Статья. Из переписки. Финист - Ясный Сокол. Сага о Вёльсунгах. Разбор сказки и мифа
Содержание
Дело не в любви
Марья в сказке о Финисте его любила и до расставания в доме отца. Но это не помешало потом ему быть околдованным вплоть до брака. Магию разрушила не любовь, а приход Марьи за Финистом в его мир. А любовь - это просто путеводная звезда. Быть такой цельной, чтобы перейти границу миров, найти там Финиста, расколдовать и вернуться обратно. Тут не только любовь, тут важно - какая Марья.
Символ своей судьбы
Когда Марья получает в сказке о Финисте в порядок серебряное донце, золотое веретенце, это символ своей судьбы. Она учится выпрядать свою судьбу, а не следовать сценарию.
Травмы покинутости и предательства
Травмы по очереди по времени появления:
- покинутость с отцом
- униженность с матерью
- предательство с отцом
После того, как мы налаживаем отношения с отцом, травма покинутости излечена. Дальше героиня встречается с женщинами (в сказке о Финисте -новой женой и ее матерью). тут место для травмы униженности, но ее почти не видно - сказка завязана на травму с родителем противоположного пола.
И дальше травма предательства и контролирующий - это эпизоды с побудкой Финиста.
У героини есть выбор: выйти во внесценарность, отказавшись от контроля. Или не найти выхода и откатиться обратно в более раннюю травму, если вы заваливаетесь при прохождении сказки в размышления о негодности Финиста как партнера, принятии его по условию - то есть о травме покинутости.
Надо не возвращаться в покинутость, а уходить вперед во внесценарность.
Сигурд и Брунгильда
Про Финиста мы ничего не знаем, а вот Сигурд вырос воспитанником при королевском дворе. Это значит, что у него проблемы со связью с родным отцом и отсутствие модели поведения мужчины в интересах своего рода - он служит чужому роду, как потом занят интересами семьи жены, а не своими. Не как ее муж и хозяин царства, а как муж младшей сестры при старших братьях - совсем другая функция. А вот связь с матерью у него есть. Например, ласточки ему пророчат про Брунхильду и его жену - а понимать язык животных - это прерогатива мага. Самое интересное в конце. Сигурд вспомнил про Брунхильду, избавился от колдовства после того, как съездил похоронить мать. Тоже вышел из-под влияния женщины по факту, но иным путем, чем Иван-царевич. Т.е. он избавляется от женского в себе, но что же остается вместо этого? Если после встречи с Брунхильдой он не занимался работой над собой? Он говорит, что ненавидит себя за предательство и предлагает Брунхильде двойное предательство - бросить своих супругов и вместе уехать типа к счастью. А Брунхильда, которая более мужчина, чем Сигурд, сразу же опознает это как предательство. Дальше пути для Сигурда нет. И то, что Брунхильда потребовала его смерти - это скорее сюжетный ход, чем смыслообразующая составляющая. Сигурд не умеет быть мужчиной для женщины (не умеет быть верным), он не умеет быть женщиной в мужчине для мужчины в женщине (потому что похоронил мать, а не привез ее к себе, например). Ему больше жить нечем и не для чего, он должен умереть. Брунхильда, которая пытается быть женщиной при развитом Анимусе, для Сигурда делает тоже, что разборчивые невесты русских сказок. Он не разгадал "сложную задачу", т.е. продемонстрировал свою несостоятельность как мужчина - и голова его оказалась на колу. Но Брунхильда, потеряв единственный шанс быть женщиной, тоже уходит вслед за ним, больше делать ей на земле нечего. Она не пускает Анимуса вперед, чтобы пойти до конца мужским путем. И ей больше некого ждать, потому что ее магических женских знаний оказалось недостаточно, чтобы выбрать истинного героя и быть для него подходящей женщиной.
Урок и мифа и сказки: не надо кастрировать мужчину женскими руками :)
Отношения двоих
Отношения Марьи и Финиста не включают третьего (а вот отношения второй жены Финиста с ним третью включают). Потому что он Марье сказал: ИЩИ МЕНЯ. Мало ли что с ним случилось по дороге? Она по сути не участвует в этом треугольнике, она продолжает отношения, которые начались в доме отца. Отношения двоих.
Магия в сказке о Финисте
Кстати, о магии в сказке о Финисте. Получается, что магия в данном случае - это химия гормонов любви. Он встретил другую, гормоны в голову ударили, и это попросту серотонинчик, дофаминчик и прочая-прочая-прочая. А с героиней, первой женой, там уже зрелая любовь. Потому что она идет до него долго, очень, что там все гормоны успевают выветриться (тридесятое царство далеко). И встречаются они на территории бессознательного - территории Финиста. При гормонах мы проецируем на партнера Анимуса/Аниму. А при зрелой любви, которая может быть, а может и не быть, когда чудо-трава биохимии любви отпустит, там видим уже самого человека, а не то, что нам хочется видеть.
