Я его эмоционально воспринимаю не так, как до мастер-класса, на самом мастер-классе и даже после. Сложно эмоцию поймать. Хорошо, но непривычно. Абсолютно не получается ныть как раньше: нытье воспринимается очень искусственно, а раньше вполне себе обслуживало какую-то потребность.

Что самое интересное, я в процессе все же не такая, какой мне привычно быть в другой деятельности. Более зажатая, контролирующая, больше сосредоточена на своем присутствии в процессе, чем на самом процессе. Сказала бы "с большим ожиданием неудачи" раньше, но сейчас это ушло. В общем, процесс правильный, а я в нём ещё неправильная.

Вот, поймала. С любыми другими навыками я вообще не заморачиваюсь, какой мне надо быть, чтобы навык освоить. А со скрипкой не так: я это искусство скрипичной игры не воспринимаю через конгломерат знаний, умений и навыков, которые можно приобрести. А через то, что надо быть каким-то особенным человеком, каким я быть не то, что не умею, но и не понимаю, как уметь.

Вот мастер таким человеком является.

Прикольно.

Очередное «что я поняла»

Вот если сначала поставить все пальцы на струну, а потом поднимать их по мере необходимости, то так играть, во-первых, проще, во-вторых, не так суетливо, в-третьих, чище.

Вы можете обсудить эту тему в комментариях.