Специализируюсь по путеводным клубкам


Статья. Возвращение ответственности ребенку с точки зрения психологии

Детский психолог Yagaya-Baba.ru Статьи психолога   2014-02-02 19:03:00

Родительская компетентность
О проекте "Родительская компетентность"
Когда ребенок ведет себя плохо, то проблема вовсе не в том, что это - плохой ребенок, и не в том, что у него - плохой родитель. Чаще всего родителю не хватает знаний, умений и навыков воспитывать свое чадо. О некоторых аспектах воспитания мы и будем говорить в этом небольшом цикле.

Содержание статьи

Есть ребенок, который пробует освоить безответственность. «Пофиг, не хочу и не буду». Допустим, естественные последствия в виде гнева мамы или учителей его уже не трогают, как в младшей школе, дополнительные занятия он саботирует, как лошадь, пришедшая к водопою, лишение гаджетов и свободного времени игнорирует, обесценивая для себя желание развлекаться.

Отдаленные последствия в виде плохого ЕГЭ, непоступления в ВУЗ и плохой работы его не волнуют, или потому что он иррационал, или потому что миф подросткового возраста о необязательности течения времени, или при поломке способности устанавливать причинно-следственные связи. Допустим, не важно.

«Если где-то нет кого-то, значит кто-то где-то есть. Только где он, этот кто-то? И как он туда залез?» — если ребенок не берет на себя ответственность за свой выбор («не учиться»), то чья будет ответственность? А кому надо, кто по этому поводу эмоционирует или наказывает, — того и ответственность. Делает вывод ребенок. Потому что это схема созависимого поведения: если ты за себя и свой выбор ответственность не взял, то отвечать будет партнер и это всегда будет деструктивный партнер, а ты будешь играть в игру «да… но…», но не выходить из отношений.

Поэтому я выбираю НЕ эмоционировать, и отказываюсь соглашаться с тем, что «виноват» учитель в двойке ребенка, а он попервой всегда будет «виноват» с точки зрения юного травматика. А просто назначаю последствия, надежно позволяющие эмоцию ощутить и вылить. В ситуации, которую создал ребенок, остается только он, труд, как назначенные последствия, и его эмоция, которая выливается через труд. Потому что, конечно, он бы предпочел, чтобы мама наорала (=взяла на себя ответственность, а точнее была виновата) или злиться на историчку (=назначать ее ответственной, а точнее виноватой), но вместо этого ему приходится делать выбор между ответственностью и безответственностью и встречаться с последствиями здесь и сейчас. И именно работа до седьмого пота помогает создать иной канал слива напряжения, чем привычно врать, разгоняя напряжение, пока не наступит гром в виде гневной мамы, или привычно бояться на уроках, пока не наступит молния в виде разгневанной исторички, опять же, копя напряжение. И ребенок больше не пользуется способом быть безответственным.

Как-то так.


Если все из себя убрать, что с человеком было связано, то ему будет некуда возвращаться

Fill out my online form.


Вы можете обсудить эту тему на форуме.


Или оставить свой комментарий на странице.
comments powered by HyperComments


Книги:

Азартно-игровая и интернет зависимость среди подростков

В монографии освящаются вопросы педагогической профилактики азартно-игровой и интернет зависимости среди подростков. Даётся краткое историческое ретроспектива развития данной проблемы, раскрывается этиология возникновения азартно-игровой и интернет зависимости у подростков. Предлагается программа... Подробнее