Статья. Инициации в сказках. Мнение психолога


Содержание

Баба-Яга. Фотопроект

Инициации глазами Клариссы Эстес

Каждый исследователь видит по-своему процесс инициации. У Клариссы Эстес вот про учебу вообще через слово. Но если сравнить сказку Василиса Прекрасная со сказкой типа ⁠⁠"Хитрая наука" , то различия очевидны. И там и там герои осваивают разные "хитрости", но мальчика именно что учат, хотя процесс скрыт от глаз читателя. Мальчик пошел учиться, а девочка идет за огнем, потерянным веретеном, да и попросту ее отвозят в лес умирать и она проходит по узкой планочке между смертью в Обыденности и смертью в Вечности. Ну, конечно, она при этом много что понимает и сама меняется, после такого-то опыта. А вот куколка ее учит, пока Василиса живет у мачехи. Это сказка сохранила.

Парадигма инициации в сказке "Василиса Прекрасная"

В статье⁠⁠ есть интересный кусок: "женщина в своей инициации нуждается лишь в другой женщине-проводнице, а мужчина — в женщине, которая полюбит его и готова помочь ему вознестись на последние ступени инициации".

Лягушки инициируют Диониса на пути в ад

Бог Дионис (в ведении которого находился и театр), сетуя, что в Афинах не осталось хороших трагиков, — незадолго до написания комедии один за другим умерли Еврипид и Софокл, а менее известный Агафон переселился в Македонию, — отправляется в загробный мир, чтобы вывести оттуда Еврипида.

Композиционно пьесу можно разделить на три части.

Первая — путешествие в Аид Диониса и его раба Ксанфия, зачастую оказывающегося удачливее и смелее хозяина. Дионис переодевается в Геракла (который уже бывал в Аиде, выполняя 11-й подвиг); выспрашивает у настоящего Геракла дорогу; пересекает озеро на челноке Харона (во время переправы звучит давшая название комедии песня лягушек с рефреном «Брекекекекс, коакс, коакс» (др.-греч. Βρεκεκεκέξ κοάξ κοάξ), подражающим кваканью); пугается Эмпусы; разговаривает с хором мистов (душ посвящённых в Элевсинские мистерии); встречает тёплый приём у служанки Персефоны и враждебный — у Эака и двух торговок.

Вторая часть — парабаса, содержащая высказывания на злободневные темы. По преданию, Аристофан получил оливковый венок за политические советы, которые дал здесь городу.

Третья часть — состязание двух трагиков; она представляет особый интерес, поскольку является примером древней литературной критики. Прибыв в Аид, Дионис обнаруживает, что среди мёртвых идёт спор о том, кому считаться величайшим мастером трагедии — Эсхилу или Еврипиду (Софокл уступил первенство Эсхилу из скромности). Дионис берёт на себя роль судьи. Следует длинная сцена, во время которой Эсхил и Еврипид разбирают, цитируют и пародируют сочинения друг друга. В конце Дионис присуждает победу Эсхилу и выводит его на землю вместо Еврипида.

ссылка⁠⁠

Вы можете обсудить эту тему на форуме.