Сказка о Финисте ясном соколе как сказка о сепарации
Если свериться со сказочными сюжетами, то это сказка о Финисте ясном соколе, самое начало, когда он прилетает в ее горницу полюбиться, а «старшие сестры» заподозрили неладное. Я обычно эту сказку еще трактую как страх быть несостоятельной как женщина для своего партнера, в преддверии дефлорации. И далее уход по пути личностной зрелости, которая позволяет научиться более глубоким чувствам, зрелым чувствам к партнеру.
Движущая сила в сказке о Финисте
Героиня сказки о Финисте любовь и принятие ведь и отца получала, верно?
Отец вполне принимает ее с ее закидонами, замуж не надо выходить.
Я бы покрутила мысль о потенциале, который можно реализовать только в браке. священный брак, в нем священное дитя и все такое.
Поиск Анимуса
У ГГ в сказке о Финисте есть конфликт: она хочет выйти замуж в другую норму, принципиально отличающуюся от семейной, причем выбрать мужа по своей мерке, а не по мерке отца. Поэтому ей нужен специальный способ обретения этого мужа. Она не может выбрать мужа в своем окружении или искать другого мужа, когда Финист исчезает. Вообще, я не очень вижу тут страх одиночества и неприятия. А вот поиск Анимуса, как проводника в бессознательное вижу.
Искра
В сказке героиня за Финистом вообще не бегает, кстати. Наоборот: она получает его частицу и взмахом пера вызывает его к себе без шансов пропустить встречу. Только когда он умирает, тогда перо действовать перестает. Просто у мужика вот такая натура, волшебная, он не выделывался, она его таким принимала. Но и она - не очень обычная девочка, она же откуда-то про перо узнала и поняла, что она хочет вот так и такого. Ей не пришлось изворачиваться и тратить энергию, ей было достаточно проявить себя. Только в начале сказки это была искра, сестры (страхи) попытались ее затушить, но потом-то она разгорелась как факел на пути в царство мертвых...
О выборе
Вообще, если сравнивать с другими сказками покинутого, то у нас есть:
Финист - это про выбор жить или нет в прежнем качестве невестой Финиста, который к ней прилетает.
Сага о Вельсунгах - там тоже был этический выбор, у Брунгильды, когда Сигурд предлагал с ним уйти в лучшее будущее, бросив мужа по закону и его жену.
Русалочка, этический выбор для нее, убить или не убить принца.
Каждый раз героиня делает выбор, который исключает для нее жизнь с этим мужчиной, она так или иначе отказывается от зависимых отношений с ним. Брунгильда устроила истерику мужу, но не ушла с Сигурдом при жизни, только в посмертии. Русалочка предпочла умереть. Настенька Финиста умерла, когда пошла его искать, и встретила его только в посмертии. Каждая отказывается от привычной зависимости и от себя в старом качестве в этот момент.
И это - тот выход, которого зависимый не видит. Когда увидит, тогда он зависимым быть перестает.
Продажа Финиста
Вторая жена Финиста его НЕ отпускала, вот тут можно запутаться. Она его продала, а потом ОН РЕШИЛ, что ему такие отношения - не айс.
Финист как жертва
Финист - жертва в сказке, жертва воли не имеет. Царевен из башен спасают пачками в мужских сказках - это не значит, что с ними что-то не так. Просто сказочная функция, нужная для сюжета.
Переговоры о продаже Финиста
По сказке о Финисте не видно, что его вторая жена согласилась мужа одолжить для "переспать", она согласилась позволить работнике от него "мух отгонять". В данном случае речь идет о переговорах, а не об отношениях и чувствах. Есть предмет переговоров: волшебный артефакт. Это - ценность, которая нужна партнеру по переговорам. Эту ценность можно продать. Героиня назначает цену, ночь с Финистом, партнер соглашается.
Надо думать не о том, что будет ценным для вас (Финист), а о том, есть ли у вас что-то ценное для партнера по переговорам. И вот это уже не уступать, а продавать на ваших условиях. На работе - аналогично.
Проработка травмы за родителей
Сказка про Финиста - это история о покинутости – речь о психологической травме, которая возникает у ребенка возраста лет 1-3 с родителем противоположного пола. Основной вывод из травмирующего события, который выносит ребенок: я не могу быть принят таким, какой я есть, я могу быть принят только по условию. Быть идеальной - это условие, по которому вас полюбит папа, например. У каждого что-то свое, но в целом условие найти можно.
Еще верный маркер таких отношений, что партнер будет выбирать из двух человек. Финист оказывается в ситуации выбора между героиней и другой девушкой, отец может искать в дочерях более хорошую жену, чем мать.
