Статья. Из переписки. Особенности прохождения сказок в сказкотерапии


Содержание

Баба-Яга. Фотопроект

Наложение сказок

Если вы уже пошли проживать сказку, то не надо новую сказку проживать, пока первую не прожили правильно, так, чтобы все сложилось. Пока вы внутри сказки, вы другую сказку прожить не сможете - первая будет влиять.

Вышивка в сказках

Умение вышивать в сказках - это способность отвечать за магическое благополучие семьи (муж отвечает за физическое).

С помощью пялец и иглы вышивается обережная вышивка.

Проработка проблем

По моему опыту работы с приключенцами по сказкам, просто "переделать" сюжет - никогда не работает. Есть какие-то конструкты, они определяют ваши выборы, под этими конструктами есть ваши неудовлетворенные потребности. То есть та причина, по которой вы снова и снова используете свой конструкт в жизни. Поэтому, чтобы реально проработать проблему, надо исследовать, какая потребность сидит под конструктом, удовлетворить эту потребность - отступив в сторону от сказки - потом возвращаться в сказку и смотреть, пойдет ли она по правильному руслу. А так-то отсмотреть по тексту сюжет - дело простое, но с проработкой проблем не имеет ничего общего.

Статус жены

Статус жены для сказочных героинь так важен, иначе она остается бесправной и бесполой рабочей пчелой в семейном улье. Или ты реализуешь себя в своей семье, или тебе не светит ничего. У нее больше нет возможностей самореализоваться, только через свой собственный брак.

Сказочная карта


Через сказочную карту можно настраиваться для первой встречи с Ягой, но в сказочных декорациях переход от вашей Яви к Нави должен выглядеть иначе.

Если смотреть на волшебную карту, то Явь там отчетливо пахнет степью. Исторически так сложилось и потом несколько человек подтвердили: нет там лесов нехоженых, там степь голая. Сказки про Василису степью не окликаются никак. Деревенька, недалеко от леса. В Финисте, например, до леса идти дольше и не деревня, а крупное село.

Порядок проработки сказок

Более ранние травмы оказывают влияние на будущие. Все видится через призму старых травм. Поэтому есть смысл начинать с самой ранней травмы и ее сказки: или Царевна-Лягушка или может быть Финист, но не последующие. А потом уже, если будет необходимость, то можно и другие сказки. Но после прохождения первой уже понятно обычно, как это делать самостоятельно.

Сказки отношений

Не всякая сказка может быть сказкой отношений. Гензель и Гретель точно не подойдут - это сказка инициации, а не сказка отношений. А нам нужна не просто сказка про женское самоопределение, а сказка про отношения пары мужчины и женщины. Потому что то, что с нами в детстве сделали родители, влияет в первую очередь на наши отношения с партнером. Для отверженности это вероятнее всего история про Царевну-Лягушку, для покинутости - Финист Ясный сокол.

Выбор героя

Сказки можно идти за любого героя. Так что можно попробовать начать сказку Царевна-Лягушка с проживания за Ивана-Царевича как отвергающего, влезть в его роль и прислушаться к себе. Просто иметь ввиду, что его результаты - гендерно окрашены, это результаты несепарированного от матери мужчины. И напрямую их прикладывать к себе-женщине нельзя, можно брать только травматическую составляющую: как не быть отвергающим, как увидеть в отвержении иное и не становиться беглецом.

Сказка как метод

Сказка не позволяет не разрешить конфликт. Если в процессе психокоррекции можно что-то умолчать или отказаться делать, то сказку с такой позицией не пройти. Надо не уйти от конфликта, а разрешить его. Если попытаться отыскать способ остаться в зависимости, но стать независимой, то со сказками такие хитрости не прокатывают.

Синяя Борода

У героини из Синей Бороды не было воли даже сбежать, потому что она была беременна. Шансов никаких: сама не уйдешь, на ребенка он имеет право, ребенка с насильником не оставишь.

Если застряли в сказке

Можно попробовать сделать так: запараллелить два образа:

- с одной стороны смотрите, как вы скачете вперед на конячке. Просто по дороге, без подвигов, мерно движетесь вперед;

- с другой стороны пробуете отсмотреть сказку с начала и до тех пор, пока она не застопорится, сюжет в сторону не уйдет. Прям крупными образами, не зарываясь в детали. Вот дом, вот мама, вот куколка, вот похороны, вот встреча с мачехой.

Вполне возможно, все гладенько пойдет и потом по инерции и дальше покатится, пока там конячка будет скакать в подмогу. Это все вполне можно уместить в 15 минут работы, без перфекционизма, просто рассказать себе сказку с начала, проживая ее близко к тексту.

Нужно поймать импульс движения и на него посадить сказочный процесс. Думаю, на этом можно процесс сдвинуть и покатить дальше почти без усилий.

Проработка травм по сказкам

По моему опыту работы с приключенцами по сказкам, просто "переделать" сюжет - никогда не работает. Есть какие-то конструкты, они определяют ваши выборы, под этими конструктами есть ваши неудовлетворенные потребности. То есть та причина, по которой вы снова и снова используете свой конструкт в жизни. Поэтому, чтобы реально проработать проблему, надо исследовать, какая потребность сидит под конструктом, удовлетворить эту потребность - отступив в сторону от сказки - потом возвращаться в сказку и смотреть, пойдет ли она по правильному руслу. А так-то отсмотреть по тексту сюжет - дело простое, но с проработкой проблем не имеет ничего общего.

Проблемы со сказочными родителями

Если со сказочным отцом проблемы, то надо найти в личной истории причину, почему с отцом в сказке такие отношения. И ее устранить (в мифе). И только тогда перепроживать эпизод.

Сказка и Юнг

Сказка в концепции Юнга выступает средством встречи ее читателя с самим собой. Сказочный сюжет рассматривается как отражение внутреннего мира читателя, в сказке описывается индивидуация как процесс своеобразного внутреннего путешествия. © И.В. Вачков


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.