Специализируюсь по путеводным клубкам


Петренко В.Ф. Научная и религиозная картина мира

Цитаты Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2018-05-17 08:35:00

Петренко В.Ф.
Научная и религиозная картина мира

В рамках проблематики образа и картины мира как форм презентации мира субъекту и построения им моделей мира (в который включен сам познающий субъект) рассмотрены различные аспекты, в том числе и культурно-исторические. Важно подчеркнуть, что картина или образ мира не является «отражением» некой онтологической данности, существующей сама по себе («вещи в себе» по И. Канту), безотносительно к мотивации, системе ценностей, языку познающего субъекта, его ментальности, а является его познавательным конструированием, включающим как рациональные когнитивные, так и интуитивные (связанные с личностным и коллективным бессознательным) компоненты. В рамках этой проблематики представляется интересным сопоставить религиозную и научную картины мира на предмет их возможной взаимодополнительности или, наоборот, полной несовместимости. С моей точки зрения, более верной выступает первая позиция.

Если наука конструирует возможные модели бытия и развивает технологическое могущество Человечества, то религия как идеология задает возможные смыслы такого бытия и смыслы человеческого существования.

…специфику науки обычно связывают с наличием эмпирического опыта, а также с возможностью экспериментально проверять исходные гипотезы. Но и в рамках духовной культуры возможен мысленный эксперимент, пророчества как подтверждаемые или неподтвержденные гипотезы, духовная работа, сомнения и терзания, внутренний самоанализ, ощущение безусловной достоверности, что, конечно, отличает религиозный опыт от естественнонаучного, но оказывается близким к психоаналитическим или трансперсональным вариантам психологической науки, которую все же принято считать гуманитарной наукой и связанной с естественнонаучной.

При наличии для всех религий общего трансцендентального источника, коренящегося в коллективном бессознательном, различные религии достаточно сильно отличаются друг от друга, будучи выраженными на уровне сознания в сакральных текстах. Они различаются по системе ценностей, содержанию допустимых форм поведения, характеру психотехнических практик, позволяющих вхождение в измененные состояния сознания (ИСС). Эти различия эволюционируют и порождают многообразие национальных культур. При этом можно говорить об уровне развития той или иной религии. Например, шаманизм как наиболее древняя форма религиозной практики чрезвычайно психотехничен, ибо он впитал многотысячелетний опыт вхождения в ИСС и работы с ними. В то же время в нем практически отсутствует развитая этическая система, присущая, например, буддизму или христианству. Современная практика мировых религий во многом утрачивает психотехнический компонент, замещая им религиозный ритуал, который подчас представляет собой пустую оболочку бывших ранее психотехнических практик.

Работа по визуализации в ИСС связана с изменением категоризации, со снятием субъектобъектной оппозиции «я» и мира, или, говоря языком буддизма, «снятием двойственности». Меняются границы самоидентификации.

состоянии медитации физическое тело как бы растворяется и сознание резонансно всему миру. В ИСС изменяется категоризация себя, других существ, мира, а в состояниях, близких к нирване, в пределе снимаются сама категоризация и сознание. На мой взгляд, в результате медитации человек выходит в бесконечномерное пространство коллективного бессознательного (термин «коллективное бессознательное» введен Карлом Юнгом, весьма интересовавшимся буддизмом и индуизмом).

Помимо гипноза в психологии и религии используется множество психопрактик вхождения в ИСС. Измененные состояния сознания (аltered states of consciousness) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуаций; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации. Психоделические феномены: галлюцинации на фоне высокой температуры; гипервентиляция легких или, напротив, длительные задержки дыхания; острые невротические и психотические заболевания; когнитивно-конфликтные ситуации, выбивающие сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов — парадоксальных изречений, используемых буддизмом); применение парадоксальных инструкций, невыполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»; гипноз и медитация и др. — также приводят к ИСС. В литературе ИСС определяются как психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта, а при объективном наблюдении за ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики. Ч. Тарт определяет ИСС как качественную перестройку в индивидуальном паттерне психического функционирования.

Подводя итог вышеприведенным рассуждениям об отношениях науки и религии, можно сделать несколько даже не выводов, а скорее гипотетических утверждений. Наука и религия находятся в отношениях взаимодополнительности, что ведет к интегральному мировосприятию, где рацио и вера создают многомерную мировоззренческую картину, включая в нее и смысл бытия, и место в нем самого человека. То, что наука не может выразить в присущей ей жестких языках формализации, религиозное чувство схватывает в мягких метафорических и интуитивных языках поэтических образов ИСС. Религия выражает религиозное (шестое чувство) в сакральных текстах, в значительной степени утрачивая психопрактики, которые и привели к рождению этих сакральных текстов, заменяя религиозное чувство исполнением ритуалов. В отличие от науки, обогащающей человеческий мир технологическими, облегчающими жизнь новшествами, религии и возникшие на их базе этические системы задают смысл человеческому существованию, определяя техногуманитарный баланс между достижениями науки и техники, расширяющими возможности Человечества, и морали и этики, ограничивающими вмешательство человека в исходные природные процессы. Исходя из космического происхождения жизни на Земле, можно предположить и космический источник земного сознания, полагая не прямой перенос информации о мире Человечеству из космических источников, а вызывая резонанс психических состояний коллективного бессознательного (бытия в состоянии потока), когда на основе синергии и синхронии осуществляется квантовая телепортация (божественных состояний интуиции), благодаря которым пророк, поэт, ученый и музыкант порождают, создают тексты, идеи, поэзию и музыку. То есть присутствие космического сознания (вернее, коллективного космического бессознательного) во все века биологической и социальной эволюции задавало направление вектора эволюционного развития (или наличие телеономической, целевой функции), что на языке религиозного менталитета являло собой божественное присутствие.



Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Книги:

Основы философии. Учебник

Философию зачастую представляют как абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности философия, ее история являются частью духовной жизни общества, общечеловеческой культуры, которая так же многообразна, как окружающий человека... Подробнее