Сценарное поведение, обусловленное травмой, очень сложно опознать в своей жизни, а тем более изменить. Допустим, вы можете это сделать, потому что вы пришли к психологу и готовы работать. А ваш папа, у которого была та же травма, не мог. И тем более, не могла это сделать бабушка. Хотеть от отца внесценарного поведения сложно, пока он сам травматик, от бабушки тоже. Следовательно, надо вернуться в точку, про которую мы знаем, что беды начались там, и попробовать восстановить гармонию.
Надо мысленно найти маленькую девочку 2-3 лет, бабушку в детстве. Уговорить ее пойти с вами и отвести ее в дом ее Хороших Родителей. Тех самых идеальных, которые заботятся о ребенке, несут за него полную ответственность, его любят и не допускают бед. А, когда беды случаются, то защищают детей. Это будут люди с чертами ваших прабабушки и прадедушки, но или более ответственные, или их дом будет в лучшем из миров, где нет войны, голода и сталинских репрессий. И оставить ребенка там.
Спустя некоторое время, когда вы изнутри почувствуете, что да, решение сработало и, вспоминая о бабушке, вы первым делом видите ее в доме хороших родителей, а не в истощенную сироту в детдоме, тот же финт ушами делается для отца. Находите маленького мальчика и отводите его в дом его Хороших Родителей.
Спустя еще несколько дней можно вернуться в сказку, которую вы проходите, или в миф, и увидеть, что ваш отец изменился. Ему больше не надо искать идеальную жену или дочь, у него есть мощная опора в жизни. И он может стать такой опорой вам. Поскольку вот это - основная задача, которая позволяет разрешить травму и пройти сказку, то ей надо уделить достаточное время.
Сепарация
Героине в Финисте важно получить признание отца, что она - выросла и он ее готов отпустить. Этап сепарации, возраст взросления и сватовства. То, что он приносит ей перышко (аленький цветочек) – признание ее взрослости.
Колдовство
Там, где в мифе о Сигурде героя опоили и околдовали, в сказке о Финисте колдовство было в виде закрытого окна в горницу главной героини, и ножей с иглами в раме. Явления одного порядка.
Сидение в тереме
Сестры запирали окно в Финисте, потому что иные проходы внутрь закрыты для посторонних. Девицы живут в тереме не на первом этаже. В терема доступ только через окно для разных залетных царевичей. Тут отголоски старого обычая запирать царских детей в теремах.
Вот это "сидение в тереме" - это незавершенная сепарация с отцом, даже с любящим и понимающим. недостаточно быть с ним в хороших отношениях, надо еще принять решение отлепиться от него и уйти к мужу. и для этого нужен толчок: столкновение приоритетов девушки и ее семьи.
Продажа Финиста в реальной жизни
На ночь думала две мысли, одну забыла, вторую сейчас расскажу.
Итак, у нас есть сказочный сценарий, допустим, покинутости.
Ему для девочек соответствует сказка о Финисте.
В реальной жизни люди отыгрывают сказочные ходы с достаточно заметной схожестью. Мне пересказывали сказки на реальных событиях бесчисленное количество раз.
Вот у нас есть прекрасная дева, она влюбляется в мужчину, с чувствами у них все ОК, а отношения - зависимые по какому-то условию.
Потом из-за недопонимания пара расстается и он находит себе другую. Или она думает, что он находит себе другую.
Девочка, у которой чувства не остыли, переживает массу сомнений и отважно продирается через свои страхи, чтобы отношения восстановить.
Вопрос: как в реальной жизни может выглядеть продажа второй женой Финиста права на близость с ним?
По условию задачи детей там нет, поэтому мы не можем сконструировать версию типа "вторая жена готова на то, чтобы спорный мужчина общался с первой женой и детьми, чтобы уменьшить сумму алиментов".
Спутать роли
Самый большой epic fail в сказкотерапии был, когда клиентка с травмой покинутости пошла проходить сказку о Финисте от лица главной героини, мы год об это долбались со всей дури, я никак не могла понять, почему ничего не срабатывает, а потом выяснилось, что в реальной жизни она в отношениях стоит на позиции второй жены Финиста. Нет, в таком случае сказка непроходима. Можно пройти сказку за другого героя, даже не своего пола, но именно эта конфигурация не поддалась.
Уроки в сказках
Для второй жены Финиста в сказке нет никаких уроков. Тем более со смыслом «отпустить Финиста».
В некоторых версиях ее вообще лошадьми разрывали.
Сепарация в сказке о Финисте
Героиня взрослеет, пока идет по царству мертвых. Там, где она берет по три посоха, хлеба и пары башмаков - она умирает для мира живых и уходит в мир мертвых, оставаясь достаточно живой, чтобы в процессе взрослеть. По-моему, тут стоит тема сепарации от родительской семьи.
