Энциклопедическая справка. Чувства зависти и ревности
Зависть — социально-психологический конструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает.
По Словарю Даля, зависть — это «досада по чужом добре или благе», завидовать — «жалеть, что у самого нет того, что есть у другого». По Словарю Ушакова, называется «желанием иметь то, что есть у другого». Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье». «Зависть полагает начало раздору [среди людей]», — отмечал Демокрит.
В работах философов зависть рассматривается как общечеловеческое явление, отмечаются её деструктивные функции в стремлении обладать тем, что принадлежит другому и является предметом зависти, либо в желании отобрать, присвоить достижения другого.
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, различно себя проявляющего, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения».
В психоанализе по мнению Мелани Кляйн, чувство зависти противоположно чувству благодарности (довольствие тем, что имеешь). В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что «Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны».
Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку, поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.
В католическом богословии зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордыня — горделивый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого, и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень. Выделяются следующие этапы развития зависти:
- неуместное соперничество,
- рвение с досадой,
- порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.
Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям, как смирение, великодушие, благожелательство и сострадание.
Преподобный Иоанн Дамаскин (VII век) указал на родство зависти и сострадания. Не называя их ни грехами, ни добродетелями, он относит эти понятия к неудовольствиям человека:
Зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий.
Белая зависть (араб. гибта) возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нём неприязни к этим людям. Он рад за них и желает им всяческих благ. Такой вид зависти в исламе относится к допустимому, положительному.
Ревность — негативно окрашенное чувство в межличностных отношениях, которое возникает при недостатке внимания, любви, уважения или симпатии от любимого или очень уважаемого человека в то время, как кто-то другой якобы или действительно получает их от него. Это развитая эмоция с уникальным мотивационным состоянием, направленным на противодействие другим узурпировать важные отношения.
Психологи предложили несколько моделей для изучения процессов, лежащих в основе ревности, и определили факторы, приводящие к ревности. Социологи продемонстрировали, что культурные убеждения и ценности играют важную роль в определении того, что вызывает ревность, и что представляет собой социально приемлемое выражение ревности. Биологи определили факторы, которые могут бессознательно влиять на выражение ревности.
Ревность является феноменом сложной психологической природы, она проявляется у людей, начиная с детства. В области человеческих эмоций ревность — одно из самых трудных и неприятных переживаний. Необузданная ревность влечёт за собой конфликты.
Ревность близка к зависти.
Ревность представляет собой комплексное чувство. Она пробуждает страх и гнев, являющиеся фундаментальными эмоциями. Структура ревности включает множество форм проявления, взаимосвязанных с различными причинами. Мотивация ревности различна у мужчин, женщин, детей и подростков, она зависит от источника происхождения и характера этого чувства. Необузданная ревность влечёт за собой конфликты, ссоры, нарушение благоприятной атмосферы.
Чарлз Дарвин относил ревность к группе стыда — комплексу родственных эмоций в составе: стыд, смущение, вина, ревность, зависть, жадность, мстительность, лживость, подозрительность, самонадеянность, тщеславие, амбициозность, гордость, униженность.
Неофрейдист Карен Хорни рассматривает ревность как признак невротической потребности в любви, вызванной основной тревожностью.
Лингвисты отмечают представление о ревности как амбивалентной эмоции, семантическими признаками которой являются полярные признаки «любовь» («забота») — «ненависть» («сомнение», «недоверие»).
Ревность — это требование владеть другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревность обычно возникает, когда эмоциональная связь становится эмоциональной зависимостью.
Причина ревности заключается в страхе недополучить внимание объекта ревности, потерять внимание и любовь близких людей. Основным фактором появления ревности является наличие угрозы, причем как реальной, так и мнимой.
У взрослых наибольшей силы ревность достигает в отношениях романтической любви.