Статья. Возвращение ответственности ребенку с точки зрения психологии


Есть ребенок, который пробует освоить безответственность. «Пофиг, не хочу и не буду». Допустим, естественные последствия в виде гнева мамы или учителей его уже не трогают, как в младшей школе, дополнительные занятия он саботирует, как лошадь, пришедшая к водопою, лишение гаджетов и свободного времени игнорирует, обесценивая для себя желание развлекаться.

Отдаленные последствия в виде плохого ЕГЭ, непоступления в ВУЗ и плохой работы его не волнуют, или потому что он иррационал, или потому что миф подросткового возраста о необязательности течения времени, или при поломке способности устанавливать причинно-следственные связи. Допустим, не важно.

«Если где-то нет кого-то, значит кто-то где-то есть. Только где он, этот кто-то? И как он туда залез?» — если ребенок не берет на себя ответственность за свой выбор («не учиться»), то чья будет ответственность? А кому надо, кто по этому поводу эмоционирует или наказывает, — того и ответственность. Делает вывод ребенок. Потому что это схема созависимого поведения: если ты за себя и свой выбор ответственность не взял, то отвечать будет партнер и это всегда будет деструктивный партнер, а ты будешь играть в игру «да… но…», но не выходить из отношений.

Поэтому я выбираю НЕ эмоционировать, и отказываюсь соглашаться с тем, что «виноват» учитель в двойке ребенка, а он попервой всегда будет «виноват» с точки зрения юного травматика. А просто назначаю последствия, надежно позволяющие эмоцию ощутить и вылить. В ситуации, которую создал ребенок, остается только он, труд, как назначенные последствия, и его эмоция, которая выливается через труд. Потому что, конечно, он бы предпочел, чтобы мама наорала (=взяла на себя ответственность, а точнее была виновата) или злиться на историчку (=назначать ее ответственной, а точнее виноватой), но вместо этого ему приходится делать выбор между ответственностью и безответственностью и встречаться с последствиями здесь и сейчас. И именно работа до седьмого пота помогает создать иной канал слива напряжения, чем привычно врать, разгоняя напряжение, пока не наступит гром в виде гневной мамы, или привычно бояться на уроках, пока не наступит молния в виде разгневанной исторички, опять же, копя напряжение. И ребенок больше не пользуется способом быть безответственным.

Как-то так.


Если все из себя убрать, что с человеком было связано, то ему будет некуда возвращаться


Вы можете обсудить эту тему в комментариях.
Яндекс.Метрика