Статья. Травма предательства и контролирующий в семейных отношениях


Пример, как из одной травмы предательства об одних и тех же родителей разные дети могут сформировать одну и ту же маску контролирующего, при этом поведение детей будет строго противоположным в достижении одной и той же цели, потому что дети разные по социотипу.

Есть папа, у папы есть дочка лет так около четырех. Папа пытается сделать что-то, что ребенком воспринимается как предательство. Например, умереть. Девочка как раз в возрасте комплекса Электры, а папенька, как объект платонической влюбленности, собрался срулить из мира живых. Предательство, не иначе.

Или, допустим, есть папа, у папы есть дочка лет так около четырех. Папа пытается сделать что-то, что ребенком воспринимается как предательство. Например, уйти из семьи и забыть, что у него есть дети. Или помнить о детях выборочно. Девочка как раз в возрасте комплекса Электры, а папенька, как объект платонической влюбленности, перестал быть надеждой и опорой в этом мире. Предательство, не иначе.

И та и другая девочка становятся контролирующими. Но, т. к. папа умер/пропал, то контролировать они начинают мать.

Это может быть (для второй девочки, попроще пример) попытка быть перфекционистом до мозга костей, и считать, что всегда в жизни есть то, что стоит допилить напильником до совершенства. Всегда есть в жизни трудные задачи, которые надо решать здесь и сейчас, обязательно в контакте с мамой. То, что делается без мамы, может быть сложнее и значимее, но это несчитово, потому что мама не является объектом контроля. На первый взгляд, ребенок контролирует свой процесс/результат/правила, но на самом деле контролируется мать и свое соответствие оценке матери в любом виде. Именно по этой схеме ребенок из примера с английским будет не ловить дыры в логике назначения проблем в виде трудных занятий здесь и сейчас, потому что рационализация уместности совместных с матерью занятий не важна, важен их факт в жизни ребенка.

Это может быть (для первой девочки) вопиюще безответственное и безалаберное отношение к своей жизни. Концентрируя в своей жизни проблемы, связанные с отсутствием самоконтроля, ребенок получает возможность контролировать мать через то, что она контролирует его там, где самоконтроль якобы не отрос. Ситуация отличается от той, где контролирующим травматиком является мать, по выгодам, которые получают все участники процесса: если самоконтроль ребенка нужен матери, то ребенок сопротивляется попыткам его простроить, но под прессингом контроля так или иначе поддается воспитательному влиянию. Там, где контролирующим травматиком является ребенок, ребенок соглашается с разумностью самоконтроля и охотно принимает правила на этот счет, а потом тихой сапой саботирует процесс самовоспитания в себе самоконтроля, чтобы продолжать иметь мать в качестве объекта, который назначен контролирующим.

Успеваете ли вы следить за руками Гены, которого несет Чебурашка? :)


Нет лучшего убежища для контролирующего, чем электронный органайзер


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.