Статья. Взрослость: инструкция по выживанию
В подарок тому, кто боится не справиться с этими ужасно серьезными и сложными взрослыми обязанностями. Не успели мы разобрать этот вопрос в переписке. С одной стороны, оно, конечно, все просто до неловкости: что об этом писать? С другой стороны, я помню, как с организованным в документах «идеальным» порядком я как-то потратила неделю, чтобы собрать пакет документов для банка. Оказалось, что некоторые неочевидные справки упустила из поля зрения. Хорошо, что все остальное было структурировано.
Ну так вот, про документы и обязательные платежи. Разобраться с ними можно не просто, а очень просто, если сначала понять, как организовать порядок в документах.
Нам нужен:
— компьютер с выходом в интернет;
— сканер или фотоаппарат;
— принтер;
— телефон;
— папка с вшитыми файлами, 50-100 шт. (20-ти будет мало) — основная папка для документов;
— несколько папок с зажимами;
— обычная бумага А4, клей, ножницы, степлер, маркеры, ручка.
На компьютере заводим папку «Документы».
На компьютере же заводим файл «Пароли» с таблицей: сайт, логин, пароль, комментарии.
Заводим электронный ящик на неглючном почтовом сервере, который будем использовать для регистраций.
Берем в руки кучу документов и начинаем обрабатывать в порядке важности.
Кто тут самый важный? Я — самый важный. Какой документ у меня самый важный? Паспорт.
Сканируем паспорт, все страницы. Называем их понятным образом: «Vasya-passport-01» и т. д. Можно еще собрать все страницы документа в файл pdf, но отдельные фотографии тоже обычно нужны.
Кладем паспорт в первый файл папки, копируем сканы в папку «Документы», данные паспорта копируем в файл «Пароли» в текстовом виде.
Берем документы о здоровье, сканируем, но складываем в отдельную папку с зажимом, чтобы каждый раз не собирать, когда надо будет срочно в поликлинику или больницу. Копию полиса распечатать стоит сразу и положить туда же. Туда же добавляем телефоны и адреса клиник, которые могут быть нужны: поликлиника, зубная клиника, женская консультация, травматология, городская больница.
Берем свидетельство об ИНН. Повторяем операции со сканированием и укладкой документов и данных в соответствующие файлы. Тут же думаем, есть ли у налоговой сайт? Конечно, есть. Есть ли там возможность завести личный кабинет? Есть. Изучаем инструкцию, получаем доступ, складываем адрес сайта-логин-пароль в файл «пароли». Теперь все взаимодействие с налоговой можно вести через интернет.
Если есть доходы вне основного места деятельности, то важно помнить, что декларация о доходах физлиц подается в строго указанные сроки (до 30.04 каждого года). Форма декларации скачивается на том же сайте.
Телефон и е-мэйл привязываем к личному кабинету и повторяем это на каждом новом сайте и в новом личном кабинете.
Берем документы об образовании. Сканируем, складываем в соответствующую папку. Документы не на руках, а у мамы? Забираем у мамы документы. Документы зависли в брошенном на полпути ВУЗе? Закрываем вопрос с ВУЗом и изымаем документы. Сканируем, складируем.
Берем документы о собственности, если она есть. О собственности нужно знать, что с ней связаны не только права (распоряжаться и пользоваться, например), но и обязанности: платить налоги, коммунальные платежи и прочие добровольно-принудительные взносы, которые придумает родное государство. Итак, есть квартира или доля в квартире. Документы на нее есть? Складываем в папочки известным путем.
Управляющая компания, которая получает коммунальные платежи, есть? Обычно указана на платежках. Идем на сайт УК, регистрируем личный кабинет. Через него можно подавать показания счетчиков (раз в месяц), следить за начислениями и оплачивать часто тоже можно через сайт с помощью банковской карты или киви/яндекс сервисов. Если взносы принимают несколько компаний, то регистрируемся отдельно на сайте каждой: адрес-логин-пароль не забываем добавлять в файл с паролями, а адреса сайтов в отдельную папку в Избранном браузера.
Если есть имущество, то есть и налог на имущество. В том самом личном кабинете на сайте ИФНС будет указано: за что, какие суммы платить и каким образом.
Все коммунальные платежи оплачиваются обычно раз в месяц, налог на имущество — раз в год.
Документы о собственности — в общую папку с документами, платежки — в отдельную папку с зажимом и храним, пока не надоест.
Если дома есть стационарный телефон/интернет/телевидение, то все аналогично: договор в папку, сайт в избранное, личный кабинет оформить, явки-пароли в отдельный файл, если есть возможность настроить автоплатежи с карты ежемесячно — настраиваем, чтобы не тратить время каждый месяц на это. Или учимся проплачивать на несколько месяцев вперед: тоже снижает время- и трудозатраты.
Берем банковскую карточку. Если нет карточки, то идем в банк и заводим карточку, и одновременно выясняем, на каких условиях регистрируется личный кабинет на сайте банка. С помощью карты проводится 99% в пользу государства и прочих организаций. Оформляем, регистрируем, минимизируем себе будущие походы в невозможный сбербанк и иже с ним.
Некоторые платежи не принимают коммерческие банки, их можно провести только через сбер или через системы электронных платежей. Поэтому целесообразно иметь счета на киви и яндексах и держать там небольшую сумму денег.
Если есть дети и животные, то их документы складываем в отдельные папки, с которыми придется ходить в клиники.
Все телефоны из мобильных дублируем в файл на компьютере, распечатываем, кладем распечатку в папку с документами, обновляем время от времени.
Файл «Пароли» распечатываем, кладем распечатку в папку с документами, обновляем время от времени.
Регулярность платежей отмечаем в удобном для себя виде: задача в электронном органайзере, повторяющаяся раз в месяц, вполне подойдет.
Итого, по итогам разбора документов, будет:
— порядок;
— понимание, какие документы надо забрать в свои руки и дооформить;
— понимание, с какой периодичностью, каким образом и через какие сервисы надо оплачивать обязательные платежи;
— подготовленные сканы для распечатки копий;
— все пароли под рукой.
А вот это: «обычная бумага А4, клей, ножницы, степлер, маркеры, ручка» + эксель — нужно для оформления домашней бухгалтерии, но о ней я напишу как-нибудь потом, по заявкам.