Судьба второй жены Финиста
В переводе на человеческий: человека разорвет от чувств, которые он не сможет выразить, когда партнер уйдет.
Мотивация героини
По сказке о Финисте девочке лет 16, а то и меньше. В сказке Аленький цветочек вообще отсылка к первой менструации. Как правило, в возрасте 14+ острого желания секса еще нет. Конечно, гормональный фон уже поменялся, пубертат во весь рост, технически девочка готова к браку, но вот прям поиск сексуального партнера - я сомневаюсь. Девочки как-то попозже начинают обычно, чем мальчики, и сначала переживают внутри себя всю романтическую чушь.
Внешний и внутренний конфликты
Какой внешний и какой внутренний конфликт у героини в сказке о Финисте, который будет толкать все развитие сюжета? Чего ей не хватает, ради чего она ноги топчет-то?
Если мама в сказке о Финисте присутствует
Мама в этой сказке вполне может попасть на роль "сестры", так как "старшие сестры" выполняют функцию старшей женщины в роду, от которой девочка не сепарировалась еще, не повзрослела. Тут есть перекличка со сказкой Аленький цветочек и Синяя Борода: молоденькая девушка, которая еще не встретилась со своей Тенью, наивна и доверчива в отношениях с мужчинами. Поэтому может попасть в беду. Старшие женщины в роду ее охраняют от беды тем способом, какой считают нужным. Способ неизбежно приводит к проблемам для девушки и ее партнера, и она вынуждена протереть глаза и понять, что решения о своей жизни и женской судьбе надо принимать самой. Именно пробуждение женской интуиции позволяет в дальнейшем принять правильное решение при встрече со своими страхами: в сказке о Финисте - со страхом одиночества, когда партнер уходит насовсем или временно.
Гендерные различия
Когда герой-мужчина в сказке идет путь, то он совершает какие-то подвиги или выполняет задания. Когда женщина идет свой путь, то в ней происходит внутренняя работа по осознанию проблемы. И исход зависит от того, что она смогла о себе понять. Героиню в этой сказке встречные бабы-йоги не испытывают, просто дают ей волшебные предметы. Но дойти до каждой из баба-йог она может только в том случае, если поняла важное для себя, связанное с травмой покинутого. Метафора о "чугунных посохах, каменных хлебах и железных сапогах" говорит о том, что героиня переходит в царство мертвых, а утроение свидетельствует об очень длинном пути. Так что путь героини в этой истории вероятнее должен быть более длинным, чем завязка и развязка.
Финист-Ясный сокол и сага о Вельсунгах
Финист-Ясный сокол и сага о Вельсунгах - это сказки, иллюстрирующие травму покинутости. И в той и в другой сказке речь идет о том - если предельно упростить историю до схемы - что человек, склонный к зависимости, уходит в новые отношения с новым партнером, не завершив предыдущие и предпочитаемые им отношения. Сигурд вступает в брак с Гудрун, не завершив отношения с Брунгильдой. И история плохо заканчивается. Финист улетает и становится мужем царевны, не завершив отношения с главной героиней сказки. И история плохо заканчивается для финиста и царевны (вообще, в сказке хэппи-энд, этим сказка от мифа отличается, но схема одна и та же). Итак, зависимый человек считает, что по какой-то причине он не может позволить себе самое лучшее. Еду, отдых, работу, партнера по отношениям. И выбирает суррогат здесь и сейчас. Поступается своими истинными приоритетами, и, раз уж их не получить в обозримом будущем, выбирает доступные удовольствия. В том числе алкоголь, наркотики и прочее вещество и баловство. И счастья ему это не приносит. Зависимые же склонны вступать в новые отношения, не завершив старых. Обычно новые отношения тоже оказываются неудовлетворительными.Главное - отыграть привычную схему, где человек пытается найти счастье в новых отношениях, разочаровавшись в прежних. Тогда как счастье лежит там, где человек начинает выбирать себя, а не новую женщину, папу, маму и других лиц.
Кстати, о магии в сказке о Финисте
Получается, что магия в данном случае - это химия гормонов любви. Он встретил другую, гормоны в голову ударили, и это попросту серотонинчик, дофаминчик и прочая-прочая-прочая. А с героиней, первой женой, там уже зрелая любовь. Потому что она идет до него долго, очень, что там все гормоны успевают выветриться (тридесятое царство далеко). И встречаются они на территории бессознательного - территории Финиста. При гормонах мы проецируем на партнера Анимуса/Аниму. А при зрелой любви, которая может быть, а может и не быть, когда чудо-трава биохимии любви отпустит, там видим уже самого человека, а не то, что нам хочется видеть.