Евтушенко Э.А. Многозначность архетипа качания в колыбельных песнях русского народа


Евтушенко Э.А.
Многозначность архетипа качания в колыбельных песнях русского народа

Колыбельные песни принадлежат к древнейшему пласту русского фольклора. Корпус текстов этого жанра насчитывает тысячи образцов народного творчества. Каждая колыбельная адресна: её главный топос — младенец, находящийся в ситуации перехода (инициации), а центральная ситуация — убаюкивание.

Качание — наиболее сложный, многозначный архетип. Через пространственное значение «верха» он связан с семантической прогностикой роста ребёнка. Основной образ (предмет) мотива — очеп. Материал изготовления, пространственное положение, технология, приёмы качания определяют очеп как некий конструктивный модуль. «Технология» укачивания «от очепа» определяет содержательный вектор сопутствующих укачиванию текстов колыбельных песен — вектор устремления вверх, на рост. Сюжетика колыбельной песни складывается из разных параметров, но ведущую роль здесь действительно играет сама технология укачивания. Очеп реальный, и, соответственно, качающий вверх зыбку очеп в мотиве качания символизируют жизненные устремления младенца.

В момент переходного состояния (переход от бодрствования ко сну, сам сон) очень важно посредством слова (колыбельная песня) и действия (качание) за-крепить в младенце потенциал роста и здоровья, силы.

Очень интересная и знаковая параллель между качанием младенца и качанием девушки содержится в некоторых записях свадебной лирики:

Как во садике, во саду,

На яблоне, на суку

Повешена колыбель;

этой колыбели Свет Дарья спит…

Вокруг колыбели девушки…

Взговорила свет Дарья девушкам…

— Вскочите (качните), девушки, повыше…

Чтобы я увидела подальше,

Где моя разлука погуливает? …

В песне девушка Дарья спит, а качает её «девичья свита». Качание связано с предсказанием судьбы, будущим.

Порой волшебной силой качания пользовались даже старики, очевидно, в целях омоложения… Раскачивание (не обязательно на качелях) — всемирный архетип, тесно связанный с состоянием блаженной дремоты, контактом с иным миром. … Качание младенца в колыбели генетически связано с об-разом и обрядовыми функциями качелей. Ю. Л. Воротников пишет: «В магическом плане качание на качелях должно вызывать ускоренный рост посевов. В космологическом плане качели — это символ умирающего воскресающего солнечного божества… „Мир на качелях“ — это вечно рождающийся и умирающий, находящийся в процессе вечного становления и обновления, родной человеку, радостный мир».

Качели в народной культуре наделены магическими функциями — прежде всего продуцирующей и апотропеической. Они имеют то же значение, что и размахивание, символизирующее оплодотворение, плодородие.

Проведённый анализ доказывает, что топос качания в колыбельных песнях является составляющей частью более широкого архетипа качания славянского фольклора, связанного с магической символикой плодородия, здоровья, благосостояния, «верха».


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.