Статья. Из переписки. Инициации в сказках. Мнение психолога
Содержание
Инициации глазами Клариссы Эстес
Каждый исследователь видит по-своему процесс инициации. У Клариссы Эстес вот про учебу вообще через слово. Но если сравнить сказку Василиса Прекрасная со сказкой типа "Хитрая наука" , то различия очевидны. И там и там герои осваивают разные "хитрости", но мальчика именно что учат, хотя процесс скрыт от глаз читателя. Мальчик пошел учиться, а девочка идет за огнем, потерянным веретеном, да и попросту ее отвозят в лес умирать и она проходит по узкой планочке между смертью в Обыденности и смертью в Вечности. Ну, конечно, она при этом много что понимает и сама меняется, после такого-то опыта. А вот куколка ее учит, пока Василиса живет у мачехи. Это сказка сохранила.
Парадигма инициации в сказке "Василиса Прекрасная"
В статье есть интересный кусок: "женщина в своей инициации нуждается лишь в другой женщине-проводнице, а мужчина — в женщине, которая полюбит его и готова помочь ему вознестись на последние ступени инициации".
Лягушки инициируют Диониса на пути в ад
Бог Дионис (в ведении которого находился и театр), сетуя, что в Афинах не осталось хороших трагиков, — незадолго до написания комедии один за другим умерли Еврипид и Софокл, а менее известный Агафон переселился в Македонию, — отправляется в загробный мир, чтобы вывести оттуда Еврипида.
Композиционно пьесу можно разделить на три части.
Первая — путешествие в Аид Диониса и его раба Ксанфия, зачастую оказывающегося удачливее и смелее хозяина. Дионис переодевается в Геракла (который уже бывал в Аиде, выполняя 11-й подвиг); выспрашивает у настоящего Геракла дорогу; пересекает озеро на челноке Харона (во время переправы звучит давшая название комедии песня лягушек с рефреном «Брекекекекс, коакс, коакс» (др.-греч. Βρεκεκεκέξ κοάξ κοάξ), подражающим кваканью); пугается Эмпусы; разговаривает с хором мистов (душ посвящённых в Элевсинские мистерии); встречает тёплый приём у служанки Персефоны и враждебный — у Эака и двух торговок.
Вторая часть — парабаса, содержащая высказывания на злободневные темы. По преданию, Аристофан получил оливковый венок за политические советы, которые дал здесь городу.
Третья часть — состязание двух трагиков; она представляет особый интерес, поскольку является примером древней литературной критики. Прибыв в Аид, Дионис обнаруживает, что среди мёртвых идёт спор о том, кому считаться величайшим мастером трагедии — Эсхилу или Еврипиду (Софокл уступил первенство Эсхилу из скромности). Дионис берёт на себя роль судьи. Следует длинная сцена, во время которой Эсхил и Еврипид разбирают, цитируют и пародируют сочинения друг друга. В конце Дионис присуждает победу Эсхилу и выводит его на землю вместо Еврипида.
ссылкаО чистоте намерений
Когда я говорю про намерения, я говорю о том, что вот есть вы, есть ваша цель, и чем чище намерение, тем вернее и быстрее ты достигаешь цели. Тут ставится вопрос: какой вы делаете выбор? Если вы делаете для себя выбор и к нему отважно идете в правильном месте и правильных условиях, то результат будет, его просто не может не быть. Вас вывозит с одной стороны чистота намерений, с другой стороны свойства того места, в котором вы находитесь. Можно захотеть стать Хозяйкой мира, сидя на лавочке с пивом и лузгая семечки, но никуда не продвинуться. Но если ты попадаешь в место, в котором проходят инициации, в данном случае, в эгрегор Яги, то все получится. Ну, если проходить инициацию правильно. Но над этим мы и работаем.
Эстес и не только
Я очень люблю работу Эстес, но при работе над сказкой или любым другим инструментом обычно стараюсь увидеть, как другие концепции объясняют то, что объяснила Эстес (Пропп, Кэмпбелл, Юнг и так далее). Чаще всего противоречий нет, даже если какие-то связи улавливаются слабо. Допустим, если речь об инициации, то мы не можем обойти задачу познать смысл секса, священного и смерти. Вопрос только в том, как это распределено по сюжету и в том, что вообще сказка сохранила, учитывая абсолютную закрытость инициационных ритуалов для внешнего наблюдателя: у нас нет и не может быть подробного, четкого и ясного описания ритуалов и их интерпретаций.
Интерпретации Эстес - это прекрасно, но они тоже могут быть не верны. Эстес вообще про секс ничего не говорит в своих комментариях к этой сказке. А должна была, она называет сказку инициационной. В доме Яги Василиса проходит Романтика, Творца и Искателя. Где-то тут должен быть секс, священное и смерть. Как разложить по полочкам - дело вкуса. Я предполагаю, что про секс должно быть сначала, потому что это соответствует Романтику. Про священное - в конце, поскольку Василисе открывается тайное знание о всадниках, ну а для смерти остается только середина. Смотрим символику мака - то, что отличает этап от предыдущего - ба! мак про сон и про смерть, все сошлось.
Стать взрослой женщиной
Стать взрослой женщиной - цель инициационного процесса для девочек-подростков. Без инициации Василиса остается бесправной и бесполой рабочей пчелой в семейном улье. Работать может, решения принимать - нет, брак создавать - нет, участвовать во взрослых обрядах - нет, иметь детей - нет. Физически ее забьют только в том случае, если она будет причинять вред общине, или если не повезет на мачеху с плохим характером. И, в общем-то, наказания мачехе за это может и не быть. Уж в архаическом обществе точно: дети не ценятся, неинициированные взрослые - тоже.
Так что, если Василиса вернется без огня или не пойдет туда вовсе, то жизнь ей предстоит тупой рабочей скотины, а не взрослого человека. Тогда как позитивный пример такой жизни есть: картина мира человека складывается до 6-7 лет, а в этом возрасте у Василисы была благополучная семья и очень успешная в своей роли мать - если ее благословения хватает оберегать Василису много лет под гнетом мачехи в лице куколки. Василиса еще ничего не знает о "священном, сексе и смерти" как взрослый человек, но она точно знает, что она теряет, если не станет взрослой.
И если вы думаете, что сейчас электричество нас уберегает от такой участи, то можете переставать так думать: сплошь и рядом люди в депрессии чувствуют себя так, как будто даже лучина не горит, ничего не хочется, не нужно и серое болото вокруг.
Создавать мир из своего тела
Нормальная женская потребность - создавать мир из своего тела. Своими руками, своей эмоцией. Растить растения и животных, печь хлеб, украшать орнаментом ручную работу, качать колыбель.