Специализируюсь по путеводным клубкам


Исмаилова Н.И. Архетипы и символы в детских суеверных рассказах

Цитаты Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2018-05-15 08:35:00

Исмаилова Н.И.
Архетипы и символы в детских суеверных рассказах

Детские суеверные рассказы широко представлены в современной народной культуре и относятся к несказочному прозаическому фольклору. Чаще всего такие рассказы повествуют о встрече с фантастическим существом народной демонологии. Рассказы, как правило, преподносятся как личные или услышанные воспоминания и носят мемуарно-иллюстрационный с примесью фантастики и мистицизма.

В основе суеверных рассказов часто заложена ситуация встречи главного героя с символическими и архетипическими образами. Это могут быть дух, домовой, леший, ведьма, колдун, женщина в белой одежде, мужчина в чёрном. Любая такая встреча наполнена психологическим содержанием негативного спектра: ужас, потрясение, страх. Подобные рассказы в детском возрасте повествуются рассказчиком в медленном темпе, тихим и приглушенным голосом с целью усилить демонологический рассказ и испугать слушателя. В результате цель достигнута, юный слушатель испытывает достаточно сильные отрицательные эмоции.

Страшные суеверные рассказы отнюдь не случайны в мире детства и обусловлены закономерным формированием сознания ребёнка. С раннего возраста дети погружены в культурный мир сказок, повестей, быличек и т. п. Этот сказочный и неведомый мир является своеобразным средством познания ребёнком окружающего мира и жизненной реальности, способом вхождения в культуру. Под влиянием рассказов дети осознают трудности окружающей действительности, ведут аффективную борьбу с собственными переживаниями, удовлетворяют потребность «универсальности» страхов и страданий. Именно таким, порой болезненным путём происходит формирование личности ребёнка, его самоотверждение и осознание собственной самоценности.

Суеверные рассказы представлены, как правило, немудрёными образами и, несмотря на это, создают в воображении детей нечто страшное, наполненное особыми эмоциональными переживаниями. Этот эмоциональный опыт необходим ребёнку как ответ на древний архетип — страх смерти. Так как к страшным историям дети приобщаются уже с пяти-шести лет, они начинают догадываться, что мир не принадлежит только им и существовал до него, значит, будет существовать и после него. Это является достаточно мучительным открытием для ребёнка, чья жизнь заполнена радостью, ощущением новизны, интересными событиями.

Кошмарные и пугающие истории запускают выплеск подавленных эмоций, а крики, визги и другие эмоциональные реакции помогают избавиться от страха и прожить, пережить и преодолеть воображаемое и ожившее негативное впечатление. Другими словами, суеверные рассказы носят оттенок психокоррекционного воздействия.

По мере взросления и достижения детьми девяти-десяти лет, страшные рассказы начинают трансформироваться в жутко-комические истории с пугающим, но уже смешным финалом. … Здесь срабатывает другой механизм — смех над своим страхом перед эмоциональным возбуждением и беспокойством и одновременное его преодоление.

Таким образом, детские суеверные рассказы рационализируются через демонологические архетипические и символические образы и являются возможностью преодолеть негативные эмоции.



Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Книги:

Тюркские мотивы и символы в повседневной жизни и искусстве гуннов

Монография посвящена изучению комплекса тюркских мотивов и символов в памятниках материальной культуры гуннов. В первой части книги рассматривается политическая история гуннов, территория их расселения и политические события, послужившие причиной для... Подробнее