Статья. Особенности прохождения сказок в сказкотерапии


Содержание

Баба-Яга. Фотопроект

Наложение сказок

Если вы уже пошли проживать сказку, то не надо новую сказку проживать, пока первую не прожили правильно, так, чтобы все сложилось. Пока вы внутри сказки, вы другую сказку прожить не сможете - первая будет влиять.

Вышивка в сказках

Умение вышивать в сказках - это способность отвечать за магическое благополучие семьи (муж отвечает за физическое).

С помощью пялец и иглы вышивается обережная вышивка.

Проработка проблем

По моему опыту работы с приключенцами по сказкам, просто "переделать" сюжет - никогда не работает. Есть какие-то конструкты, они определяют ваши выборы, под этими конструктами есть ваши неудовлетворенные потребности. То есть та причина, по которой вы снова и снова используете свой конструкт в жизни. Поэтому, чтобы реально проработать проблему, надо исследовать, какая потребность сидит под конструктом, удовлетворить эту потребность - отступив в сторону от сказки - потом возвращаться в сказку и смотреть, пойдет ли она по правильному руслу. А так-то отсмотреть по тексту сюжет - дело простое, но с проработкой проблем не имеет ничего общего.

Партнер оборотень

Представьте, что ваш мифологический партнер – оборотень, а не человек.

И ответьте на вопросы:

  1. Что случится, если это произойдет?
  2. Что случится, если это не произойдет?
  3. Что не случится, если это произойдет?
  4. Что не случится, если это не произойдет?

Статус жены

Статус жены для сказочных героинь так важен, иначе она остается бесправной и бесполой рабочей пчелой в семейном улье. Или ты реализуешь себя в своей семье, или тебе не светит ничего. У нее больше нет возможностей самореализоваться, только через свой собственный брак.

Экстериоризация и интериоризация

Любой образ можно выделить, поработать с ним и вернуть обратно - так получается цельная личность.

Можно и не вытаскивать отдельно образы, но с ними удобнее, чем с понятиями. "Позаботиться о внутреннем ребенке" - покупаем мороженку себе, но как бы себе маленькой. А можно представить этого ребенка образом маленькой девочки и взаимодействовать с образом. Проще и удобнее. А миф еще позволяет не только сознательно делать что-то, но и отслеживать, что само пришло: это знание о нас, которое мы знаем, но не осознаем.

Сказочная карта


Через сказочную карту можно настраиваться для первой встречи с Ягой, но в сказочных декорациях переход от вашей Яви к Нави должен выглядеть иначе.

Если смотреть на волшебную карту, то Явь там отчетливо пахнет степью. Исторически так сложилось и потом несколько человек подтвердили: нет там лесов нехоженых, там степь голая. Сказки про Василису степью не окликаются никак. Деревенька, недалеко от леса. В Финисте, например, до леса идти дольше и не деревня, а крупное село.

Сценарии

Сценариев по раннедетским травмам по Лиз Бурбо – всего пять, мы их так или иначе все разбираем в работе. Кроме того – очень много других сценариев, но их уже проще распознавать. Читаем Берна: Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди.

Порядок проработки сказок

Более ранние травмы оказывают влияние на будущие. Все видится через призму старых травм. Поэтому есть смысл начинать с самой ранней травмы и ее сказки: или Царевна-Лягушка или может быть Финист, но не последующие. А потом уже, если будет необходимость, то можно и другие сказки. Но после прохождения первой уже понятно обычно, как это делать самостоятельно.

Сказки отношений

Не всякая сказка может быть сказкой отношений. Гензель и Гретель точно не подойдут - это сказка инициации, а не сказка отношений. А нам нужна не просто сказка про женское самоопределение, а сказка про отношения пары мужчины и женщины. Потому что то, что с нами в детстве сделали родители, влияет в первую очередь на наши отношения с партнером. Для отверженности это вероятнее всего история про Царевну-Лягушку, для покинутости - Финист Ясный сокол.

Выбор героя

Сказки можно идти за любого героя. Так что можно попробовать начать сказку Царевна-Лягушка с проживания за Ивана-Царевича как отвергающего, влезть в его роль и прислушаться к себе. Просто иметь ввиду, что его результаты - гендерно окрашены, это результаты несепарированного от матери мужчины. И напрямую их прикладывать к себе-женщине нельзя, можно брать только травматическую составляющую: как не быть отвергающим, как увидеть в отвержении иное и не становиться беглецом.

Сказка как метод

Сказка не позволяет не разрешить конфликт. Если в процессе психокоррекции можно что-то умолчать или отказаться делать, то сказку с такой позицией не пройти. Надо не уйти от конфликта, а разрешить его. Если попытаться отыскать способ остаться в зависимости, но стать независимой, то со сказками такие хитрости не прокатывают.

Синяя Борода

У героини из Синей Бороды не было воли даже сбежать, потому что она была беременна. Шансов никаких: сама не уйдешь, на ребенка он имеет право, ребенка с насильником не оставишь.

Священный Брак и Священное Дитя

Когда между мужчиной и женщиной все складывается, между ними - в архетипических образах - заключается Священный Брак и в нем рождается Священное Дитя. Священное Дитя - это не обязательно ребенок, и даже чаще всего не он, а какое-то общее дело, которым оба горят, и которое делают, поддерживая и вдохновляя друг друга. Так Шлиман раскапывал свою Трою, а его жена сопровождала его в поездках на раскопки (что было совсем нетипично для того времени). Вот если эта идея между вами и Анимой/Анимусом появится, то вы сделали максимум возможного для себя как партнера в отношениях. И исключили сценарность с гарантией.


Вы можете обсудить эту тему на форуме.