Специализируюсь по путеводным клубкам


Фомин А.А. Архетипы греческих богинь и их литературные воплощения

Цитаты Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2018-04-30 08:35:00

Фомин А.А.
Архетипы греческих богинь и их литературные воплощения

Большой вклад в разработку классификации женских образов, построенной на основе греческой мифологи, внесла Джин Болен. Американская ученая-психоаналитик отказывается от оппозиций психотипов (экстраверты -интроверты) и типов восприятия (рационального или чувственного). По мнению исследовательницы, в каждом человеке могут «проявляться» разные архетипы, хотя чаще всего речь идет о сочетании двух или трех из них. При этом Дж. Болен настаивает, что все модели нестабильны и динамичны, а новый архетип развивается в почти любом возрасте, особенно у представительниц прекрасной половины человечества. Остановимся подробнее на классификации Дж. Болен, которая выделяет восемь основных ролевых архетипов.

По мнению ученой, последовательность преобладания архетипов может быть связана с личностным развитием, физиологическими изменениями и новыми этапами в жизни женщины (мужчина проходит путь от «сына» до «отца», женщина движется по пути Дева-Женщина-Старуха). Эта мысль актуальна и для современного мира: героини книг и фильмов, создательницы блогов и текстов в соцсетях испытывают жизненную потребность в постоянной смене социальных ролей: на работе и дома, с мужчинами и детьми, коллегами и подругами женщины бывают совершенно разными. Объяснить это можно чередованием различных архетипов, с которыми ассоциирует себя женщина.

В зависимости от восприятия мира, а также предпочитаемых ролей и побуждений исследовательница разделяет богинь греческого пантеона на несколько групп, в зависимости от свойств и отношений с другими членами мифологической системы. Это «уязвимые» богини, «богини-девственницы» и «алхимические богини».

Согласно классификации Болен, к числу «уязвимых» относятся богини, которые могут что-то утратить / потерять: богиня брака Гера, богиня плодородия Деметра и повелительница подземного мира Персефона. Каждая из них олицетворяет традиционные женские роли: жены (Гера), матери (Деметра) и дочери (Персефона). Для этой группы архетипов характерны установка на связь с богом-избранником, зависимость от него, несамостоятельность. В мифах об этих богинях встречаются насилие, похищение, обман, разные формы страдания и как следствие — ответная месть.

Архетип Геры базируется на «синдроме Медеи». Будучи преданной или брошенной мужем, такая героиня (наделенная первоначально самыми яркими положительными чертами — верностью, преданностью семье) готова пойти на все, чтоб отомстить обидчику. Миф о Медее, в любом его пересказе, прекрасно передает сущность героини, созданной по архетипу Геры. После предательства Медея посвящает свою жизнь мести Ясону, но убивает не его, а свою соперницу и собственных детей. Медея и Гера —не единственный пример мстительной героини, несущей разрушение и смерть. Одним из убедительных примеров может стать цикл германо-скандинавской мифологии, посвященный мести Кримхильды, в частности его эпическая переработка «Песнь о Нибелунгах». Созданные в поэме женские образы до сегодняшнего времени глубоко волнуют специалистов в области гендерологии.

Примечательно, что все героини песни имеют в своей основе единый архетип. Она может иметь огромную физическую силу (как в случае с Брюнхильдой), может отличаться только особыми душевными качествами: упорством в достижении цели, хитроумием, несгибаемостью и силой духа, побуждающими ее к точно рассчитанным действиям, не зависящим ни от каких препятствий — будь то гибель людей, убийство своих детей или собственная смерть. Похожий образ «мстительницы» можно найти и в древнерусской литературе. Это княгиня Ольга, героиня «Повести временных лет», которая не пожалела ни одного древлянина при осуществлении мести за смерть мужа.

К группе богинь-девственниц Болен справедливо относит Артемиду, богиню охоты и Луны, Афину, богиню мудрости и ремесел, и Гестию, богиню домашнего очага и храма. Все они отражают такие характеристики, как свободу от родственных связей, самостоятельность и независимость.

Артемида и Афина представляют собой архетипы, которые направлены на внешний мир. Они ориентируются на свершения, поэтому их главными качествами выступают логическое мышление и целеустремленность. Гестия же представляет архетип, внимание которого направлено вовнутрь, в духовный центр. Такой тип героини ориентирован на реализацию собственной воли, верность самостоятельно выбранной цели. Являясь противоположностью первого архетипа, для этой группы героинь характерна мифологема недостижимости (для других богов / героев), невозможности быть уязвленной другими. … Данный архетип предполагает, что некая часть героини пребывает в состоянии девственности, причем речь идет не о физической составляющей этого понятия. Эта часть связана с чистотой, неразвращенностью, неподкупностью и целомудрием. Артемида, Афина и Гестия — богини «неоскверненные»: они не выходили замуж, их не соблазняли, не насиловали, не похищали. Только они (среди всех богов и смертных) остались неподвластны силе Афродиты и потому остались недосягаемы для любовных связей.

В отличие от Артемиды, для богини мудрости Афины важно стремление к «равенству» с сильными богами / героями. В основе модели стремление к власти и влиянию, зрелость, победа разума над страстью.

Гестию исследовательница называет старшей из богинь- девственниц. В отличие от Афины и Артемиды ее стратегию в общении с маскулинным миром можно охарактеризовать как «отчуждение». Хранительница домашнего очага Гестия просто избегает мужского внимания и старается не вызывать интерес. Эта зрелая и самостоятельная героиня осознает, чего она хочет. Она глубоко погружена в себя, незаметна, одинока, несчастна. Гестия — архетип интроверсии, внимания, направленного в духовный центр личности. Такие героини часто встречаются в прозе признанных писательниц ХХ столетия, таких как В. Вульф, Ф. Саган, А. Мердок, И. Бахман.

Завершает триаду последний элемент в классификации, ее диалектическая вершина — «алхимическая богиня», архетип Афродиты, олицетворяющей любовь и красоту. Уникальность этого архетипа в том, что для Афродиты характерны черты как «девственных», так и «уязвимых» богинь. Независимость героини позволяет ей самостоятельно принимать решения относительно собственного будущего и своих отношений с другими, привязанности не обрекают ее на страдания, свойственные Гере, Деметре и Персефоне. Любой ее выбор основан на желаниях, ее цель — радость.



Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Книги:

Вместе или врозь? Судьба евреев в России. Заметки на полях дилогии А. И. Солженицына

Семен Резник, писатель, историк и журналист, автор исторических романов, научно-художественных биографий, историко-публицистических книг о России последних двух столетий. Живет в США. Сотрудник радиостанции "Голос Америки". Книга Семена Резника - это... Подробнее